В 2006 году Волгоградскому государственному педагогическому университету исполнится 75 лет. Путь этот – от скромного провинциального вуза до научно-педагогического комплекса был непростым. Но, выстоявшему в послевоенные и перестроечные годы, ВГПУ есть чем похвастаться. Сегодня это один их крупнейших вузов Южного федерального округа, в состав которого входят факультеты, кафедры, научно-исследовательские центры, институты, колледжи, гимназии, лицей, а также филиал в городе Михайловка Волгоградской области.
Немного истории…
Университет расположен в четырех корпусах в центральной части Волгограда. На семнадцати его факультетах по почти пятидесяти специальностям педагогического и классического университетского профиля получают образование более двенадцати тысяч студентов.
Обучают их свыше 700 преподавателей. В их числе – семьдесят штатных докторов наук, 340 кандидатов наук и доцентов. Для учебных и научных целей созданы агробиостанция, ботанический сад, музеи. Спортивный комплекс имеет четыре зала для занятий различными видами спорта. Университет располагает четырьмя общежитиями для студентов, магистрантов и аспирантов, гостиницей, столовыми, кафе.
Это мы уже проходили!
В октябре 1992 года ВГПИ одним из первых педвузов страны распоряжением Правительства РФ преобразовали в государственный педагогический университет. А почти за год до этого значимого события он одним из первых включился в эксперимент Минобразования РФ по отработке концепции многоуровневого педагогического образования.
Поэтому сейчас, когда многие вузы только размышляют над системой бакалавриата, здесь эта система реализуется практически. Более четырех сотен студентов обучаются в магистратуре по четырем направлениям и тринадцати магистерским программам. Здесь готовят кадры как для самого университета, так и для учреждений профобразования Волгоградской области и, что особенно важно, для работы в старшей профильной школе.
Такой подход дает свои результаты
В университете уже сложился ряд известных в стране научных школ. Так, широкую популярность получила концепция и теория целостности учебно-воспитательного процесса профессора Владимира Сергеевича Ильина. Его подход успешно развивается в работах многочисленных учеников и последователей. Один из них – профессор Владислав Владиславович Сериков, директор НИИ «Проблем личностно-ориентированного образования». Сергеев Николай Константинович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор вместе с Владимиром Владимировичем Арнаутовым, профессором, директором Михайловского педагогического колледжа занимаются теорией непрерывного педагогического образования и также являются продолжателями традиций научной школы Ильина.
Не менее известны в научной среде и образовании результаты исследований ученых университета по таким направлениям, как фактор в языке и культуре, истории, природной среды, экономики, экологии и культуры родного края. По их материалам для учителей и школьников опубликован не один десяток учебных пособий, научно-методических и справочных изданий. Результаты работ активно используются и в учебном процессе самого вуза. Это не только повышает уровень получаемого образования, но и способствует его фундаментальности.
В аспирантуре университета обучается более 250 аспирантов и 110 соискателей по 26 научным специальностям. В докторантуре – 30 человек по шести научным направлениям. Результативность этой работы более чем в два с половиной раза превышает среднероссийские показатели и составляет, по данным последних лет, более семидесяти процентов защитивших диссертации в год окончания обучения. Только за последние три года сотрудники, аспиранты и докторанты университета защитили 34 докторских и 199 кандидатских диссертаций по актуальным, востребованным жизнью и наукой проблемам.
Рядом с МГУ и МИФИ
Сам учебный процесс направлен на развитие мотивации овладения педагогическими профессиями, выявление творческих способностей, стремления к постоянному совершенствованию своей личности. Насколько это удается, можно судить по независимой рейтинговой оценке Потанинского фонда поддержки талантливой молодежи. В рейтинге 2003-04 года участвовали 67 университетов и институтов самого различного профиля, отобранных фондом как лидеров профессионального образования в своих федеральных округах. По методике, разработанной фондом, оценивался уровень интеллектуальных возможностей, творческие способности студентов, их общекультурное развитие. ВГПУ занял 22-е почетное место рядом с МГУ, Ростовским, Саратовским госуниверситетами, МФТИ, МИФИ, Российским государственным педагогическим университетом имени Герцена и другими ведущими вузами страны. В официальных рейтингах Минобразования РФ последнего десятилетия среди всех педагогических и лингвистических вузов ВГПУ неизменно занимает место в первой десятке.
Педагог – мужская профессия!
Если бы существовал еще один конкурс, например, по количеству молодых людей, обучающихся в вузе, то и здесь Волгоградский государственный педуниверситет занял бы одно из первых мест. Это учебное заведение опровергает стереотип о том, что педагог – профессия женская. Традиционно здесь обучаются по педагогическим специальностям более 35 процентов студентов-юношей. Объясняется это не только существованием военной кафедры и рядом «мужских факультетов», но и особой системой работы вуза с будущими абитуриентами.
Дело в том, что свыше половины набора в университет составляют выпускники сельских школ, педагогические работники сельских образовательных учреждений, нуждающиеся в повышении профессионального образовательного уровня. Такая высокая доля студентов-сельчан – вполне привычный показатель для ВГПУ, где сложилась практика тесного сотрудничества университета с администрацией области и руководством сельских районов по целевому набору. Это значит, что из областного бюджета осуществляется доплата вузу за дополнительные образовательные услуги, связанные с поддержкой сельчан в обучении, а районы гарантируют трудоустройство выпускников университета, возвращающихся в родные края, и решение их основных социальных проблем.
Традиционно на селе по специальности устраиваются более 80 процентов выпускников. Есть и другая весомая причина, объясняющая это, – большая и эффективная работа университета по формированию контингента обучающихся, профессиональной ориентации молодежи на педагогические профессии, профессии сферы «человек – человек», педагогические и инновационные поиски ВГПУ по формированию эффективной региональной системы непрерывного педагогического образования. Университетский комплекс ВГПУ признан Федеральной экспериментальной площадкой по проблемам университетских комплексов. Он участвует в большой опытно-экспериментальной работе, которую проводило в прошлом Минобразование РФ, а ныне – Федеральное агентство по образованию.
От лицея до округа
В 1974 году в числе первых в стране Волгоградский пединститут совместно с облоно начал внедрение в практику более совершенной системы связей института со школами и органами управления образованием. За минувшие годы были реализованы три пятилетние программы Волгоградского научно-производственно-педагогического комплекса (НППК). Опыт его работы был предметом обсуждения на различных научных мероприятиях АПН СССР, РАО, рекомендовался к внедрению в широкую практику подготовки учителя Министерством просвещения СССР, Госкомитетом СССР по народному образованию, Минобразованием РФ.
С 1989 года НППК был преобразован собственно в УНПК педагогического института. Сегодня в УНПК университета входит несколько юридических лиц. Во-первых, Волгоградский ИПК работников образования, который в свое время был первым в стране передан в структуру университета. Его специалисты теснейшим образом сотрудничают с кафедрами и факультетами ВГПУ. Филиал университета находится в Михайловке. В этом известном в стране учебно-педагогическом комплексе обучаются шесть тысяч учащихся и студентов. Кстати, Михайловский УПК также имеет статус Федеральной экспериментальной площадки, руководит которой народный учитель России, доктор педагогических наук, профессор Владимир Арнаутов.
Особое место в УНПК ВГПУ занимает Волгоградский мужской педагогический лицей – интернатное учебное заведение, в котором на протяжении пяти лет обучаются 300 юношей из села. Они получают с помощью преподавателей университета и высокопрофессиональных учителей качественное общее и начальное профессиональное образование. Это и ориентирует их на профессию учителя. Руководит этим уникальным образовательным заведением его создатель – народный учитель СССР, почетный гражданин Волгограда, ветеран Великой Отечественной, кандидат педагогических наук Ф.Слипченко. Пятнадцать выпусков этого лицея за годы его существования, а это более 800 человек, практически в полном составе поступили на различные факультеты педагогического университета.
В этот комплекс входят также очень «крепкий» Волгоградский социально-педагогический колледж (директор – кандидат педагогических наук Вячеслав Краснощеков), волгоградская городская гимназия №1 (директор – кандидат педагогических наук Николай Цыбанев), НОУ «Волгоградский естественно-гуманитарный институт», который осуществляет подготовку молодежи по педагогическим специальностям (ректор – профессор Владимир Карташов), и частная интегрированная школа – одна из наиболее авторитетных негосударственных школ Волгограда (директор – кандидат педагогических наук Виктория Анисимова). С институтом и школой отрабатываются модели сотрудничества университета с негосударственными образовательными учреждениями. По области при активной научно-методической поддержке центра педагогических инноваций ВГПУ создана сеть педагогических классов, выпускники которых также потенциальные студенты университета и других учреждений, входящих в УНПК, весьма успешно конкурируют со своими сверстниками на вступительных экзаменах в университет.
Образование должно быть непрерывным
В результате создана система с качественно новыми возможностями подготовки специалистов. Волгоградский госпедуниверситет дает редкую возможность получить непрерывное педагогическое образование. Здесь будущий педагог проходит последовательные фазы профессионального становления. Начинается все с профильного допрофессионального обучения в школах и гимназиях педагогического профиля, далее идет профессионально-педагогическое образование в колледжах и вузах, а завершает этот процесс постдипломное дополнительное педагогическое образование. Предусмотрено здесь и согласование учебных планов различных ступеней и уровней. Осуществляется это не только по традиционным специальностям и профилям – учитель начальных классов, дошкольное воспитание, физическая культура, труд, но и по таким, как учитель русского языка и литературы, иностранных языков, математики, изобразительного искусства. Это позволяет оптимизировать профессиональную подготовку учителей по более широкому спектру специальностей.
В структуру университета помимо учреждений федерального и регионального подчинения включены также два негосударственных учреждения – Волгоградский естественно-гуманитарный институт, частная интегрированная школа. Такой подход позволяет апробировать варианты многоканального финансирования деятельности комплекса педагогического вуза. Создание и деятельность комплекса сопровождается глубоким научным сопровождением и обоснованием. Так, по материалам деятельности всех учреждений комплекса опубликованы научно-методические материалы – пособия, концепции, материалы опытно-экспериментальной работы, рекомендации. По этим вопросам проведено около тридцати научно-практических конференций и семинаров, защищено 20 диссертаций, в том числе три докторские.
Таким образом, интеграция учреждений в университетский комплекс развивает всю региональную систему образования, способствует повышению социокультурного потенциала региона. Об этом свидетельствует опыт Волгоградского педуниверситета. Такие системы построены, как правило, на основе результатов исследований научно-педагогических школ региона, проведенного ими анализа конкретных образовательных ситуаций и систем, возможностей развития инновационных процессов в сфере образования. В этом смысле модель каждого университетского комплекса отражает специфику понимания педагогической реальности учеными и практиками данного региона. Различие образовательных моделей и вариантов развития комплексов обогащает теорию и опыт непрерывного педагогического образования, нуждается в дальнейшем глубоком научном анализе.
Валерий ДАНИЛЬЧУК, ректор Волгоградского госпедуниверситета, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор; Николай СЕРГЕЕВ, первый проректор Волгоградского госпедуниверситета, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор; Владислав СЕРИКОВ, зав. кафедрой управления педагогическими системами Волгоградского госпедуниверситета, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор; Владимир ЗАЙЦЕВ, проректор по учебной работе ВГПУ, доктор педагогических наук, профессор; Елена САХАРЧУК, профессор кафедры педагогики, доктор педагогических наук, научный руководитель Центра мониторинга качества подготовки специалистов ВГПУ
Комментарии