Я осмелюсь утверждать, что из всех знаний самые полезные для нас знания природы, ее законов.
Жан Батист Ламарк
Разработка учебно-исследовательских проектов, новые знания о многообразии мира живой природы, полезные навыки, работа в команде. Где? На занятиях естественно-научной направленности в центре детского творчества «Строгино».
Увлекательные исследования и удивительные открытия, решение теоретических и практических задач в сфере современных биотехнологий и культуры природопользования выбирают юные натуралисты, неравнодушные к будущему нашей планеты.
В объединениях «Экомаршруты в мир биологии», «Занимательная генетика», «Физиология и анатомия человека» школьники открывают новые горизонты знаний, делают свои первые шаги в науке, решая проблемы эколого-биологического профиля и выдвигая смелые идеи.
На занятиях ребята познают окружающий мир посредством подробного изучения основных разделов биологии – ботаники, зоологии и экологии. Всю изученную теорию мы обязательно закрепляем практикой, наши занятия насыщены различными лабораторными и практическими работами.
Все работы учащихся объединения имеют практическую значимость. Например, Олег Плюснин выполнил экологическое исследование «Загрязнение воды в Москве-реке в районе Строгино», Иван Гиголо подготовил работу по теме «Сравнение загрязнения воздуха в Москве и Московской области», Степан Прокофьев выступил с сообщением по теме «Изменение температуры в Москве». В настоящее время проводятся исследования по темам «Мониторинг качества речных вод посредством биоиндикаторов», «Изменение загрязнения почв».
В календарный план занятий включены экскурсии на природу и посещение естественно-научных музеев с целью ознакомления с природными объектами и музейными экспозициями, которые дополняют полученные на занятиях теоретические знания и практические умения. Некоторые учебные темы изучаются только с использованием музейных экспозиций, для чего активно используются электронные ресурсы, с помощью которых можно знакомиться с экспонатами, не выходя из дома (например, интернет-сайты ГБМ имени К.А.Тимирязева, Аптекарский огород).
Занимательная генетика
Генетика является одной из самых прогрессивных наук естествознания. Ее достижения изменили естественно-научное и во многом философское понимание явлений жизни. Роль генетики в практике селекции и медицины очень велика. Значение генетики для медицины будет возрастать с каждым годом, ибо генетика касается самых сокровенных сторон биологии и физиологии человека. На занятиях ребята не только знакомятся с историей науки, но и познают основы наследственности у животных и растений. Особый интерес у школьников вызывает раздел «Медицинская генетика», где они изучают генетические болезни и причины их возникновения. Происходит активная работа с лабораториями вузов города, в которых лучшие ученики смогут развивать свои практические навыки.
Физиология и анатомия человека
Наш организм – это сложный механизм, в котором каждый винтик жизненно важен для функционирования всей системы. С самого появления человека ему было интересно знать, что находится у него внутри, почему, если пораниться, идет кровь, что она собой представляет, почему человек дышит, спит, ест. Эти же вопросы волнуют и наших учеников, которые со всей серьезностью относятся к изучению строения собственного организма. Кроме освоения теоретического материала с помощью макетов наши ребята имеют уникальную возможность работать с гистологическими препаратами, а также изучать строение органов на настоящих препаратах!
Изучение биологии – это не только интересный и полезный, но и довольно сложный процесс. Однако, познавая мир, мы познаем себя.
– Как взаимодействуют организмы в природе? – улыбается Мария А. – Как зародилась жизнь? На все эти вопросы можно ответить, изучая такой предмет, как биология. Я люблю биологию. В будущем я хочу стать врачом или же заняться научной деятельностью, где биология обязательно пригодится. «Наука о жизни» безгранична. Я очень люблю смотреть телепередачи про мир животных, читать книги о растениях, обсуждать различные темы на уроке, а также проводить опыты.
– Мне нравится изучать Красную книгу, где представлены редкие животные и насекомые, – говорит Алена К. – А если они попадаются мне в природе, я стараюсь уберечь их от беды. На биологии я узнала, как можно сохранить нашу природу, что надо делать для того, чтобы не загрязнять ее.
– Я узнал много нового о птицах, рыбах и насекомых, – поддерживает единомышленницу Михаил Ш. – В мире огромное разнообразие видов. После того как я окончу школу, хочу продолжить изучать биологию.
– Мне очень нравятся занятия в объединении «Экомаршруты в мир биологии», – отмечает Сергей С., – они очень интересные, всегда узнаю много нового, того, о чем не рассказывают в школе. Одноклассники удивляются, откуда я знаю столько фактов про растения и животных.
Мы рады, что наши воспитанники открыты познанию!
Павел ХЛИМАКОВ, педагог дополнительного образования центра детского творчества «Строгино»
Комментарии