search
main
0

Готовимся к ЕГЭ: советы педагогов для школьников, сдающих обществознание

Как правильно написать развернутый план ответа, как выполнить задание о спросе и предложении, нужно ли знать статьи Конституции РФ наизусть – об этом и многом другом рассказали учителя и выпускники тем школьникам, кто планирует сдавать ЕГЭ по обществознанию.

Фото: пресс-служба Рособрнадзора РФ

Департамент образования и науки города Москвы на своей странице в социальной сети продолжил марафон по подготовке к Единому госэкзамену. В новом выпуске учитель истории, обществознания и права Пушкинской школы № 1500 Мария Кабанова рассказала, как успеть выполнить все задания, и на что стоит обратить особое внимание.

Мария Викторовна отметила, что обществознание для сдачи ЕГЭ выбирают те, кто хочет связать свою судьбу с гуманитарным направлением. Этот предмет помогает адаптироваться к жизни и понять, как все устроено в обществе, трудовые, семейные, экономические отношения. Он формирует кругозор и мировоззрение школьника. Готовиться к экзамену по данному предмету нужно за два, в крайнем случае, за один год. Девятиклассникам стоит сначала попробовать сдать ОГЭ по обществознанию.

Что дается труднее всего

Труднее всего выпускникам дается экономика – в частности, налоги. Особенно в тех заданиях, где их необходимо распределить в соответствии с территориальным размещением. Непросто дается также политика, полномочия тех или иных органов законодательной и исполнительной власти. Однако помогают тренировки, существуют определенные лайфхаки.

Поскольку нельзя объять необъятное, учить наизусть Конституцию России не нужно. Необходимо понимать, что является теми или иными нормами, правами и обязанностями. Педагог отметила, что социальные реалии влияют на интересы школьников к тому или иному разделу обществознания. Ребятам интересно, что такое инфляция, кредит, банк, пассивный доход, как сохранить сбережения.

Как подготовиться на высокий балл

Во-первых, сначала стоит все повторить – по тематическим блокам (человек и общество, право, политика, социология), и только потом браться решать типовые задания. Самые простые темы, связанные с социологией, следует оставлять на потом.

В первую очередь надо заучивать определения. Нужно понимать их смысл и пытаться своим словами адаптировать их под себя. В запоминании помогают примеры из литературы и истории. Каждую тему надо закреплять тематическими тестами. Первая часть содержит все разделы обществознания, а вторая часть – конкретику, в ней требуется более углубленное знание того или иного вопроса.

Спикер обратила внимание родителей на то, что излишнее нагнетание ситуации, связанной с ЕГЭ, приводит к тяжелым последствиям. Ребенок может стать апатичным. Ему важна поддержка. Важно спать не менее 8 часов: стресс и интернет негативно сказываются на ребенке. Планомерность и самодисциплина помогут сдать экзамен на высокий балл.

Изменения в КИМ ЕГЭ по обществознанию в 2023 году

Кардинальных изменений в этом году нет. Однако экзамен развивается. В первой части изменились баллы – где-то увеличились, где-то их стало меньше. Во второй части изменилось 25 задание – за него ребята могут получить больше баллов. Это творческое задание включает элементы удаленного из экзамена эссе.

Кроме того, изменилось 18-е задание. В нем теперь нужно не только дать определение, но знать необходимые признаки, принципы. Школьникам облегчили задачу: дали возможность более развернуто ответить своими словами.

Фото: кадр из видео Департамент образования и науки города Москвы/ ВК

Эксперт также обратила внимание на то, что необходимо очень внимательно читать задания. Это настоящий бич детей: зачастую они просто не дочитывают задания до конца и из-за этого совершают ошибки. Составители делают хитрый ход: в одной части спрашивают одно, а в другой – совершенно другое. Школьник, который сразу выхватывает знакомые слова, может оказаться в минусе, поскольку спрашивалось совсем не о том.

Советы по решению некоторых заданий в ЕГЭ по обществознанию

Секретом успеха можно назвать осознание, что нужно выучить материал, нельзя просто читать и пересказывать. Порой против зубрежки нет методов. Важно понимать, что экзамен не оценивает самого ребенка, он проверяет его способность применить на практике свои знания. Так что экзамен стоит рассматривать как квест, как решение кроссворда.

Важно понимать материал, чтобы зазубренное определение не рассыпалось. Полезно объяснять выученный материал тому, кто с ним не знаком. Так самому удастся лучше разобраться в информации.

Как уже говорилось ранее, часто выпускникам нелегко даются задания про налоги. Чтобы легче запомнить различные налоги – федеральные, местные и региональные – не надо учить их все. Можно запомнить только местные и региональные. Есть интересная считалка:

Юрлицо, игра, машина,
Физлицо, товар, земля.

В первой строчке – региональные налоги, во второй – местные налоги. Юрлицо – это налог на имущество организаций, игра – это игорный бизнес, машина – налог на автомобиль и дорожный налог. Во второй строчке физлицо – налог на имущество физлиц, товар – товарный сбор, а земля – земельный налог и курортный налог. Все остальное – федеральные налоги.

Наталья Петрушихина, учитель права школы № 1535 отметила, что часто возникает вопрос, нужно ли готовить примеры для 18-го задания про запас. Однако за дополнительные позиции в ответах стали наказывать. Если в дополнительной позиции содержится фактическая ошибка, то это приведет к потере балла за это задание.

В 18-м задании стоит поступать следующим образом. К термину требуется подобрать три признака. Если вам известно больше признаков, следует писать столько, сколько вы знаете. В этом задании важно попасть в критерии. Если вы назвали три признака, а в критериях были выбраны другие три признака при этом вы знали все шесть вы сами себя накажете. Так что стоит написать все известные вам признаки. Если вы сомневаетесь в своих знаниях – тогда не надо писать эти признаки.

В 19-м задании не стоит приводить дополнительные примеры. Обычно в нем требуется выписать три признака из текста и проиллюстрировать их примерами. Если вы будете придумывать два примера на один признак, выписанный из текста – это странно. Если вы не уверены в первом примере и уверены во втором примере, оставьте сразу второй пример, не надо вписывать оба. При допущении ошибки снимается балл. Риски слишком велики.

Фото: кадр из видео Департамент образования и науки города Москвы/ ВК

В 20-м задании ситуация немного другая. Здесь нужно написать три объяснения или аргумента. Тут можно себе позволить написать дополнительный тезис. В этом задании чаще всего школьники не докручивают логику при приведении аргументов. Им кажется, что они привели факт, и этого факта достаточно. Однако эксперт воспринимает только то, что написано, так что важно дописывать логическую связь до конца. Здесь можно попробовать разными словами передать одну и ту же мысль. За фактическую ошибку тоже могут наказать, но в этом задании чаще встречается недоговоренность, чем фактическая ошибка.

В 23-м задании нет смысла писать дополнительные варианты. Здесь просто промахнуться. Однако есть некоторые суждения – например, о федерализме – можно в Конституции найти 3, 5 или 6 утверждений того, что РФ является федерацией. Но тут нет задачи попасть в критерии. В них может быть написано три конкретных положения, но эксперт будет искать любые правильные.

Советы учителя

Как лучше запомнить полномочия государственных органов. Полномочия исполнительных органов власти несложно запомнить, если воспользоваться советом упрощать материал. Например, полномочия генпрокурора или полномочия президента. Помилование – мы отлично знаем, что президент оформляет помилование. Или гражданство. Когда мы говорим о Конституционном суде, стоит помнить, что он занимается только спорами. Если вы видите слова «спор» или «решение споров», речь идет о Конституционном суде. Он также рассматривает и толкует законы, сравнивает законы, принятые Госдумой, с Конституцией. Полномочия Госдумы и Совета Федерации нужно выучить.

Ищите подсказки в КИМ. КИМ – это подспорье. Все, что есть в первой части, может пригодиться для решения тех или иных заданий во второй части. И наоборот. Например, если вас спрашивают о Конституции, то в первой части эти вопросы могут быть раскрыты в теме «Социология» или «Политика». Первые несколько заданий – о человеке и обществе, дальше идут – прямо по тематике (социология, экономика, политика, право). Поэтому если во второй части у вас будут вопросы, связанные с политикой, вернитесь в первую часть, чтобы посмотреть, нет ли там ответа на поставленный вопрос.

Нужно ли знать наизусть статьи Конституции РФ

В 23-м задании требуется знание Конституции РФ. Обычно требуется, используя положения Конституции, подтвердить аргументами предложенный в задании тезис.

Статьи основного документа не нужно знать наизусть, но близко к тексту знать желательно. Стоит выучить некоторые формулировки, которые можно будет вставлять в собственный ответ, чтобы он звучал близко к тексту Конституции, перекликался с ним. Первую главу Конституции можно выучить практически всю. В целом, 15 основных ее тезисов знать надо. Это знание, по мнению Натальи Петрушихиной, полезно во многих аспектах. Оно поможет при ответах в большинстве заданий 23-го типа. Также на первой главе Конституции основано 12 задание тестовой части.

Вторую главу с 60 статьями стоит прочитать столько раз, чтобы она была узнаваема в момент сдачи ЕГЭ. Из основного документа также стоит хорошо знать полномочия власти. Пригодится знание 71 и 72 статей Конституции. В мае стоит уделить Конституции особое внимание. С ней связано немало заданий.

Как успешно написать развернутый план

Одним из сложных заданий выступает развернутый план. Обычно на него успешно отвечают не более 20% выпускников. Из них минимум половина получает 1 балл из 4.

Самая большая сложность в задании – попасть в ключи. В них указаны 3 или 4 пункта плана, которые, по мнению составителей, позволят раскрыть тему плана по существу. Все другие положения, которые вы можете отнести к плану, не принесут ни одного балла. Поэтому стоит написать много пунктов – таких, в которых вы уверены, чтобы не потерять баллы за ошибки. С другой стороны, баллы, которые можно получить за попадание, более существенны, чем те, которые потеряются за ошибки. Если сложно написать много пунктов, стоит выучить последовательность слов, которую как мантру можно произносить во время придумывания пунктов для этого плана (виды, признаки, принципы, функции, последствия, причины, характерные черты).

Каждый пункт здесь предстоит развернуть в трех подпунктах. Если вы не знаете подпунктов, то лучше оставить пункт не развернутым. Это может позволить получить 2 балла: один пункт будет развернутый, второй – не развернутый. Эксперт в такой ситуации поставит 2 балла – если оба пункта попадают в критерии. Тренироваться писать план необходимо в течение всего года. Можно использовать учебник – конспектировать каждую тему в виде плана. Тогда появится необходимый практический навык.

Как выполнить задание №25

Задание состоит из трех частей. В первой части нужно аргументировать свою позицию несколькими предложениями – согласны ли вы с утверждением, представленным в задании. Во второй части потребуется привести примеры. Так, могут попросить назвать существующие в России партии или банки. Важно их указать в требуемом количестве – три примера. В третьей части нужно обосновать свою точку зрения и привести конкретные функции, принципы или признаки данных в задании позиций. Необходимо использовать специальную терминологию.

Как выполнить задание на спрос и предложение

Задание о спросе и предложении, как отметила Наталья Петрушихина, перенесли из тестовой части в развернутую. Теперь нет готовых объяснений отражаемого на графике, а предлагается сделать вывод о том, что вы видите, и привести свои суждения о том, что произошло на рынке в соответствии с движением прямых на графике. Для решения нужно посмотреть, куда сдвигается прямая спроса и предложения, повысилась или понизилась равновесная цена.

Задание состоит из трех вопросов. В первом нужно дать простой ответ – достаточно словосочетания. На второй вопрос стоит ответить тремя предложениями: что случилось со спросом или с предложением, указать фактор, из-за которого это произошло, объяснить, как фактор повлиял на спрос либо предложение. В ответе на второй вопрос получится два коротких предложения и одно длинное. Важно использовать указанное в задании название рынка. При ответе на третий вопрос задания можно обойтись словосочетанием.

Фото: pixabay.com

Как точно определить число правильных ответов в заданиях с множественным выбором

Существует стереотип: если есть 5 вариантов ответов, то обязательно должно быть 2 правильных, если 6 вариантов – то 3 правильных. Мария Кабанова отмечает, что это в корне неверно. Количество правильных ответов не предусматривается. Школьнику необходимо понимать и знать, что верно, а что – неверно.

Точно не может быть 1 или 4 верных ответа из 5 предложенных вариантов. В 6 вариантах ответа может быть и 2, и 3, и 4 верных. Но не 5 и не 1.

Успеть на 100 баллов

На ЕГЭ по обществознанию в этом году отводится 3,5 часа. Важно четко распределить каждую минуту, которую вы потратите на написание экзамена. Каждый справляется с разными видами заданий по-разному. Чтобы понять свою скорость, стоит много тренироваться. Хорошо ставить таймер, чтобы засечь, сколько времени уходит на решение того или иного вида задания. Так вы будете понимать, сколько времени тратится на первую часть, сколько – на объемные 24-е и 25-е задание, например.

Если ориентироваться на среднестатистического успешного ученика, то можно распределить время на экзамене следующим образом. На тестовую часть уйдет 20-25 минут – чуть больше минуты на каждое задание. Остальные 3 часа нужно распределить между заданиями развернутой части, временем на заполнение бланка и проверку написанного.

Однако выполненную в первые 25 минут экзамена тестовую часть не нужно сразу переносить в чистовик. Сначала стоит прорешать развернутую часть, с которой обычно справляются за 2 часа. Особое внимание уделяется 19, 20, 24 и 25 заданиям. Они сложные и дают много баллов. После этого следует вернуться к тестовой части, перепроверить ее. Хорошо решить ее на новом листочке заново. На это уйдет уже меньше 20 минут. Затем нужно сравнить с первоначальными ответами на черновике. При выявлении расхождения следует вернуться к этому заданию, его формулировке, выделить четко вопрос, требующий ответа – часто именно в этом бывает подвох. Только после этого перенести готовые ответы в чистовой бланк.

Возникает вопрос: писать ли развернутую часть на черновике? Задания №17, №21 и №22 можно писать сразу в чистовик. Сначала в черновике стоит решить 18, 19, 23, 24 и 25 задания, отложить их, завершить работу с тестовой частью. И только после этого надо посмотреть на ответы в сложных заданиях развернутой части свежим взглядом, внести необходимые корректировки – и перенести их на чистовик.

В рамках марафона Мария Кабанова рассказала также, как выполнить первое задание ЕГЭ по обществознанию на максимальный балл. Полностью с выпуском можно ознакомиться на странице Департамента образования и науки города Москвы в социальной сети.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте