Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов принял участие в «Правительственном часе»в Государственной Думе РФ.
В этом году наша система образования начала новый учебный год в условиях, когда приняты все стратегические документы, включая государственную программу развития образования, указы президента и дорожные карты по их реализации. Поставлено много задач, каждая из которых важна, требует ресурсов, контроля и отчетности.Главный приоритет четко обозначен в Государственной программе развития образования – это качество образования. Все изменения инфраструктуры, стандартов, технологий должны быть ориентированы на то, чтобы обучающиеся максимально реализовывали свой потенциал и достигали высоких результатов, адекватных для современной экономики и жизни.Первой из задач, стоящих перед нами, было принятие нового Федерального закона «Об образовании в РФ». В конце прошлого года закон был подписан президентом, и с 1 сентября этого года вступил в силу. Теперь перед нами стоит не менее важная задача – обеспечить эффективную реализацию норм закона на практике. Стоит отметить, что в этой части уже проделана значительная работа.В июле текущего года президентом был подписан федеральный закон, которым были внесены изменения в более чем 160 законодательных актов в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Подзаконные акты, без которых нормы закона не смогли бы полноценно заработать с 1 сентября, также были приняты своевременно. В адрес субъектов Российской Федерации направлены рекомендации по приведению в соответствие с новым законом регионального законодательства, по организации информационной и методической поддержки. Большинство субъектов Российской Федерации находятся в завершающей стадии принятия своих законодательных актов либо уже их приняли.Применяя новый закон на практике, нам необходимо обеспечить реализацию всех предусмотренных им социальных гарантий. Все школьники должны быть обеспечены бесплатными учебниками, плата за общежития и родительская плата за присмотр и уход за детьми в детских садах не должны необоснованно расти. Министерство регулярно осуществляет мониторинг реализации всех этих норм, если где-то выявляются нарушения, мы немедленно реагируем.Майскими указами президента так же, как и новым законом, предусмотрена реализация такого ключевого направления государственной социальной политики, как повышение заработной платы педагогических работников. На сегодняшний день по заработным платам педагогических работников мы имеем следующие цифры.Среднемесячная заработная плата педагогических работников общего образования во II квартале 2013 года в среднем по Российской Федерации составила 28,6 тыс., что на 52,6% больше, чем во втором квартале прошлого года (18,8 тыс. рублей). Сопоставимый рост наблюдается и по среднемесячной заработной плате педагогических работников дошкольного образования – во II квартале 2013 года выросла по сравнению со II кварталом 2012 года на 53,2%, с 15,1 до 23,1 тыс. рублей. Продолжается рост среднемесячной заработной платы профессорско-преподавательского состава вузов по отношению к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации. По итогам I полугодия 2013 года этот показатель составил 130%, тогда как за прошедший год он равнялся 121%. Таких темпов роста средней заработной платы нет ни в одной отрасли социальной сферы.Говоря про повышение и удержание достойного уровня заработной платы педагогических работников, необходимо отметить, что эти процессы должны весь год находиться под самым пристальным вниманием руководителей всех уровней. Здесь не может быть компромиссов и исключений. К сожалению, в прошедшем учебном году мы сталкивались с ситуациями, когда повышение происходило за счет увеличения учебной нагрузки. Такое повышение зарплаты не просто профанация указаний Президента РФ, оно работает во вред настроениям учителей и качеству образования. В новом учебном году министерство организует не только мониторинг повышения заработной платы, но и мониторинг эффектов этого повышения – как положительных, так и негативных.Вместе с тем мы понимаем, что только рост зарплаты автоматически не приведет к росту качества образования. Для этого необходимо задействовать целую систему трудовых отношений, которая должна стимулировать и качество преподавания, и непрерывный профессиональный рост. Одним из основных инструментов такой системы выступает профессиональный стандарт педагога. Повышение социальных гарантий и уровня заработной платы учителя не может не сопровождаться повышенными требованиями к нему самому, к качеству его работы. Профстандарт учителя, который разрабатывался самими учителями, в этом смысле определяет ожидания общества.
Комментарии