Всероссийский форум молодых педагогов, дебютировавший в 2019 году в Выборге, в этом году состоялся в Гатчине. Организаторами форума, который приобрел название «Педагог: Профессия. Призвание. Искусство», выступили Министерство просвещения Российской Федерации, Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, Академия Минпросвещения России и администрация Гатчинского района. Рассказать о педагогическом опыте, ознакомиться с работой коллег, увидеть мастер-классы лучших учителей страны, в том числе победителей Всероссийского конкурса «Учитель года», приехали более 200 участников из почти 70 регионов России.
Как и на предыдущем форуме, педагогической молодежи было предложено включиться в обсуждение важных и актуальных вопросов в сфере образования в рамках дискуссионных площадок, которых было девять. Здесь говорили о качестве образования, о воспитании, о формировании профессиональных сообществ, об исторической памяти, о цифровой трансформации, о педагогическом образовании и т. д. При этом каждая группа педагогов по итогам обсуждения формировала свои предложения, которые затем озвучила на пленарном заседании форума, тоже прошедшем в формате открытой дискуссии. Участниками дискуссии стали заместитель министра просвещения Российской Федерации Екатерина Толстикова, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, депутат Госдумы Светлана Журова, советник министра просвещения Виктор Басюк и председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов.
Представитель каждой из педагогических групп поделился теми соображениями, которые возникли у педагогов в ходе работы той или иной дискуссионной площадки. Например, участники форума, кому досталась тема педагогического образования, в очередной раз подчеркнули, что у педагогов, которые приходят в школу после вуза, не хватает практических знаний. Очевиден разрыв между вузовской подготовкой и реальной жизнью школы. И проблема ухода молодых педагогов из профессии тоже связана с диссонансом между мечтами и буднями. Исходя из этого, участники площадки предложили увеличить количество психолого-педагогических классов в школах, а также расширить взаимодействие педагогических вузов и образовательных организаций, в том числе сделав традиционными встречи студентов с учителями-лидерами, победителями профессиональных конкурсов, чтобы молодежь понимала, что жизнь в школе может быть яркой и результативной. В ответ Сергей Тарасов привел пример «бесшовного» перехода и вовлечения будущих учителей в жизнь образовательной организации. В Ленинградской области есть опыт подготовки команды «под ключ», когда студенты РГПУ имени А.И.Герцена принимали непосредственное участие в формировании коллектива школы-новостройки и по окончании обучения стали частью педагогического коллектива. Также у Гатчинского педагогического колледжа имени К.Д.Ушинского есть базовая школа, где у мотивированных ребят есть возможность тесно знакомиться с работой педагога и определять, станет ли она их будущей специальностью.
Актуальным вопросом участникам форума показался вопрос качества образования. Молодые учителя согласились с тем, что нужна система оценивания, но большинству из педагогов непонятно, как интерпретировать результаты многочисленных тестирований, проверочных работ, исследований. Нужна обратная связь. По мнению педагогов, должны быть анализ замеров и полученных данных, их обработка и пояснение. Учителю важно понимать, что делать дальше, в каком направлении двигаться, исходя из того или иного результата. К тому же систему оценивания и мониторинга нужно привести в порядок! Свои проверочные работы проводит Минпросвещения РФ, свои замеры делает регион, школа также не отстает от них и не устает мониторить. Учителя и родители жалуются на то, что количество контрольных работ в день может превышать количество уроков! Что-то решать по этому поводу нужно, согласилась Екатерина Толстикова, но при этом, правда, уточнила, что качество образования не ограничивается результатами проверочных и контрольных работ.
Еще в качестве предложений участники дискуссионных площадок предложили организовать всероссийский форум классных руководителей, создать межрегиональные стажировочные площадки как альтернативу формальным курсам повышения квалификации, определить ориентиры единого образовательного и воспитательного пространства.
Не обошлось и без каверзного вопроса о зарплате. Один из участников форума – педагог из сельской школы – заметил, что его семья не может думать о рождении ребенка, поскольку он как глава семьи получает 33 тысячи рублей, 27 из которых уходит на погашение ипотеки. На что Екатерина Толстикова заметила, что Минпросвещения РФ активно работает в этом направлении и даже обсуждает с банками тему снижения процентов по ипотеке для педагогических работников. К тому же во многих регионах существуют свои механизмы поддержки педагогов. Опять же в пример была приведена Ленинградская область, где молодым учителям три года выплачиваются так называемые подъемные. При этом зал дружно попросил Александра Дрозденко озвучить цифры средней зарплаты педагогов. Тот сообщил, что в среднем учителя в Ленинградской области получают 49 тысяч рублей, а педагоги-дошкольники – 47 тысяч рублей. По тому, как ахнул и зааплодировал зал, стало понятно, что многим учителям из разных регионов России эти цифры кажутся огромными!
Изюминкой форума стала встреча с известными людьми. К примеру, о том, что такое профессия педагога, с учителями поговорила ученый-физиолог, психолог, доктор биологических наук, профессор, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Безруких. В частности, она заметила, что само название форума – «Педагог: Профессия. Призвание. Искусство» – каждому для себя нужно расшифровать. Причем это совокупность составляющих, а не одно понятие. Если говорить только о призвании, то это вовсе не то, что ты любишь, а то, что должно вырасти из того, что ты любишь. И здесь без профессиональных навыков не обойтись, иначе «то, что любишь» останется на уровне хобби. А знать учителю нужно многое, в том числе как устроен мозг ребенка. Например, результаты исследований показывают, что мозг подростка блокирует любую негативную информацию. Ребенок просто не слышит о плохом – и все. Эти знания и есть профессиональная копилка учителя, и стремиться получать их нужно всю жизнь.
Молодые учителя попросили эксперта дать совет, как преждевременно не выгореть на работе. Марьяна Безруких дала такой: быть спокойными и доброжелательными, потому что одно из важных профессиональных умений учителя – это умение не показать нелюбовь. А универсальный и вечный инструмент, который работает безотказно, – это… улыбка, и с этим утверждением эксперта безоговорочно согласились все участники форума.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Ленинградская область
Комментарии