search
main
0

Главное условие успешной профориентации — интерес учеников и педагогов

Подготовка школьников к выбору профессии — серьезная задача, к которой стоит подходить в несколько этапов. В числе востребованных и перспективных направлений — IT и digital-специальности. Чтобы помочь подросткам сделать осознанный выбор, педагоги и сами задумываются, как обрести уверенность в мире технологий. О том, какие полезные инструменты и ресурсы помогут не только рассказать о цифровых профессиях, но и вдохновить учеников, рассказала руководитель профориентационных и просветительских проектов VK Алена Штабина.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Можно начинать в младших классах

Профориентация не ограничивается старшими классами. Осознанный выбор профессии начинается с развития личности. Основательную подготовку школьников к выбору будущей профессии стоит начинать после шестого-седьмого класса. В этом возрасте уже есть минимальная база знаний и понимание специфики некоторых сфер деятельности. Маловероятно, что ребенок осознанно выберет профессию в более младшем возрасте. Но это не означает, что знакомство с разными видами занятий не имеет смысла. Особенно если речь идет о профессиях в сфере IT и digital — современные дети и подростки родились в мире цифровых технологий. Они с раннего возраста и максимально уверенно используют гаджеты и устройства. А если технологии повсюду — то важно уметь с ними правильно взаимодействовать. 

Проекты ранней профориентации во многом на это и направлены — рассказать, какие технологии нас окружают, как их безопасно использовать, какие люди их создают и развивают. Например, в рамках федерального проекта «Урок цифры» младшие школьники могут познакомиться с цифровыми профессиями через увлекательные задания и тренажеры. Тематика адаптирована под разный возраст, а формат включает наглядные примеры и элементы игры. В этом году урок посвящен теме «Магазин приложений», в качестве примера выступает отечественный магазин приложений RuStore. Мы не ожидаем, что самые юные участники урока обязательно решат «войти в IT» по итогам участия в проекте, но уверены, что они увлекательно проведут время и познакомятся с устройством современных сервисов, а кто-то, возможно, начнет интересоваться технологиями, и это станет хорошим заделом для выбора специальности в будущем.

Есть место «физикам и лирикам»

Широко распространен стереотип, что работа в IT подходит только тем, кто хорошо разбирается в программировании. На самом деле, это не так: за сложными цифровыми проектами обычно стоит большая команда. В ней есть не только разработчики, но и менеджеры, дизайнеры, копирайтеры, модераторы, специалисты, которые работают с пользователями и продвигают проект. Для успеха в некоторых IT-профессиях действительно нужны серьезные знания в математике, информатике, статистике и смежных дисциплинах. Но знакомые нам сайты и сервисы не были бы такими красивыми, удобными, информативными без специалистов креативных индустрий. Сферы IT и digital-технологий — разнообразные, построить в них карьеру могут люди с разными талантами и навыками. Например, школьник, который увлекается и проявляет способности к рисованию, может в будущем стать дизайнером и участвовать в создании графики, интерфейсов и элементов фирменного стиля цифровых продуктов.

В своих профориентационных проектах мы показываем школьникам множество путей и возможностей для реализации в IT и digital, а также что успех всякого большого проекта — это результат работы команды, где важен каждый участник.

Инструменты доступны всем

Сегодня у школьников, учителей и даже родителей есть множество полезных ресурсов и инструментов для профориентации. Главное условие — интерес со стороны участников процесса, а технологическое решение обязательно найдется.

Например, при подготовке материалов для «Урока цифры» мы учитываем, что у педагогов из разных уголков нашей страны не всегда есть возможность провести урок в оборудованном компьютерном классе, где у каждого ученика есть отдельное устройство для прохождения тренажера. Поэтому существуют альтернативные варианты проведения, например, видеоквиз или презентация — их можно запустить на обычном проекторе и предложить детям выполнить задания урока, объединиться в команды, обсудить специфику разных профессий. Урок пройдет не менее увлекательно.

Если компьютеров в классе не хватает, но у учеников дома есть планшеты, смартфоны или ПК, то можно совместить оба формата — на уроке провести квиз и посоветовать ученикам самостоятельно справиться с заданиями тренажера и закрепить знания.

Ученики 8-11 классов могут продолжить знакомство с IT и попробовать себя в роли разных специалистов в профориентационном симуляторе «Тест-драйв IT-профессий» ВКонтакте. С помощью интерактивных механик подростки могут больше узнать про профессии, попрактиковаться в решении реальных задач и понять, насколько им близка та или иная специальность.

Где педагогу искать полезную информацию

Безусловно, чтобы со знанием дела проводить занятия по профориентации, педагогам важно самим быть в курсе актуальной информации. В этом случае очень помогает общение с продвинутыми коллегами: они делятся кейсами, мотивируют, подсказывают, если что-то не сразу получается. Мы поддерживаем учителей — для этого развиваем сообщество «VK для педагогов» ВКонтакте. Аудитория сообщества самой первой получает актуальную информацию о наших проектах и возможностях для педагогов, а также обменивается опытом и знаниями.

Еще могу порекомендовать бесплатные курсы повышения квалификации на платформе Учи.ру. Они будут полезны для занятий по профориентации и вдохновят на новые форматы внеурочной работы. Уверена, что учителя смогут найти много интересного. Ведь несмотря на существование множества полезных ресурсов и проектов от компаний, экспертов и органов власти, мало кто так же как увлеченный педагог может мотивировать учеников развивать свои таланты и искать будущее призвание.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте