search
main
0

Главная песня Давида Тухманова

Творческие вечера народного артиста России композитора Давида Тухманова «Притяжение любви» в Государственном Кремлевском дворце в апреле нынешнего года прошли с аншлагами. А между тем считается, что Давид Федорович, которому сейчас идет 64-й год, принадлежит к числу тех композиторов, чей рассвет популярности пришелся на 60-80-е годы прошлого века. Он был ведущим композитором отечественной эстрадной песни, с которым сотрудничали такие звезды, как Иосиф Кобзон, Валерий Ободзинский, Лев Лещенко, Валерий Леонтьев, София Ротару, ансамбли «Электроклуб», «Москва», в которых работали Ирина Аллегрова, Игорь Тальков, Виктор Салтыков. Альбомы Давида Тухманова «Как прекрасен этот мир» и «По волне моей памяти» стали легендами советской эстрады, переиздавались на дисках в новейшей российской истории.

Мне памятно то, как я впервые познакомился с альбомом «По волне моей памяти». Это случилось в середине семидесятых годов прошлого века, когда учился на факультете журналистики Львовского высшего военно-политического училища. Кто-то из однокурсников принес этот альбом в наше курсантское общежитие и «под большим секретом» поставил виниловую пластинку на проигрыватель. Признаюсь, не все песни из альбома нам сразу же понравились, но песенка студентов («Из вагантов») сразу же пришлась по вкусу. Мы тут же с ребятами переиначили слова песни на свой, курсантский лад и начали ее распевать, когда была возможность.

Тогда нам и в голову не приходило, что выход альбома «По волне моей памяти» был связан с жутким скандалом, в котором участвовал всесильный отдел культуры ЦК КПСС. И нам, курсантам военно-политического училища, в большинстве своем членам и кандидатам в члены КПСС – молодым «проводникам линии партии» в солдатских массах, по идее, не гоже было крамольный альбом по-своему популяризировать…

На одной из пресс-конференций Давид Тухманов рассказал вашему корреспонденту, что альбом «По волне моей памяти» записывался в строжайшей тайне. На художественном совете, выносящем свой вердикт относительно целесообразности тиражирования альбома на грампластинках, Тухманов исполнял мелодии на пианино, причем так, что всем показалось, будто они слушают камерные мелодии. И разрешение на тиражирование было получено!

На Апрелевском заводе фирмы «Мелодия» напечатали небольшой тираж и пустили в продажу. Успех был полный, посыпались миллионные заказы от торгующих организаций, у которых пластинки раскупались, как горячие пирожки. Но в то же время разразился скандал, который вынудил руководство фирмы «Мелодия» отбиваться от разгневанных блюстителей нравственности и отдела культуры ЦК КПСС. К счастью, они уже не смогли помешать выходу в свет пластинки, но зато наложили запрет на исполнение этих песен на радио, по телевидению и на концертах.

Поистине всенародная любовь и признание пришли к Давиду Тухманову в 1975 г. после создания им в содружестве с поэтом Владимиром Харитоновым песни «День Победы». С чего все началось?

По словам Давида Федоровича, в сочинении мелодий к будущим песням он всегда идет от стихов. Так было при создании альбомов «Как прекрасен этот мир», «По волне моей памяти» получилось и на этот раз.

Поэту Владимиру Гавриловичу Харитонову к тому времени было 55 лет. В 1940-м его призвали в армию. Воинская служба проходила в Московском пехотном училище имени Верховного Совета РСФСР (ныне – Московский военный институт). Год спустя вместе с курсантами-кремлевцами он принял первый бой на рубеже у Волоколамского шоссе. Они не пропустили врага к столице.

Потом был Сталинград. Контузия. Госпиталь. Снова фронт. Дошел до Победы! Словом, когда спустя тридцать лет после мая 1945 года из музыкальной редакции радио поступило предложение: «Нужна песня к Дню Победы. Только, пожалуйста, чтобы веселая радостная. Без слез и грусти!» – он, подумав, согласился.

К этой песне он был готов всей своей прожитой фронтовой жизнью. И первой родилась главная мысль, от которой пошла вся песня: «Это радость со слезами на глазах!»

Стихи Харитонов предложил 35-летнему Давиду Тухманову, с которым ранее уже были созданы такие популярные песни, как «Вечное движение». «Как прекрасен этот мир», «Мой адрес – Советский Союз».

Композитор решил написать мелодию в жанре старинного русского марша. Не последнюю роль в этом сыграло и то обстоятельство, что после успешного окончания композиторского отделения Музыкально-педагогического института им. Гнесиных Тухманов был призван в армию и прошел хорошую «песенную школу» в Ансамбле песни и пляски Московского военного округа. Именно там он сочинил первые свои песни…

Обнародовать свою новую песню авторы решили на конкурсе, посвященном 30-летию Победы, который проводили Союз композиторов и ЦК ВЛКСМ. Но жюри она не понравилась. Без особого энтузиазма встретили ее и участники праздничного «Голубого огонька», когда она прозвучала в исполнении Леонида Сметанникова. Но спустя полгода, на традиционном концерте, посвященном Дню милиции, который транслировался в прямом эфире по первому каналу Центрального телевидения, «День Победы» спел Лев Лещенко. Спел так, что были сняты все вопросы и сомнения. С тех пор песня-поэма стала одной из самых известных, самых популярных, самых дорогих.

И сегодня музыкальную антологию песен о Великой Отечественной войне трудно представить как без заглавной – «Вставай, страна огромная!», так и без финальной – «День Победы».

Прозвучала знаменитая песня и на творческих вечерах «Притяжение любви» в Государственном Кремлевском дворце. Как всегда, эту песню зал встретил восторженно, стоя. Впрочем, не менее эмоционального приема были удостоены буквально все шлягеры маэстро: «Из вагантов» из знаменитого альбома «По волне моей памяти» – «Песенка про сапожника», «Напрасные слова», «Последняя электричка», «Я люблю тебя, Россия!», «Мой адрес – Советский Союз». Эти песни пели, как перечисленные вначале звезды отечественной эстрады, оставшиеся верными творческому союзу с Давидом Тухмановым, так и группа «Премьер-министр», «Белорусские песняры» и многие другие.

Главная прелесть была в том, что давно знакомые мелодии относительно дальнего прошлого звучали удивительно свежо, современно. И не только потому, что маэстро сделал современные аранжировки. Настоящее творчество не стареет, оно вечно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте