Палитра условных знаков
Топографическая сьемка местности
Предлагаемая методика обучения глазомерной топографической сьемке местности может быть использована учителями географии, преподавателями основ безопасности жизнедеятельности, руководителями детских туристских групп и обьединений.
мение отображать заданный участок местности в условных знаках – один из качественных показателей квалификации в ориентировании. Обучение глазомерной топографической сьемке проходит в несколько этапов.
В туристских прогулках и походах, на малых привалах педагог или инструктор проводит с участниками занятия на развитие наблюдательности “Что вы видите вокруг себя?”. Ребятам предлагается назвать все видимые на местности ориентиры – возможные топографические обьекты (хвойный лес, водонапорная башня, тропа, грунтовая дорога, отдельно стоящее дерево, ЛЭП, плотина и т.д.). Педагогу желательно заранее спланировать места для подобных занятий и иметь уже готовые перечни топографических обьектов для каждого такого места.
Живой интерес у ребят вызывает такое упражнение. Участники группы останавливаются на плотине, лицом к пруду. Педагог спрашивает: “Кто может сказать, какова глубина этого пруда и как это точно установить?” Обычно мнения ребят разделяются. С удивлением они узнают, что для ответа на поставленный вопрос совсем не обязательно, как они предлагали, достать лодку и с помощью шеста или веревки с грузилом измерить глубину. Достаточно посмотреть на глубину оврага ниже плотины.
Следующим этапом может стать проведение занятий на местности на изучение и запоминание условных знаков карт. Перед учениками ставится задача: “Нарисуйте на листе бумаги в столбик в условных знаках все ориентиры, которые вы видите вокруг себя”. Посмотрев на листочки “ответов”, педагогу легко убедиться, насколько развита наблюдательность и топографическая грамотность у каждого.
Закрепить основные навыки проведения глазомерной топографической сьемки поможет “временная лента” маршрута – графический способ хронометрирования пути. Она позволяет получить наглядную информацию о маршруте, так как это подобие кроков, где в масштаб заложено не расстояние, а ходовое время прохождения участка (препятствия).
Для ее составления на маршруте все значимые ориентиры, препятствия отмечаются в условных знаках (общепринятых и вводимых самой группой) на бумаге относительно ленты записи ходового времени, расположенной рядом. Интервал записи ходового времени выбирается произвольно заранее (например, 1, 2, 4, 5, 10 минут). При необходимости, когда в течение длительного времени характер пути не меняется и нет заметных ориентиров, при записи времени можно ставить знак “Х” (выборка времени) для экономии бумаги и сил топографа.
Ведение графического хронометража не обременительно для группы. В туристском походе это во многом облегчает составление технического описания маршрута. Преимущества же “временной ленты” очевидны. Используя подобное хронометрирование, можно увидеть знакомый маршрут с совершенно иной точки зрения. Так, в 1988 году, составляя отчет о походе 4-й категории сложности по приполярному Уралу, мы, используя свою “временную ленту” прохождения “классического” участка – Аранецких болот, выяснили, что из 19 часов 50 минут ходового времени, затраченного группой на прохождение от пос. Аранец до Аранецкого перевала, лишь 5 часов 15 минут (около 26%) составляет собственно движение по болотам (по открытым безлесным заболоченным участкам), вопреки бытующей в туристском мире субьективной оценке этого участка как сплошных болот. Примеры подобного хронометрирования можно найти в отчете N 5145, хранящемся в библиотеке Московского клуба туристов.
“Временная лента” позволяет руководителю обьективно оценить возможности группы при движении по участкам маршрута с различным характером естественных препятствий, выявить сильные и слабые стороны подготовки данной группы, получить обьективную информацию для планирования дальнейшего пути движения и корректировки тренировочного процесса при подготовке к новым походам.
Составление “временной ленты” может быть использовано не только в туристских походах, а также и в учебной работе преподавателями географии и основ безопасности жизнедеятельности при ознакомлении с навыками ориентирования в природной среде. Подобное графическое хронометрирование, на наш взгляд, развивает наблюдательность, формирует умения выделить на местности топографические обьекты-ориентиры и воспринимается ребятами с большим интересом, чем классическое хронометрирование маршрута.
Перед обучением составлению “временной ленты” необходимо познакомить ребят с основами топографии и ориентирования на местности (обучить пользоваться компасом, ориентировать карту, измерять азимуты на заданные ориентиры, определять расстояния визуально и парами шагов). Ученики должны уметь рисовать кроки маршрута – топографическую основу для “временной ленты”, используя общепринятые знаки для топографических или спортивных карт. Полезно научить вводить в кроки по необходимости и свои условные обозначения, например: удобные места для привалов и ночлегов, места для организации купаний, рыбной ловли, сбора грибов, ягод, орехов, обзорные точки, точки фотосьемок и т.д.
Далее необходимо обьяснить разницу между кроками и “временной лентой” (в одном случае в масштабе – расстояние, в другом – время) и научить ребят при помощи часов определять и фиксировать ходовое время (“чистое” время движения по маршруту без привалов).
Для облегчения работы “на ходу” ленту времени желательно нарисовать заранее, рассчитав примерно продолжительность прохождения участка маршрута. И не менее важно научить располагать ее снизу вверх (см.рис.), чтобы затем фиксировать ориентиры по принципу “пишу, как вижу”.
Естественно, начинать обучение желательно на простых линейных маршрутах, например на лесных просеках, постепенно переходя к обучению графическому хронометрированию поворотов троп и дорог, составлению “временных лент” восхождений на вершины, обзорные точки. Проведение занятий будет для руководителя менее обременительным, когда варианты “временных лент” на учебные маршруты изготовлены заранее.
Завершающим этапом обучения могут стать соревнования по топографической сьемке участка местности. Организовать такие соревнования под силу самому педагогу. В туристских обьединениях полезно привлечь к организации и судейству соревнований школьников, уже владеющих прикладными топографическими навыками. Для “облегчения” судейства нужно заранее нарисовать “эталоны” на учебные полигоны.
УСЛОВИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО═ПЛОЩАДНОЙ ГЛАЗОМЕРНОЙ СЬЕМКЕ
Общие положения
Соревнования проводятся как личные и заключаются в составлении плана открытого участка местности (площадью 1,0-2,0 га) за установленное судейской коллегией контрольное время, например 1 час.
Участники, не уложившиеся в это время, могут сдать свои работы в незавершенном виде, и они оцениваются на одинаковых со всеми условиях. По желанию участник может продолжать изготовление плана местности и после истечения контрольного времени (в течение установленного) и сдать свою работу по мере готовности с условием, что за превышение контрольного времени начисляется штраф (1 мин. – 1 балл).
Снаряжение участника. Участник соревнований должен иметь с собой компас, набор цветных и простых карандашей, линейку, транспортир, ластик, часы, планшет для производства необходимых работ.
Участники могут иметь индивидуальные таблицы пар шагов (показывающие соответствие количества пар шагов расстоянию в метрах на пройденном отрезке).
Порядок старта
Старт участников общий.
До старта судьи знакомят участников с границами полигона, выдают участникам чертежные листы бумаги единого формата.
Условия по выполнению производства полевых и камеральных работ
Работы выполняются в масштабе 1:1000 в условных топографических знаках, согласно справочнику “Условные знаки для топографической карты масштаба 1:10000” -М.: Недра, 1977, в цветах издательского оригинала (цвета красочного оттиска).
Изображению подлежат все видимые контуры угодий, растительного покрова, гидрографическая сеть, дорожная сеть, коммуникации, все строения и сооружения, находящиеся в пределах границ полигона. Мягкие формы рельефа, изображаемые горизонталями, из сьемки исключаются (вертикальная сьемка не проводится). Обрывы, овраги, промоины, ямы, курганы, насыпи и прочие жесткие формы рельефа изображаются в действующих топографических знаках.
Измерение углов производится с помощью компаса, измерение расстояний – парами шагов или визуально.
Участникам запрещается во время соревнований использовать литературу (таблицы, справочники), оптические приборы (фотоаппараты, бинокли, дальномеры и т.п.), мерные инструменты (мерные ленты, рулетки, веревки и т.п.).
Отлучаться во время соревнований без разрешения судей запрещается.
Чистовая работа должна быть выполнена с указанием данных об исполнителе.
Оценка работ
Оценка работ участников производится в баллах по следующим позициям (критериям):
Топографическая грамотность: 1 балл за каждый правильный изображенный знак согласно установленной для данного полигона номенклатуре знаков.
Полнота изображения ситуации: 1 балл за каждый изображенный обьект согласно номенклатуре топографических обьектов, определенной для данного полигона.
Точность по углам: 6 баллов – по 2 балла за каждый точно изображенный из трех контрольных (“эталонных”) углов.
Точность по расстояниям: 6 баллов – по 2 за каждое точно изображенное контрольное (“эталонное”) расстояние.
Ориентирование: 3 балла (правильно показан указатель направления магнитного меридиана).
Масштаб: 3 балла (соответствие изображенного масштаба заданному и наличие знака численного масштаба).
Расположение на планшете: 2 балла (учет формы полигона и симметричность при изображении на листе чертежной бумаги).
Чистота: 3 балла.
Аккуратность: 3 балла.
Приведенная система балльной оценки по показателям больше подходит для работы с новичками, однако не должна рассматриваться как догма. В зависимости от уровня подготовленности участников и учебной задачи количество баллов по всем разделам оценки может меняться, чтобы акцентировать внимание на тех или иных элементах обучения топографической сьемке (увеличивая их значимость).
Штрафы
Начисление штрафа: опоздание участника со сдачей работы после истечения контрольного времени (1 минута – 1 балл).
Определение результатов
Результат участника определяется по разнице между суммой набранных и штрафных баллов. Место участника определяется по наибольшей сумме баллов.
Руководитель группы достигнет больших результатов в обучении навыкам топографической сьемки местности, если повторно приведет ребят на полигон для разбора ошибок, допущенных ими во время соревнований.
Эффективность проведения занятий на местности и проверки обученности в форме соревнований основана на индивидуальном подходе.
Юлия КОЗЛОВА,
мастер спорта, старший инструктор туризма;
Виталий ЯРОШЕНКО,
мастер спорта, старший инструктор-методист по туризму
Москва
Биология
А хлястик остался
Как запомнить сложное понятие
о словарю, рудименты – это сравнительно упрощенные недоразвитые (по сравнению с гомологичными структурами предковых и близких форм) структуры, утратившие свое основное значение в организме в процессе филогенеза.
В процессе изучения общей биологии это понятие встречается довольно часто. Хрестоматийные примеры рудиментов у человека – ушные мыщцы, хвостовые позвонки, волосяной покров, аппендикс и т.п. – запоминаются несложно. Однако, если попросить ребят спроецировать понятие “рудимент” на другие формы жизни, иные обьекты, многие даже успевающие по биологии на “отлично” затрудняются это сделать. Пытаясь популяризовать данную тему, мы с учениками разработали подход, суть которого сводится к следующему. Некоторые понятия и определения довольно легко обьяснить, проведя аналогию с миром техники, механики, электроники и других вроде бы совсем не связанных с биологией наук. Например, эволюция колесных средств передвижения от телеги, через колесницу, самодвижущуюся платформу, до современных машин имеет и ароморфозы (появление парового двигателя, затем ДВС, турбореактивного), и идиоадаптации, и дегенерации (упрощенный трековый велосипед, детские игрушки). Или же эволюция пишущих средств: заостренная палочка, стиль, перо, перьевая ручка, “Паркер”, шариковая, капиллярная и другие ручки.
Интересно, что примеров здесь может быть великое множество, причем буквально под ногами (ботинок спецназовца, туфли для “стэпа”, картонная бутафорская обувь для умершего и т.д.). Приведу исследования моих “рудиментологов”, касающиеся рудиментов в одежде человека.
1. Хлястик. Изначально запланирован как ремешок, не дающий полам распахиваться сзади, но при желании его можно было отстегнуть, и платье становилось широким и обьемным. Солдатскую шинель таким образом можно превратить в одеяло. В дальнейшем необходимость в широких полах отпала, ткань стали экономить, приталивать пальто, плащи. Но хлястик остался. Для красоты.
2. Клапаны на карманах. Нужны для того, чтобы в карман не попал дождь, мусор, чтобы закрыть их от любопытных глаз. Позднее клапан стал декоративным элементом, его стали просто нашивать даже там, где кармана не было.
3. Погоны-ремешки на плечах. То, что погоны имеют рудиментарную же пуговицу, указывает на способность в прошлом отстегиваться, удерживать ремень фляги, сумки, портупеи.
4. Галстук. Мужской галстук – классический рудимент, функция которого – только декоративная. Это видоизмененный шейный платок, защищавший плечи от солнца, рот и нос – от пыли (вспомните фильм “Всадник без головы”), а также служащий для вытирания пота с лица, протирания глаз.
5. Бант, бантик, бабочка. Вообще бантик – форма “окультуривания” узла. Подвязав волосы лентой, полоской ткани, утянув себя в талии, можно было скрыть узел под пышным и красивым бантом. Позднее сам бант стал украшением, без обязательного узла и ленты. Пример – галстук-бабочка.
6. Пуговицы, кнопки, “молнии”, шнурки – все это различные виды застежек и приспособлений для разьемного соединения двух частей одежды, утягивания, приталивания и закрывания. В качестве рудиментов мы можем наблюдать все это в современном, особенно молодежном, костюме: “молнии” на самых неожиданных местах, ничего не соединяющие, кнопки, ничего не закрывающие, пуговицы на ровном месте и т.д.
7. Клепки были придуманы для упрочнения швов, особенно там, где на них приходится наибольшая нагрузка. Теперь клепки можно увидеть просто расположенными в каком-нибудь рисунке как блестящие “штучки”.
8. Предназначение карманов самое недвусмысленное. Однако карман, расположенный на спине, зашитые карманы на груди, маленькие карманчики, симметрично расположенные на рукавах, часто в крайне неудобных местах, разве это не “зачаточные органы, утратившие свое первоначальное значение”?
9. Кокарда, шеврон, различные нашивки пришли к нам из армии и изначально несли информацию о статусе, звании, наградах, принадлежности к той или иной части. В основном эта функция сейчас, в гражданском костюме, не выполняется. Впрочем, как и многие значки, предназначенные не для того, чтобы их носить, а исключительно для коллекции.
А есть ли в нашей одежде атавизмы, напоминающие нам о далеком прошлом? Никак иначе не назовешь шпоры на сапогах, внезапно вошедшие в моду там, где лошадьми и не пахло. А атавизм в виде металлических пластин, которые нашиваются на грудь, предплечья, плечи, восходит к средневековым зерцалам, поручам и поножам. Таким образом, на примере внешнего вида учеников (да и собственного) можно повторить, обьяснить и закрепить понятие “рудимент”.
Вадим МЕЛЕШКО
Научись сперва добрым нравам, а потом мудрости, ибо без первых трудно научиться последней.
СЕНЕКА
Комментарии