Представляем новый учебник “Физическая география. 6-й класс” (автор Крылова О.В.) для основной средней школы, ставший победителем конкурса по созданию учебной литературы нового поколения, проводимого Национальным фондом подготовки кадров (см. “УГ” # 41, 14 октября 1997 г. и # 3, 26 января 1999 г.). Учебник выйдет из печати в издательстве “Просвещение” летом этого года.
Oбщая концепция нового учебника основывается на следующем. При широком распространении многочисленных источников информации, в том числе электронных (с которыми, кстати, многие ученики обращаются значительно увереннее учителя), учебник давно перестал быть для школьника единственным источником знаний. Поэтому в век информационных технологий школа – и ученики, и учителя – в значительно большей мере, чем прежде, нуждается в учебнике не столько носителе новой информации, сколько в учебнике, организующем умственную деятельность учеников.
В новом учебнике изменены структура и характер подачи материала. Обычный учебник состоит из параграфов, в которых “порционно”, из расчета на один урок, излагается содержание предмета. При этом почти единственным видом самостоятельной работы ученика является чтение, а вопросы и задания в большинстве своем предполагают репродуктивное воспроизведение прочитанного. Объем текста для чтения преобладает над объемом вопросов и заданий. Даже в тех случаях, когда задания соответствуют программным практическим работам, они занимают в учебнике второстепенную позицию.
Представляемый учебник для 6-го класса состоит из “Уроков”. Каждый урок – это блок учебных материалов: информационных и операционно-деятельностных. Информационный блок представлен текстами и средствами наглядности – географическими и историко-географическими картами, рисунками, схемами, графиками, фотографиями. (Обратим внимание, что в нынешний информационный век все больше проявляется тяга к лаконичным графическим формам передачи информации, заменяющим громоздкие описания). Принципиальное отличие нового учебника в том, что средства наглядности служат не иллюстрациями, лишь поясняющими текст, а источниками нового знания. Сведения о типах и факторах выветривания, строении речных долин, горных ледников, о происхождении подземных вод и т.п. ученики получают из специально разработанных учебных рисунков – основных носителей географической информации по данным вопросам.
Операционно-деятельностный блок представлен географическими задачами, которые различаются по дидактическим целям, уровням сложности и предполагают работу с разными источниками информации. Представлены задания аналитического и синтетического характера, взаимно дополняющие друг друга. Учеников обычного школьного класса можно примерно поровну разделить на аналитиков и синтетиков по преобладающему стилю учебно-познавательной деятельности. Отметим также, что большинство географических задач носит не репродуктивный, а продуктивный, творческий характер. В учебнике разработаны уроки по формированию важнейших приемов учебной работы: урок 31 – Определение географического положения гор; урок 33 – Определение географического положения равнин; урок 50 – Описание моря по физической карте; урок 54 – Описание речной системы по карте и другие. Операционно-деятельностный блок занимает примерно 45%. Он стал полноправной частью учебника!
Таким образом, отличительная особенность представляемого учебника, делающая его, на наш взгляд, особенно актуальным, – деятельностный подход. Реализуется важнейшая функция учебника – организаторская.
Учебник написан в соответствии с возрастными особенностями восприятия географических естественно-научных знаний детьми 11-12-летнего возраста. Изложение географического содержания учебника построено по принципу от простого к сложному. Большое значение уделено пропедевтическому принципу изложения не только между темами курса, но и внутри рассматриваемой темы.
Современный учебник должен максимально способствовать усвоению необходимых теоретических знаний. Начальный курс физической географии – первый систематический курс географии в основной школе, поэтому главнейшая его задача – усвоение школьниками понятийного аппарата нового предмета. Особая роль отводится хорошо организованному сравнению. Если не работать над обучением сравнению, то из ребячьих тетрадей не исчезнут высказывания “Это озеро соленое, а это – глубокое”.
Одна из причин трудностей обучения – в отсутствии целенаправленного обобщения ранее изученных знаний. Приведем пример. Предложите ученикам составить рассказ о горах, используя опорные термины: горы, абсолютная высота, низкие горы, высокие горы, меридиан, Анды, Гималаи. Условия составления: а) сохранить предложенный порядок слов; б) каждое слово употребить в отдельном предложении. Первая реакция – недоумение: “При чем тут меридиан?” А рассказы могут быть и такими: “На Земле много гор. Горы различаются по абсолютной высоте. Есть низкие горы, которые имеют абсолютную высоту от 500 до 1000 метров. Есть высокие с абсолютной высотой более 2000 метров. Меридиан – это линия, показывающая направление с севера на юг. Анды – это высокие горы в Южной Америке. Самые высокие горы Гималаи находятся в Евразии”. Неспособность установить пространственную ассоциацию между меридианами как линиями направлений и расположенными по отношению к ним горными хребтами свидетельствует о том, что ученик воспринимает понятие меридиан слишком конкретно – как линию на карте, показывающую направление с севера на юг. Знания оказались неиспользованными.
Анализ многочисленных публикаций поурочных разработок в педагогических и методических изданиях приводит к неутешительным выводам – урок обобщения отождествляется с уроком повторения, на котором проводится хронологическое повторение пройденного. Да еще повторение отдельных единичных фактов в той последовательности, в какой они изучались. Четкая, поэтапная работа над изучаемыми понятиями – важное условие глубокого понимания и усвоения содержания предмета географии, а с другой стороны – устойчивая основа формирования приемов учебной работы.
Другой доминирующей линией содержания учебника является обучение работе с картой как источником географической информации. Ведущий прием учебной деятельности, которым овладевают ребята в процессе систематической работы с картой, – установление пространственных ассоциаций. Освоить этот учебный прием помогает серия специальных задач.
Урок 31. Определение географического положения гор
(фрагмент)
Географические задачи
1. 1) Пользуясь физической картой мира, укажите, где находятся южноамериканские Анды. Назовите не менее семи ориентиров. Например. 1. Анды протягиваются с севера на юг вдоль западного побережья Южной Америки. 2. Анды протягиваются вдоль тихоокеанского побережья Южной Америки. 3. … 2) Уточните географическое положение Анд, воспользовавшись политической картой мира.
2. * Пользуясь физической и политической картами мира, определите черты сходства и различия в местоположении южноамериканских Анд и Большого Водораздельного хребта.
Урок 47. Определение географического положения морей
(фрагмент)
Географические задачи
Сравнение морей по географическому положению
1. Выберите два моря и сравните их по географическому положению.
Для этого 1) выберите признак сходства географического положения морей; 2) выберите признак, по которому географическое положение морей различается.
Карибское и Средиземное
принадлежат бассейну
Атлантического океана,
НО
Карибское находится в его
западной части,
а Средиземное – в восточной.
Южно-Китайское и
Аравийское моря лежат
в тропических широтах,
НО
первое является частью
Тихого океана, а второе –
частью Индийского.
Средиземное и Красное моря
омывают Египет,
НО
Средиземное – с севера, а
Красное – с востока.
Работая с учебником, ребята научатся: 1) определять географическое положение объекта в системе географических координат; 2) сравнивать объекты по их географическому положению; 3) составлять описательные характеристики объектов; 4) устанавливать причинно-следственные связи.
В учебник по физической географии 6-го класса впервые включены уроки по формированию общих учебных умений. Теоретическое понятийное знание предполагает знание его (термина) – определение. В свою очередь непонимание структуры определения и неумение составлять определение (даже при понимании смысла термина!) приводят ученика к необходимости заучивания. Но в этом случае достаточно типична ситуация, в которой привыкший к такому заучиванию ребенок, забыв единственное слово, оказывается беспомощен в воспроизведении уже всего определения. Если ученик умеет составить определение на основе известных ему правил, то в ответ на вопрос: “Объясни, что такое дождь?”, он говорит не “Это тогда, когда выпадают капли дождя”, а рассуждает: “Дождь – это вид атмосферных осадков…”
По мере изучения курса физической географии шестиклассники, обучаясь употреблению определений, знакомятся с правилами их составления. Как и другие общие учебные умения,они формируются на понятном и доступном географическом содержании.
Елена КОВАЛЕВА
Комментарии