Князь Александр Николаевич Голицын
Назначение министром народного просвещения князя Голицына открыло новую эпоху в истории министерства. В это время, по окончании наполеоновских войн, в политике императора Александра произошла глубокая перемена, отражавшая кризис в жизни Европы: наступало торжество реакции против результатов Великой французской революции и просвещения ХVIII века. В результате этого русское просвещение, которое до этого времени развивалось как светское, вновь приобретает черты религиозно-нравственного. В1817 году учреждается новое министерство – духовных дел и народного просвещения. Это было шагом в деле подчинения церкви государству. При Голицыне были реформированы духовные школы и учреждено Русское библейское общество, заслугой которого стал перевод Библии на русский язык и распространение более 400 тысяч экземпляров священных книг. Во время управления князя Голицына были учреждены Ришельевский и Санкт-Петербургский университеты.
Александр Семенович Шишков
Во время войны со Швецией командовал фрегатом “Николай”. Был избран членом Российской академии, затем стал ее президентом. Трудился над составлением славянского словаря, комментировал древние памятники и в частности “Слово о полку Игореве”. Граф Аракчеев наметил в нем подходящего преемника князя Голицына на посту министра народного просвещения. Весь срок пребывания в этой должности Шишков вел дела в духе крайней реакции. Им был написан устав о цензуре, который получил одобрение у Николая I. Однако в силу своей физической слабости и преклонного возраста царем был отправлен в отставку. “Вы много и доблестно трудились, не пора ли и вам успокоиться?” – сказал Николай I 74-летнему министру.
Князь Карл Андреевич Ливен
Участник русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Под руководством Суворова участвовал в военных действиях в Польше. Старейшина Русского библейского общества, член Государственного совета. В 1828-1833 гг. был министром народного просвещения и председателем Комитета устройства учебных заведений. В период его правления был усилен контроль государства над учебными заведениями. Князь Ливен последовательно проводил принцип сословности в образовании, стремился усилить контроль над печатью.
Граф Сергей Семенович Уваров
Екатерина II была его крестной матерью, что обеспечивало юноше достойное будущее, а брак с дочерью министра образования графа Разумовского способствовал продвижению по службе. Сначала он был назначен попечителем Петербургского учебного округа, затем президентом Академии наук. В 1826 году был пожалован в сенаторы, после чего назначен “товарищем министра народного просвещения” (так назывался помощник), а в 1834 году стал министром. Старался выступать в роли любителя наук и литературы, был близок с Карамзиным, Батюшковым и Жуковским. У графа Уварова были обширные связи за границей. Он вел знакомства с Гумбольдтом, Гете, де Линь, госпожой Сталь. За 15 лет своей деятельности на посту министра он утвердил такой девиз: “Править в соединенном духе православия, самодержавия и народности”. Незадолго до смерти получил орден Андрея Первозванного.
Князь Платон Александрович Ширинский-Шихматов
Академик Императорской Академии наук и писатель. Участвовал в войнах 1812-1814 гг. Свою карьеру начал с директора канцелярии Министерства народного просвещения. Был членом Главного правления, директором департамента, товарищем министра и, наконец, с 1850 года министром. Находясь на этом посту, препятствовал поступлению в университеты лиц недворянского происхождения. Князь Ширинский-Шихматов не считал нужными крупные реформы в среднем и низшем образовании. Как писал он в своем отчете, “министерство старалось возвысить благосостояние учебных заведений осторожным выбором начальников и преподавателей, частым обозрением доверенных лиц и неупустительным надзором за духом, направлением и успехами учения”.
Авраам Сергеевич Норов
Окончив благородный пансион при Московском университете, поступил юнкером в гвардейскую кавалерию и участвовал в Отечественной войне 1812 года. В Бородинской битве был ранен в ногу, которую пришлось ампутировать. Однако это не помешало ему работать сначала товарищем министра народного просвещения, а затем и министром. В годы его руководства министерством (1854-1858 гг.) была расширена программа преподавания по древним языкам. Он старался облегчить положение печати, находившейся в то время в ведении Министерства народного просвещения. Норов ходатайствовал о том, чтобы дозволить печати обсуждать судебную реформу, против чего выступал министр юстиции.
Евграф Петрович Ковалевский
С должности попечителя Московского учебного округа в 1858 году перешел работать министром народного просвещения. Это был первый министр, назначенный императором Александром II. Ковалевский на первый план выдвинул заботу о народных училищах, воскресных школах, просвещении всех слоев населения, но в силу того, что он недолго пробыл на посту министра ( до 1861 года), не успел много сделать.
Граф Евфимий Васильевич Путятин
Адмирал, генерал-адъютант. В 1822-1825 гг. совершил кругосветное путешествие под командованием Лазарева. Вел дипломатическую деятельность, участвовал в заключении торгового контракта между Россией и Францией. В 1858 – 1861 гг. был военно-морским агентом в русском посольстве в Лондоне. В 1861 году назначен министром народного просвещения, но через пять месяцев был уволен с этой должности в связи с переходом на службу в Государственный совет. Ко времени управления министерством графом Путятиным относятся беспорядки в Московском и Санкт-Петербургском университетах.
Александр Васильевич Головнин
Выпускник Царскосельского лицея. В 1859 году он был назначен статс-секретарем и членом Главного правления училищ при Министерстве народного просвещения, а в 1861 году стал министром. Незадолго перед этим по стране прошли студенческие волнения, приведшие к временному закрытию С.- Петербургского университета. Возникла необходимость создания нового университетского устава. Студенческие беспорядки Головнин объяснял упадком научной деятельности университетов и недостатками в их организации. Это, как считал министр, “уничтожало” всякую нравственную связь между профессорами и студентами. Для подготовки профессоров Головнин отправил много молодых людей за границу. Назначенные им лица знакомились с университетскими порядками в других странах. При новом руководителе значение Министерства народного просвещения выросло. Головнин почти удвоил его бюджет, распустил канцелярию министра, а всю административную часть сосредоточил в переустроенном Департаменте народного просвещения. При нем в 1863 году цензура перешла из ведомства Министерства народного просвещения в ведомство Министерства внутренних дел.
Комментарии