Существует легенда: когда Бог делил землю между народами, горцы устроили пир в его честь и поэтому опоздали к началу. Тогда Бог дал им землю, которую оставил себе, – Кавказ. Этим народом были чеченцы. К большому сожалению, именно этому месту в России, где, по одному преданию, собирался обосноваться сам Всевышний, а по другому – жил Прометей, суждено было стать средоточием проблем России – военных, социальных, национальных. Но что бы ни происходило в этом маленьком уголке земли, многовековая мудрость никогда не изменяла чеченскому народу. Он умеет отделять правду от неправды, созидать, жить. Там, где не светит солнце, земля греть не будет, говорят чеченцы, подразумевая под солнцем мир и согласие. Как идет процесс становления мира в регионе, восстановления и развития образования, воспитания детей и формирования нового мироощущения у граждан Чеченской республики? Об этом наш разговор с депутатом Государственной Думы РФ, членом фракции “Единство”, заместителем председателя генерального совета “Единой России”, председателем регионального отделения партии в Чеченской республике Францем Адамовичем Клинцевичем.
Из досье “УГ”
Франц Адамович Клинцевич родился 15 июня 1957 года в деревне Крейванцы Ошмянского района Гродненской области (Белоруссия), белорус. Образование – высшее. С августа 1974-го по ноябрь 1975 года работал учителем черчения, труда и физкультуры в Крейванцовской 8-летней школе. В 1980 году окончил Свердловское высшее военно-политическое училище, в 1991-м – Военно-политическую академию им. В. И. Ленина. В 1986 году после прохождения курсов офицеров-политработников получил квалификацию переводчика по языку дари. С 1986-го по 1988 год служил в 40-й армии в Афганистане.
С 1990-го по 1995 год – заместитель председателя Союза ветеранов Афганистана (всесоюзного, затем – межреспубликанского). Весной 1992 года участвовал в создании Народно-патриотической партии. В феврале 1995-го избран председателем правления Российского союза ветеранов Афганистана (РСВА). 19 декабря 1999 года был избран депутатом Государственной Думы РФ третьего созыва. Член фракции “Единство”. Заместитель председателя Комиссии ГД по содействию политическому урегулированию и соблюдению прав человека в Чеченской республике, член Комитета ГД по труду и социальной политике, член Комиссии ГД по борьбе с коррупцией. Заместитель председателя генсовета партии “Единая Россия”. Награжден двумя орденами Красной Звезды. Женат. Имеет двоих детей.
– Франц Адамович, вы недавно вернулись из Чечни. Это необычный регион страны: здесь находится точка реального боевого применения Вооруженных Сил России, здесь грань, отделяющая мир от войны, еще очень зыбка. В самом обществе очень сложные межличностные взаимоотношения. Расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях.
– Работая в Чечне, я имею задачу, прежде всего связанную с партийным строительством. На сегодняшний день в партию “Единая Россия” в Чечне вступили 4 тысячи человек. Две тысячи партийных билетов мы уже выдали. Нам приходится постоянно ездить по городам и селам Чеченской республики, встречаться с людьми. Активность, должен вам сказать, очень высокая, особенно со стороны учителей. Я был даже удивлен неожиданным порывом местных жителей. Когда после встреч люди подходили ко мне со своими вопросами, я сначала думал, что они будут обращаться ко мне как к депутату Государственной Думы, а выяснялось, что они хотят переговорить о вступлении в “Единую Россию”. У нас есть несколько школ, где вступают в партию всем коллективом, как, например, в 5-й школе в Гудермесе.
– Чем вызван такой интерес к вашей партии?
– Мы серьезно помогаем школам. На местах определяемся, что нужно для создания или восстановления материально-технической базы, и оказываем в этом содействие. Но дело в том, что чеченские школы нуждаются в гораздо большем, чем партия в состоянии сегодня сделать. Поэтому я обратился к руководителям региональных политсоветов и исполкомов “Единой России”, чтобы каждое наше отделение взяло под патронаж одну из школ или больниц в Чечне, выясняло их нужды и старалось помочь.
– А какие регионы в этом задействованы?
– Уже откликнулись партийные организации Свердловской и Челябинской областей, Ставрополья и ряда других регионов России. Их руководители говорят: “Дайте нам конкретные задания, мы готовы их выполнять”. Это, конечно же, радует.
– В нынешнем году в разных районах Чечни открыли двери 455 школ, приступили к учебе более 200 тысяч ребят. О начале учебного года в этом регионе СМИ давали в целом хорошую информацию. Говорили, что школы отремонтированы и подготовлены к работе, ученики обеспечены учебниками почти на сто процентов, нет острой проблемы с учителями. Так ли это, Франц Адамович?
– Во время моих поездок в этот регион всегда отдельным пунктом стоит задача встретиться с учителями и директорами школ. Для меня было удивительно, что особой нехватки учителей в Чечне мы не обнаружили. Это, на мой взгляд, очень важно. Хотя по отдельным предметам, таким, как иностранные языки, математика, химия, все-таки потребность в преподавателях есть. С министром образования Чечни Лемой Дадаевым мы думаем, каким образом решить этот вопрос. Вторая проблема связана с тем, что учителя республики нуждаются в переподготовке. Сказывается то, что в работе образовательных учреждений были большие перерывы, у педагогов, как и у детей, не было возможности приобрести учебники, методическую литературу, быть в курсе новинок по своему предмету. Это самая большая проблема, и учителя очень просили решить ее. Я буду обращаться к министру образования России с просьбой увеличить количество учителей, направляемых на переподготовку в близлежащие регионы для повышения квалификации. Кого-то обязательно направим в Москву. Конечно, чеченские школы нуждаются в серьезной материальной поддержке, особенно с наглядными пособиями, оборудованием. Хотя я скажу так: главы районов особую заботу сегодня уделяют учреждениям образования. Как бы там ни было, к первому сентября школы они подготовили. Здания отремонтированы, парты, хоть и старенькие, подкрашены. Классы светлые, чистые. А мы, в свою очередь, привезли 12 тонн ученических тетрадей и распределили их по школам. Сейчас займемся учебниками (не все школьники пока ими обеспечены). Есть еще одна вещь, о которой мы будем говорить с министром образования Владимиром Филипповым. Региональное отделение партии “Единая Россия” планирует организовать в Чеченской республике конкурсы, по результатам которых мы будем отбирать лучших учеников, детей, склонных к техническим наукам, и направлять их в высшие учебные заведения России. Проведем, так сказать, специальный чеченский набор в вузы страны. Я уже разговаривал с ректорами отдельных институтов и университетов, в частности с руководством Московского авиационного технологического института (МАТИ), и нашел поддержку. Конечно, мы все прекрасно понимаем, что обучение в высших учебных заведениях недешево. Но здесь, в этой республике Северного Кавказа, проблема даже не в деньгах, а в том, что не все чеченские дети подготовлены на уровне остальных своих российских сверстников. Но как бы ни было трудно, надо, чтобы чеченская молодежь училась. Мир на чеченской земле напрямую связан с тем, как будет налаживаться жизнь людей, восстанавливаться экономика, а здесь без собственных специалистов разных направлений не обойтись. И в этом мы должны оказать максимальную помощь республике. Надо, чтобы молодые люди учились еще и потому, что это наиболее действенное средство избавить их от давления тех страшных событий, которые сотрясали республику в 90-е годы. Нужно вырвать нынешнее поколение из паутины ложных ценностей, интегрировать в российское общество, чтобы чеченские парни и девушки чувствовали себя полноправными гражданами своей страны, точно такими же, как люди любой другой национальности.
– Скажите, пожалуйста, а как идет процесс компьютеризации в чеченских школах? Известно, что в настоящее время компьютерные классы открыты в 106 школах республики…
– Компьютеров я не очень много видел. Может быть, меня водили не в те классы… Хорошо, что подсказали, я обязательно в следующей своей поездке посмотрю, как идут здесь эти процессы. Но хочу сказать по собственным наблюдениям: в Чечне сегодня много молодежи, которая великолепно работает на компьютере, знает современные технологии. Мне часто приходится привлекать к партийным делам бывших школьников. Значит, работа по овладению основами информатики велась. А если по существу… Когда не хватает карт, наглядных пособий, учебников, элементарных вещей для школьного быта, говорить о всеобщей компьютеризации не приходится. Но будем решать и эти проблемы.
Уже на сегодняшний день во многие образовательные учреждения Чечни нами поставлены компьютеры и музыкальные центры. Оказана материальная помощь на приобретение наглядных пособий. В семи районах Чечни выделены от 5 до 10 тысяч рублей (в зависимости от того, что нужно школе) на повседневные расходы. Директор сможет купить на эти деньги замки, стекла, лампочки. Точно так же и в больницах, мечетях: кто обращается – всем помогаем. В августе-сентябре были выделены деньги пострадавшим от оползней в Ножай-Юртовском районе – по одной тысяче рублей на каждую семью. Конечно, для одной семьи это немного, но когда их набираются сотни, то сумма становится внушительной. В спортивную школу в Гудермесе нашим региональным отделением были закуплены ковры для борьбы. А для Ножай-Юртовского дома культуры были приобретены оборудование для сцены и аппаратура. Сейчас мы закупаем двести слуховых аппаратов для слабослышащих детей-инвалидов. С такой просьбой к нам обратилось руководство республиканского Фонда поддержки детей-инвалидов… Наша помощь адресная, она направлена на школы, больницы, фонды.
– Что собираетесь делать в ближайшее время?
– Вскоре у нас ожидается радостное событие. В селе Беной Ножай-Юртовского района мы строим школу при мечети. Строительство идет активно, в декабре этого года я буду принимать новостройку. В школу вложены немалые средства, но дело не только в материальном факторе. Ведь школа в чеченском селе, в районе, пострадавшем от войны, – не просто место, где учат. Это храм культуры, духовности, просвещения, который дает надежду на нормальную человеческую жизнь. Но и это еще не все. С компанией “Альянс” мы приступили к осуществлению большого проекта. В Ачхой-Мартане мы задумали построить больницу и школу. Вначале думали: это будет интернат. А потом решили: пусть будет кадетский корпус, подчиненный Министерству образования России. И обычную школу построим. Вот таких три важных объекта скоро будем возводить! На самом деле наша партия много сделала в Чечне за последний год. Чего стоит праздник Единения и Согласия, который мы провели 6 сентября! Когда-то этот день объявлялся Днем свободной Ичкерии. В противовес этому празднику, дабы сломать старые стереотипы и дать людям заряд положительных эмоций, “Единая Россия” придумала свой. Он проходил в Гудермесе. Со всех населенных пунктов Чечни сюда съехались 10 тысяч человек, прибыли гости из других кавказских республик. Устроили скачки. За первое место вручали автомобиль “Волга”, второе – холодильник, третье – видеомагнитофон. Взрослые, поучаствовав в скачках и от души повеселившись, разошлись, осталась молодежь. Устроили для нее танцевальный конкурс с хорошими подарками. Люди говорили, что у них давно не было таких гуляний, и не только в нынешней Чечне, а и в Чечено-Ингушетии. Должен сказать, попытки провокаций были. Но мы обеспечили безопасность. Поистине народному празднику ничто не могло помешать.
– И перед федеральными, и перед местными властями в Чеченской республике стоит весьма непростая задача – формировать у населения новое мироощущение. Но как сделать так, чтобы психология мира победила психологию войны?.. Какие трудности, по-вашему, здесь существуют?
– Необдуманные поступки отдельных военнослужащих настраивают местное население против федеральных властей и дают источник для пополнения бандформирований и сочувствующих им. Если военный человек совершил действия, которые граничат с преступлением, мы будем всячески стараться, чтобы он был наказан. В ближайшее время в Чечне будет проведено много организационных мероприятий, направленных на укрепление законности и правопорядка и не допускающих каких-либо отклонений от федеральных законов.
– Франц Адамович, вы много видели несправедливости по отношению к простым людям, попавшим в зону военных действий, участвовали и в вооруженных конфликтах, и в работе миротворческих организаций. Какие уроки вы извлекли из Афганистана, Югославии, Чечни?
– Так получается, что все войны и вооруженные конфликты связаны с политикой. Те, кто ее делает, уходят потом в сторону, а народ остается. Как он страдает от недальновидных поступков политиков, видно на примере Чечни. В этом регионе добиться мира только с ружьем в руках невозможно. Надо начинать строить мирную жизнь: возводить дома, открывать школы, восстанавливать предприятия. Надо сделать так, чтобы у людей появилась возможность трудиться и созидать. Военные же должны очень грамотно, “точечно” уничтожить бандитов, если они не сдадутся. Я поддерживаю Президента России Владимира Путина в отношении Грузии: нечего там церемониться! Не в состоянии она раз и навсегда покончить с терроризмом – мы это сами сделаем.
– Как, по-вашему, нужно строить работу по патриотическому воспитанию детей? Ведь в любом многонациональном государстве в воспитании молодежи очень важно удержать баланс между патриотическими и национальными чувствами.
– Патриот в моем понимании – это человек, который ощущает себя гражданином великой единой и неделимой России, уважительно относится ко всем народам, которые ее населяют. Во время выступления на одном из митингов председатель исполкома партии “Единая Россия” в Чеченской республике, мой первый заместитель Халид Ямодаев сказал: “Вы помните, как Дудаев нам говорил, что все мы хотим иметь свободную страну от Каспия до Черного моря. Но… зачем нам такая маленькая родина? Мы же можем иметь Родину от Балтийского моря до Тихого океана! И она есть у нас”. Мне очень понравились эти слова. Действительно, у нас есть одна большая страна. Как можно ее делить, если сегодня в России проживают 178 разных национальностей, только на территории Чечни их несколько десятков?! Очень важно говорить детям о малой и большой родине, о заслугах и авторитетах, людях, которые прославили мировую культуру и науку. Знаменитого чеченского танцора Махмуда Эсамбаева знали многие люди на земле. Он хотел мира для своей родины и своей жизнью показал, как можно совмещать патриотическое и национальное. На таких примерах надо воспитывать.
Ирина Каминская
Комментарии