В ценности проектного метода обучения никто не сомневается, очевидно, что он помогает решать задачи личностно ориентированного подхода, или, проще говоря, здорово мотивирует обучающихся. Главная цель применения метода проектов в образовании – это формирование личности, обладающей компетенциями XXI века.
Однако, как часто бывает, отличная теория не всегда становится отличной практикой. На пути формирования современных навыков и умений могут стоять и недостатки методологии, и нехватка материально-технического обеспечения, и формальный подход. В результате обучающиеся не только не мотивируются, но и получают искаженное представление о ценности проектной работы.Отличной прививкой может стать использование принципов гибкой методологии разработки Agile в обучении. Так полюбившиеся управленцам всех уровней постулаты впервые озвученные группой разработчиков программного обеспечения в 2001 году можно применять и относительно образования. Всего было озвучено и записано 12 принципов, но основная суть выражается первым и главным тезисом:Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментовСогласитесь, все это прекрасно соотносится с методом проектов, который так верно и так высоко ценят в педагогической практике. Однако и у этих передовых гибких методов есть критики, прежде всего противники Agile говорят о недисциплинированности и возникающих авралах.Почти каждый, кто начинает внедрять Agile, не важно – предприниматель, разработчик или учитель, – почти сразу задает вопрос «А какие инструменты помогают построить хороший Agile?» Смотрите первый пункт манифеста J:Мы ценим людей и сотрудничество выше, чем любые инструменты и процессыСтоит всегда понимать, что инструменты должны лишь помогать наладить взаимодействие. А для того чтобы избежать недисциплинированности, чтобы обсуждения проходили по заданной траектории, анализ получался системным, а коллективная работа не становилась беспорядочной, необходима грамотная визуализация. И мы говорим сейчас именно о том, как выстроить проектную методику обучения.И тут важно не забыть еще один принцип манифеста Agile: Простота – искусство минимизации лишней работыТо есть помимо всего прочего нужен инструмент, который бы максимально просто, но эффективно помогал проходить все шаги учебного проекта: определять проблему и вытекающие из нее задачи исследования; выдвигать гипотезы; обсуждать методы исследования и способы оформление результатов; собирать, систематизировать и анализировать полученные данные; делать выбор и принимать решения; подводить итоги и делать выводы.При организации бизнес-процессов используют доски визуализации, причем чем проще, тем лучше.В школе важно, чтобы инструмент был не только простым и эффективным, но и отчасти универсальным. Пожалуй, самым интересным из представленных в последнее время инструментов для коллективной работы является интерактивная стена ScriptoriUM© – это комплексное решение, которое дает возможность организованно работать над проектом: выстраивать алгоритмы, рисовать ментальные карты, создавать точные чертежи, интегрировать различные источники информации, сохранять и распространять результаты. Одновременно на стене можно писать от руки, проецировать изображение с документ-камеры, выводить видео или презентацию, данные из Интернета или специализированных программ.Кроме того, умный ScriptoriUM© универсален – дает возможность одновременно опросить сразу нескольких человек, визуализировать результаты мозгового штурма, а потом сохранить их в виде файла, наглядно презентовать классу итоги работы как отдельного ученика, так и целого коллектива, не требуя при этом от учащихся и преподавателей специальных навыков – все просто и интуитивно понятно.ScriptoriUM – это целая система, рассчитанная на совместную работу сразу нескольких участников проекта на поверхности шириной до 8 метров. Позволяет превратить в сенсорную практически любую поверхность, причем не только ровную, но и изогнутую. Собственно, поверхность – это специальная бумага, на которую с помощь принтера нанесено множество мельчайших едва различимых точек – координатная сетка. Специальный стилус оснащен миниатюрной видеокамерой. Микрокамера маркера обладает очень высоким, практически полиграфическим разрешением – 680 dpi. Это дает возможность рисовать сложные картины, выводить формулы, создавать сложные и детализированные чертежи. Можно рисовать маркером на листе бумаги даже сидя за столом, а изображение будет транслироваться на большую общую поверхность, расположенную в нескольких метрах. До 7 человек у доски в режиме фронтальной работы и удаленно более 50 участников могут трудиться одновременно над одним общим проектом.Используя ScriptoriUM© участники приближаются к работе по принципам Agile, когда на первый план выходят не технологии и инструменты, а люди и их взаимодействие, при этом минимизируются затраты на лишнюю работу.Метод проектов с идеями Agile и эффективными инструментами вместе и приведут к формированию тех самых компетенций XXI века. повышение личной уверенности учащихся; развитие командного духа, коммуникабельности и умения сотрудничать; запуск механизма критического мышления; развитие способности находить нестандартные решения задач и проблем; приобретение навыка управления временем time-management.Московская школа №1631, как и всякое современное образовательное учреждение, практикует метод проектов как одну из основных педагогических методик. Учителя и ученики начали использовать интерактивную стену ScriptoriUM для обсуждения ученических проектов, позже оценили удобство и скорость в принятии решений, которые обеспечивает ScriptoriUM на совещаниях и советах. Так незаметно были внедрены принципы Agile как в учебный процесс, так и в управленческий.«Мы очень довольны аудиторной интерактивной системой для проектно-инженерной деятельности ScriptoriUm. Простота и возможности системы позволяют учителям эффективно организовать все этапы урока или внеурочного занятия, ведь ScriptoriUM объединяет интерактивную поверхность, простую бумагу, персональные устройства в коллективное интерактивное пространство. Одновременно с рабочим полем интерактивной системы могут работать несколько человек, что позволяет опрашивать больше обучающихся, наглядно отображать результаты мозгового штурма, подключать гаджеты и проводить презентации как индивидуальной, так и коллективной работы школьников».Анастасия ГРИГОРЬЕВА, учитель географии, педагог-организатор ГБОУ «Школа №1631 имени Героя Советского Союза В.П.Кислякова»
Комментарии