В канун этого учебного года, как ни странно, ажиотаж вокруг школьной формы несколько поутих. Хотя родителей будущих первоклассников вопрос о том, в чем их ребенок пойдет в школу, сейчас волнует больше всего. На многочисленных форумах в интернете женщины делятся друг с другом опытом по приобретению школьной одежды для своих детей, а молодые папы вспоминают о том, как, нарушая запреты, надевали на экзамен джинсы и спортивные костюмы. Можно сказать, что россияне разделились на три равнозначные группы – тех, кто поддерживает идею унификации одежды для школьников, тех, кто против, и тех, кому все равно.
Однако результаты недавнего исследования, проведенного специалистами ВЦИОМ, все же наглядно демонстрируют повышение доверия россиян к школьной форме: за единообразие одежды школьников высказались 64% респондентов, число же противников ее унификации составляет 31%. Для сравнения – в августе 2004 года согласно результатам опроса, проведенного холдингом ROMIR Monitoring, всего 47% российских граждан были за введение одинаковой школьной формы (против – также 31% участников опроса).
Чаще остальных идею возвращения школьной формы поддерживают женщины – 77%, причем 39% полагают, что однообразие в одежде учащихся должно быть введено обязательно. Однако среди молодежи (18-24 года) сторонников школьной формы оказалось только 38%, в то время как больше половины молодых людей высказались против.
Недавно на одном из сайтов я обнаружила весьма интересную статью о японских школьницах. В то время как юные россиянки готовы на все, только бы не носить школьную форму, старшеклассницы Японских островов фанатически преданны форме своей школы. Уже несколько лет подряд в Токио и других городах не угасает интерес к школьной форме как одной из модных тенденций. Девушки намеренно носят ее в нешкольное время. Синяя мини-юбочка в складочку, белая блузка, шейные платки и высокие гольфы, идеально гармонирующие с ботфортами или балетками – удобными туфлями на плоском ходу, – особенно популярны. Японские гастроли вдохновили и группу «Тату», для которой школьная форма на долгое время стала неотъемлемой частью стиля. Удивительно, но многие японки даже не хотят уходить из школы, боясь потерять свою индивидуальность, которая здесь, как ни странно это звучит, связывается именно со школьной формой. Дело в том, что единообразие в одежде заставляет японских школьниц подбирать аксессуары, которые могут придать неповторимый облик их универсальному наряду…
Наши же покрои, судя по отзывам школьников и их родителей, оставляют желать лучшего. Вот почему добрая половина подростков, особенно девушек, отказывается от юбок до колена, не подчеркивающих, а подчас и просто уродующих фигуру, бабушкиных безразмерных блузок и кургузых пиджаков. «К форме я отношусь негативно, – возмущается одиннадцатиклассница Анастасия Сафронова, – ее в нашей школе ввели только что, так что весь последний год учебы придется носить эту кошмарную одежду».
Несмотря на сегодняшнее обилие товаров, проблемы с размерами по-прежнему остаются. Лет десять назад особенного выбора тоже не было. Мне, например, форму было подобрать вообще невозможно – рукава и штанины всегда оказывались короткими, а объем пиджаков и юбок слишком большим. То есть рост и полнота соотносились друг с другом в неправильных пропорциях. Выходило, что второклассница чуть выше среднего роста должна была иметь бюст Памелы Андерсон и плечи Арнольда Шварценеггера. В начальной школе было немного проще, потом жакеты пришлось шить на заказ или покупать то, что лишь отдаленно напоминало фасон обыкновенной школьной формы. Тогда, впрочем, как и сейчас, во многих школах к форме относились не слишком требовательно. Это, с одной стороны, правильно, ведь ученики старших классов должны самостоятельно делать выбор, в чем ходить, в то время как младшим ребятам, наоборот, лучше одеваться одинаково, чтобы не ощущалось имущественного расслоения. Разумеется, дифференциация школьников по признаку материальной обеспеченности существует и в старших классах, однако подросткам с ней бороться легче, чем детям. Кроме того, некоторые школы предлагают определенную цветовую гамму (например, черный низ – белый верх), а подбирать одежду родители школьников должны самостоятельно. В данном случае все равно не избежать хвастовства со стороны более богатых одноклассников – дорогую форму от дешевой можно отличить так же легко, как итальянскую обувь – от купленной на рынке. В России, к сожалению, лишь в немногих школах родители и дети привлекаются к обсуждению и разработке фасонов школьной формы (так, в Европейской гимназии на школьном совете ребятами были созданы эскизы женских и мужских моделей школьной формы, по которым ее сшили на заказ). Такой вариант, по мнению россиян, чаще всего является достаточно затратным, хотя, в сущности, – не более чем индивидуальный поиск и покупка одежды.
Кто же должен решать вопрос о восстановлении в школах униформы? По данным ВЦИОМ, 43% россиян считают, что решение должно быть принято на государственном уровне, 15% отдают данную прерогативу директорам школ, и лишь 12% считают, что решать этот вопрос должны сами родители. В некоторых школах к ношению формы подходят лояльно, но зато действует запрет на джинсы, по праву считающиеся самой комфортной и практичной одеждой. Сразу вспоминаются директора японских школ, дающие своим ученикам полную свободу в ношении формы, в то время как девчонки Страны восходящего солнца при этом все-таки предпочитают родную униформу. Видимо, в России до такой привязанности еще далеко. Создается впечатление, что и принятие закона о форме вряд ли решит эту проблему. Очевидно одно – на российском рынке пока еще есть свободная ниша, которая должна быть заполнена качественным и недорогим товаром – только тогда школы смогут вынести вопрос о введении униформы на повестку дня.
Анна ЛЕОНОВА, студентка МГУ
Комментарии