search
main
0

ФГОС плюс экспонат. Когда коллекция становится учебным пособием, а выставка – классом

Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет ученикам, уже учась в школе, увидеть, как можно практически применять знания, полученные на уроке, прочитанные в учебнике. С другой стороны, дети эти знания могут добывать сами в результате проектной, исследовательской деятельности. Идеальная среда для претворения этих принципов – музейная. Она годится как для проведения урока, так и для внеклассной деятельности.

Государственный биологический музей им. К.А.Тимирязева предлагает учителям и школьникам провести урок в музее. Занятие особого формата строится на основе музейных коллекций, для более глубокого и прикладного изучения предмета используется экспозиция музея.Проект призван, с одной стороны, дополнить и разнообразить учебную программу, а с другой – приобщить школьников к посещению музеев. Урок в музее обеспечивает междисциплинарный подход, объединение знаний из разных школьных предметов в цельную картину научного знания. Все занятия в рамках этой программы разработаны на основе ФГОС. Каждое занятие обязательно связано с конкретными темами образовательной программы, но также подразумевает исследовательские и творческие задания, выходящие за рамки этой программы. Большую часть информации ребята осваивают самостоятельно под руководством научного консультанта музея. Полученные знания могут стать основой для проектной деятельности школьников. Занятие «Покровы животных» для учеников 3-4-х классов Максимальная численность группы – 25 человек. Дети знакомятся с разнообразием строения, назначения и функционирования покровов у животных разных видов и групп, а также прослеживают взаимосвязи между особенностями покровов животных и их образом жизни. Во время занятия проводится игра «Одень животное»: участники изучают (визуально и тактильно) образцы покровов и определяют, каким животным они принадлежат. Кроме того, участники самостоятельно выполняют задания поискового типа в экспозиции зала «Эволюционное учение». Занятие проводится в сотрудничестве с учителем и продолжается 60-70 минут, из которых не менее 40-50 минут отводится на активную деятельность: работу с натуральными предметами (игра «Одень животное») и задания по экспозиции. Остальное время занимает дискуссия, в которой участники также не остаются пассивными слушателями. Занятие может быть вводным или итоговым к темам предмета «Окружающий мир», посвященным животным и/или приспособленности организмов к условиям среды. Предполагается предварительная подготовка участников, поэтому учителю рекомендуется ознакомиться с методическим материалом на сайте музея. В ходе занятия участники получают новые знания о мире животных и законах живой природы, развивают умения анализировать, сравнивать разные объекты, извлекать нужные сведения из информационного потока и делать выводы, а также вырабатывают навыки работы с природным материалом и ориентирования в музейной экспозиции. Занятие «Приспособленность организмов к среде обитания» для учеников 9-10-х классов Урок построен на самостоятельной проектной работе учащихся, музейный педагог выступает в роли модератора и научного консультанта. Класс делится на рабочие группы, между которыми распределяются проектные задания. Под руководством школьного учителя и музейного педагога рабочие группы самостоятельно изучают экспозицию музея и вспомогательный раздаточный материал по конкретному проектному заданию, определяют приспособления у каждого объекта и причину их возникновения: например, раскрывают зависимость строения зубного аппарата от особенностей питания. Карточки проектных заданий, перечень экспонатов и вспомогательного раздаточного материала предоставляются учителю при подготовке к уроку в музее. Проектные задания имеют разный уровень сложности и объем задействованных экспонатов. Учитель имеет право выбрать количество проектных заданий (всего их 5), он самостоятельно делит класс на группы с учетом индивидуальных особенностей учеников. В конце урока все рабочие группы собираются в одном зале, чтобы ознакомить остальные группы с результатами своих исследований и обсудить их. Дома ученики могут оформить полученные материалы в виде презентаций. Наработки пригодятся в дальнейшей проектно-исследовательской деятельности учащихся. Урок задуман как повторительно-обобщающий.Методические материалы к занятиям можно скачать на сайте музея: http://www.gbmt.ru/ru (раздел «Урок в музее»).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте