В начале третьего тысячелетия одной из главных и, пожалуй, самых трудных задач демократического общества является воспитание личности, которая осознает свои гражданские права и свободы и уважительно относится к правам других людей.
Гражданско-правовое воспитание не должно ограничиваться рамками отдельных дисциплин, таких, как граждановедение, обществознание, история, политология. На каждом уроке ребенок может получить запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, для того чтобы стать полноправным членом демократического общества. Это подтверждают наши зарубежные коллеги, которые утверждают, что “…нет противоречий между существованием отдельной дисциплины, занимающейся проблемами гражданского воспитания, и необходимостью органичной его интеграции в каждый школьный предмет и в практику школьной жизни”. Особое внимание заслуживает опыт наших французских коллег, стремящихся чувствовать ответственность за гражданско-правовое воспитание учащихся и максимально использовать воспитательный потенциал своего предмета.
Свой вклад в разработку и реализацию новых подходов к определению содержания и основополагающих принципов гражданского воспитания внес проект французской Академической инспекции Валь де Марна “Воспитание гражданственности”, а также пособие с одноименным названием, созданное в виде рабочих карточек. Они появились в результате работы департаментской группы “Гражданственность” в 1999 году. В одной из частей пособия (II-1) указывается на то, что любая школьная дисциплина обладает воспитательным потенциалом и может сыграть большую роль в воспитании гражданственности у учащихся, так как изучение любого предмета способствует:
выработке критического мышления;
развитию умения слушать других; общаться, полемизировать, обсуждать волнующие проблемы, четко аргументировать свою позицию, рассуждать о чем-либо, выражать свои мысли, противопоставлять различные точки зрения, проявлять солидарность, ответственность, способность поиска и обработки информации;
воспитанию толерантности, отсутствия предубеждений, привитию интереса к окружающему миру, готовности к познанию людей других культур, уважения запретов, правил;
созданию совместных проектов.
Так, изучение литературных произведений на уроках словесности развивает в учениках толерантность, способствует искоренению предубеждений, содействует свободе слова, обращению к правам Человека, уважению чужого мнения, становлению ценностных ориентаций. Если, конечно, педагог ставит такую цель. На уроках математики знакомство с символами, чертежами, графическими изображениями позволяет учащимся облегчить понимание некоторых аспектов действительности. К тому же математика является дисциплиной, которая помогает формулировать вопросы и отвечать на них, используя логичные доказательства, не основываясь лишь на предположениях или догадках. Эти качества очень важны для становления гражданина.
Физическая культура – предмет, который на первый взгляд не сразу ассоциируется со словом “гражданственность”, – формирует такие качества личности, как уважение установленных правил и норм, стремление к соучастию, ответственность, независимость, солидарность, взаимопомощь, осознание необходимости здорового образа жизни. Спортивная игровая коллективная деятельность служит познанию себя и самоутверждению, признанию зависимости себя от других ее участников и окружающих от тебя. История, география направлены на воспитание гражданственности и патриотизма, так как они служат познанию учащимися мира, дают возможность ориентироваться во времени и пространстве.
Гражданско-правовое образование в рамках различных учебных предметов ведется и в России. Этому посвящаются интегрированные уроки разных предметов, однако иностранный язык редко включается в систему гражданского образования.
Проведенный опрос учителей иностранного языка, работающих в Москве и Московской области, свидетельствует о том, что большинство педагогов далеки от этого направления, хотя и считают, что изучение иностранного языка в средней школе может способствовать воспитанию гражданственности у детей.
Анализ опроса показал, что большая часть учителей иностранного языка, занимающихся гражданско-правовым воспитанием, имеют стаж работы более двенадцати лет. Сегодня учителя с большим стажем работы используют в обновленном виде на уроках иностранного языка свой опыт патриотического, нравственного воспитания школьников, который они накопили еще в советское время.
Преподавание иностранного языка в современной российской школе дает учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, устойчивого правосознания, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствуют коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев и прежде всего языка другого народа. Кроме того, овладевая речевыми умениями и языковыми средствами иностранного языка, школьники имеют возможность вновь осмыслить термины и понятия, связанные с правами человека. Демократический стиль общения учителя и учащихся, принцип жизненной ориентации обучения, коллективного взаимодействия позволяют учителю успешно совмещать образовательную и воспитательную функции предмета. Существует и обратная связь: обучение и гражданско-правовое воспитание учащихся на уроках иностранного языка должно способствовать успешному освоению самого языка, достижению целей и задач, поставленных в современных программах по иностранному языку.
Школьники получают потребность лучше осознать свою национальную культуру, изучить прошлое, настоящее, будущее своей Родины. Многое здесь зависит от характера преподносимого материала, степени развития самостоятельности суждения учеников, наличия потребности находить нужную информацию.
Осознание своих прав и обязанностей, а также формирование опыта гражданского поведения невозможно без проявления творчества, умения работать в коллективе и соблюдать его требования. При этом ребята не просто готовятся к осознанию своего гражданского долга перед обществом во взрослой жизни, а психологически ощущают себя активными гражданами уже в школьные годы.
Учитель иностранного языка может и должен широко использовать многообразные формы гражданско-правового воспитания. Учащимся может быть предоставлена возможность участвовать в создании и работе клубов интернациональной дружбы, моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании докладов, в разработке словаря, включающего гражданско-правовую тематику, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”.
Иллюстрации детей к написанному (сказанному, услышанному), а также творческие задания, связанные с ними, позволяют учителю общаться с ребенком, используя его рисунки, в том числе и на гражданско-правовые темы.
Любовь БАННИКОВА,
учитель
Москва
Комментарии