В актерской деятельности подростки могут реализовываться так, как им нравится, высказываться на разные темы, творчески взаимодействовать друг с другом. И все это не за оценки, а исходя из собственного желания.
Объявлено: делаем этюды на определенную тему. Это долгий процесс, и им надо уметь увлекаться. Идеи, мысли, образы этюда пробиваются сквозь повседневные мысли неожиданно, спонтанно, творческий процесс не отпускает. Когда к процессу создания этюда ученик подходит не творчески, а рефлективно, по-школьному, то результат удручающий, но педагогу надо понимать, что это лишь первый этап, что потом, возможно, проявится настоящее творчество.
Пример: этюд на тему «Я ищу». Наспех сделанные этюды имеют в своей основе стандартные, скучные сюжеты: ищут ключи, сотовый телефон, кошелек (банковскую карточку). Но через определенное время, когда ученик увлекается работой, сюжеты становятся более интересными, даже неожиданными. Когда творческий процесс не оставляет юного актера до среды или до пятницы (в зависимости от студийного расписания), а прорывается неожиданно в повседневной жизни каждый день, то подросток примечает неожиданные вещи. И вот он показывает, как ищет источник неприятного запаха, сигнал сотовой связи на даче или в походе, нужное слово для школьного изложения или стихотворения. И все это этюды на тему «Я ищу».
На нашей памяти много неожиданных и интересных этюдов на эту тему. Вот один из них: героиня – участница танцевального коллектива – опаздывает на показ, при этом в спешке забыла сценическую обувь, она достает коробку, переворачивает, и оттуда вываливается куча красных и уже порядком изношенных туфель для народных танцев, после этого она начинает искать подходящие для левой и правой ног, за кулисами для атмосферы звучат фортепиано (музыка для разминки) и стандартные выкрики педагога по хореографии. Смотрелось атмосферно, забавно и необычно.
Можно отметить, что в подобном деле требуются постоянное усилие воли, творческое внимание. Эта работа не останавливается и не начинается по расписанию в дневнике, она происходит всегда, потому что ученик увлечен, он занят важным для себя делом, которое его не оставляет, он возвращается к нему каждый день. Главное:
Не торопиться. Запастись терпением. Нужно помнить, что ученик сталкивается со свободой, к которой еще не привык. Ему необходимо научиться творчески увлекаться темой, правильно распределять внимание и контролировать свою деятельность самому.
Помочь увлечь ученика. Уместно пофантазировать с ним, придумать интересные сюжеты, поделиться своим опытом и опытом других. И конечно, быть увлеченным самому.
Научиться позитивной критике. Важно в каждой работе найти что-то хорошее, ведь критика – это не указание на недостатки, а момент сопричастности, сотворчества, когда мы вместе пытаемся сделать еще лучше.
Взаимодействие и партнерство
Иногда предполагается, что в этюде задействован не один человек, а несколько. Массовые этюды требуют сложной организации, а вот сюжеты на двух человек проработать проще. Чаще всего парные этюды делаются на темы «Ссора» или «Рождение слова».
Если этюд парный, то логично предположить, что это не только самоорганизация одного человека, это партнерство, организация совместного труда – совместное распределение во времени, умение договориться. Такой труд предполагает, что ты стараешься не подвести партнера, а партнер – тебя. Это также совместное творчество, где нужно уметь слушать и слышать товарища, преподносить свои идеи, увлекать, аргументированно объяснять свою позицию.
Ученики сами договариваются, где и когда репетируют, и часто я вижу их в коридорах возле кабинета. Но важно отметить, что среди этих репетирующих пар иногда рождаются настоящие творческие союзы. Тогда я вижу и слышу, что ученики приходят до занятий и задерживаются надолго после, приносят реквизит, о чем-то спорят. Им уже не столько важен результат, сколько эксперимент, творческий поиск, процесс репетиции, для них не обязательно выносить все свои идеи и наработки на публику.
Умение взаимодействовать, вступать в творческие союзы – это тот навык, который, конечно, пригодится ученику в его повседневной жизни, в разных видах деятельности. Он повышает его шансы на успешность, делает жизнь более комфортной, насыщенной, радостной.
Что требуется от педагога? Тут важно понимать, что педагогическая деятельность не ограничивается педагогическими часами, и я говорю сейчас не о подготовительной работе учителя для выполнения учебного плана. Вам будут звонить и подходить с разными вопросами: будете ли вы на работе в определенное время, можете ли вы открыть кабинет, куда положить привезенный реквизит, можно ли сделать этюд с таким сюжетом, обязательно ли иметь подробный реквизит для этого этюда, можно ли в этом месте просто обозначить что-то без подробностей? В студии будут появляться новые неожиданные предметы, принесенные учениками, которые будут занимать все свободные уголки кабинета (вы рискуете неожиданно обнаружить в студии оленьи рога, манекен, подвенечное платье, урну из парка). Вас будут просить задержаться и порепетировать, или, понимая такую необходимость, вы сами будете с кем-то проводить больше времени для отработки каких-то моментов. Студия начинает жить сама по себе и самоорганизуется вокруг вас без вашего ведома, вмешивается в ваши планы, но если вы просите от учеников самоотдачи, то будьте готовы отдавать тоже.
Критическое мышление
Опыт этюдной работы стал для студии не просто упражнением или одной из тем образовательной программы. Этюдная работа, готовность группы к подобной практике – это определенный Рубикон, после перехода через него для студийца начинается совсем другая жизнь в нашем коллективе. Если раньше взаимодействие между учениками определял в основном педагог, то теперь эти функции отчасти берут на себя сами ученики, теперь пространство студии (уборка, забота о реквизите, его хранение) отчасти организуют они сами, творческая домашняя работа теперь – это задача не только режиссера, но и исполнителя. С этого момента студиец готов перейти на драматургический материал другого качества, уровня – Достоевский, Гоголь, Островский, Ионеско и прочие сложные и объемные по времени и содержанию работы.
И тут уместно упомянуть еще об одной традиции, связанной с работой над этюдами. Мы выработали такой принцип, при котором обсуждение этюдной работы, оценку и критику проводит не только педагог, но и ученики, товарищи, которые наблюдают этюд другого ученика как зрители. При таком подходе удобно выявить компетентность группы в вопросах актерского мастерства, умение не только пользоваться навыками, но и транслировать эти навыки другим людям.
Важным элементом наших обсуждений является психологическая предустановка, согласно которой целью является не поругать исполнителя, а помочь ему сделать этюд лучше. Именно помочь. Иногда мы слышим, как ученик увлекается и как бы хвастается своими внимательностью и знаниями, начинает просто ругать этюд, и тогда уместен вопрос: «Я не слышу самого главного – какие идеи есть у тебя, как ты предлагаешь улучшить эту работу?» Тогда ученик останавливается и не может ответить на этот вопрос, ведь он попросту не задумывался об этом.
Рефлексия
В этюдах из раздела «Я в предлагаемых обстоятельствах» (мы используем для этих этюдов темы «Я ищу», «Ссора», «Ожидание») уже заложено многое для рефлексии ученика, так как их смысл – действие в сложной жизненной ситуации не от лица выдуманного кем-то персонажа, а от своей личности. И понятно, что в силу возраста исполнителей сюжеты этих этюдов часто сводятся к проблемам в школе (к ссорам с одноклассниками и учителями), дома (ссоры с родителями и братьями, сестрами). И это уже само по себе хороший повод порефлексировать, проанализировать свое и чужое поведение. Тут и выясняется, что у учителя в школе могут быть гораздо более глубокие и сложные мотивации, нежели просто «Марьиванна меня ненавидит и гнобит специально», а поведение младшего брата можно понять, если задуматься об особенностях его возраста и попытаться вникнуть в его проблемы. Мир постепенно перестает быть однозначным, а люди – просто злыми, глупыми, жадными. Оказывается, поведение людей, их реакции – это нечто более сложное, чем кажется на первый взгляд, и можно попытаться их понять. И не любую бытовую склоку можно назвать настоящей ссорой, тут необходимо задуматься, вспомнить особенно важный эпизод из жизни, проанализировать, что произошло, почему это так глубоко задело исполнителя.
Здесь уместно вспомнить еще про один особенный опыт нашей студии, связанный с этюдной работой. У нас принято периодически делать показы или спектакли в жанре клоунады (иногда этот жанр вплетается в спектакли других жанров – драматических или пластических). В основе этих работ тоже лежит этюдный метод: сначала придумываются этюды, потом они дорабатываются, затем соединяются в одну работу.
Но вначале следует создать самое главное – клоунский образ. Мы исходим из того, что клоунский образ – это тот сценический образ, который профессиональный клоун создает однажды и надевает на себя до конца своей сценической практики, то есть это что-то личное, продолжение его внутреннего мира, его второе «я». Примеры всем известны: Вячеслав Полунин, клоунская группа «Лицедеи», Чарли Чаплин.
Такой подход предлагается и нашим ученикам. Цель его – через внешний вид и логику движений создать образ, который являлся бы продолжением внутреннего мира. Это не так уж легко. Были случаи, когда ученики специально покупали клоунские наряды в карнавальном магазине, и, естественно, ничего не получалось. Их образ – это уже кем-то созданный стереотип клоуна, но к их внутреннему миру это не имело никакого отношения. Тут надо покопаться в себе, поискать и, главное, понимать, что клоунский образ – это не атрибуты профессии (парики и смешные носы), внешний вид может вообще не быть похожим на клоуна, но образ этот должен быть родным и уютным.
Для этого нужна соответствующая атмосфера. Педагог притушивает свет и включает музыку (аккуратную, без ярко выраженных событий, возможно, носящую медитативный характер), и уже в этой атмосфере (без лишнего шума и разговоров) исполнители отправляются переодеваться. Их первостепенная задача не показать этюд, а ознакомить нас со своим образом. Исполнитель спокойно садится на стул в центре аудитории (или стоит, если ему так удобнее) и ничего особенного не делает, его задача просто смотреть на нас глазами своего персонажа. Он смотрит на нас, мы смотрим на него. Анализируем его взгляд, внешний вид, позу, мелкие жесты.
Потом, не выключая музыки и не останавливая существования актера на площадке, педагог тихо спрашивает наблюдателей, что они думают об этом персонаже. Какой характер у него, чего он хочет, уютно ли ему смотреть на нас и встречаться с нами взглядом? Каждый, кто хочет, высказывается. Далее и сам исполнитель высказывается по поводу своего образа, что-то добавляет или опровергает.
Часто выяснялось, что созданный образ не являлся продолжением исполнителя, а был кем-то, на кого он хотел быть похожим, тем, кем он хотел бы казаться в глазах других. Часто в этих образах проявлялись ярлыки, которые окружающие (учителя, родители, друзья) навешивали на исполнителя, и он, как бы смирившись с ними, выставлял их напоказ. Это все интересно анализировать, и если педагог в союзе с учениками действует аккуратно, то это может стать почвой для полноценной рефлексии, анализа собственной жизни, своих чаяний, успехов и неудач.
Конкретный пример. Мальчик надел на спину огромный рюкзак, а поверх него нацепил серый трудовой халат, на голову надел французский берет, из-под берета у правого глаза что-то неаккуратно болтается. Движений почти нет, если есть, то они ленивые, взгляд доверчивый, добрый. Когда мы стали обсуждать этот образ, то все радостно согласились, что да, это Лука (ударение на первый слог). Что во всем этом узнается его характер. Лука доверчивый, дружелюбный, улыбчивый, немного неуклюжий, малоподвижный (будто ему тяжело), немного неряшливый, любит находиться среди нас, но редко берет на себя инициативу. Мы назвали этот образ «Чупупаха», придумали этюд. Работа получилась очень удачной. Но важно следующее: начав работать в удобных и понятных ему образе, темпераменте и пластике, Лука почувствовал свою успешность и стал изменяться. Он начал проявлять инициативу, стал готовиться дома, просить товарищей репетировать с ним до и после занятий. И вне работы над этим этюдом тоже происходили изменения, например, на уроке хореографии он стал чувствовать себя увереннее и развивать пластические навыки.
Другой пример. Мальчик пришел к нам в студию. Долго не мог обжиться, мало общался с товарищами, а с педагогами вообще не говорил. Вообще! Просто краснел – и все. Мы уже стали бояться говорить с ним. Работая над клоунским образом, он создал свое второе «я». Оказывается, это строгий человек в строгом костюме и без лишних движений, но если двигается, то делает это элегантно и без суеты. На лице его для контраста была странная маска зайца, а на ногах – лапки с коготками. Маска и лапки придавали его образу мистичность и таинственность. Вот как бы он хотел себя ощущать в жизни. Маска скрывала его эмоции, с одной стороны, но с другой стороны, если была необходимость что-то выразить, то он должен был передать эту мысль через выразительное движение или поворот головы. Образ этот произвел яркое впечатление на группу, все были влюблены в этот персонаж. Был придуман парный этюд. Что это дало? Оказалось, что Артемию удобно проявлять себя через пластику, он это почувствовал, пластика стала для него спасением, в хореографических номерах он вообще стал самым ярким из всей группы. Через пару недель Артемий стал разговорчивым мальчиком (даже чересчур), начал спокойно общаться с педагогами, шутить.
Пластическая этюдная импровизация
Особняком в многообразии актерских техник стоит система Михаила Чехова. Упражнения из этой сложной и интереснейшей системы используются в нашей студии прежде всего для развития пластических навыков через этюдную импровизацию. Эти этюды носят другой характер, здесь важно сконцентрироваться на сиюминутных ощущениях, подружить свои воображение и тело. Как правило, работа начинается с медитативного расслабления, важно, чтобы тело стало максимально расслабленным, а внимание направилось на телесные ощущения: как работает дыхание, расслаблены или напряжены мышцы (в том числе внутренние), какое положение скелета, какие ощущения в суставах, куда направлен вес тела. Это приучает внимательно обращаться со своим телом и закладывает принципы здорового движения. Следующий важный этап – определение движения через импульс и волну. Точка, направление, сила: концентрация на этих моментах – сложный и очень интересный психофизический процесс. Мы начинаем по-новому чувствовать, куда перемещается вес при каком-либо движении, какая часть тела его начинает, как переключается работа мышц. Иногда это вызывает неожиданные реакции. Анисья, сделав упражнение на работу с воображаемым телом (тело представляется незнакомым космическим кораблем, которым ты управляешь первый раз, а все движения изучаешь на импульс и возможную амплитуду), сказала, что никогда не думала, что ее тело может так легко двигаться, «как будто само». И если раньше она не чувствовала себя талантливой в пластике, то теперь ее мнение о своих способностях совершенно поменялось.
В работе с воображаемым центром через ощущение значимости какой-либо части тела и создание в ней воображаемого образа (например, во лбу маленький колкий кристалл льда) мы фиксируем появляющиеся от этого телесные ощущения и начинаем лепить пластический образ, выстраивая осанку, походку, все движения в новом теле. Далее этот образ может развиваться, взаимодействуя с пространством, с другими персонажами. Это может закрепиться и работать на образ в спектакле, а может просто остаться учебной импровизацией. Важно, что в таких упражнениях мы максимально внимательны к телу и к ощущениям, появляющимся в нем от придуманных нами образов. Пластические этюды дают ощущение гармонии тела и мысли, а умение расслабиться и замедлиться особенно важно при сегодняшнем ускоренном ритме жизни.
Эстетическое развитие
Речь пойдет об этюдах по картинам. Это своеобразная модификация простого актерского упражнения, его цель – создать короткий этюд, в процессе которого персонажи приходят в мизансцену, заданную художником на известной картине.
В чем модификация? В том, что ученику предлагается не просто придумать сюжет и войти в мизансцену, а попытаться проанализировать картину глубже: понять стиль, в котором работал художник, логику этого стиля, как эта логика выработалась, исходя из всей истории эстетики. Перед тем как сделать этюд по картине, ученик исследует биографию и стиль художника, готовит небольшой доклад для всей группы, а потом приступает к реализации задуманного.
Тут наступает самое интересное. Как передать цветовую гамму картины через реквизит, оформление сцены? Как сценическим способом передать логику кубизма или импрессионизма? Возможно, нужно искать особую пластику? Как передать логику сна в сюрреализме? Без попытки понять глубинные мотивы стиля невозможно все это перевести на язык сцены.
В нашей студии был опыт создания целого спектакля на основе таких этюдов – «Впечатления». Этот опыт может подтолкнуть учеников неформально подойти к изучению истории эстетики, углубиться в нее, спровоцировать анализ причинно-следственных связей в искусстве, удовлетворить потребность в компетентности ученика.
Сергей ЛАЗУТКИН, Татьяна СТЕПАНОВА, Павел КОШЕЛЬ,
педагоги дополнительного образования музыкально-театральной студии «Ворона» Дворца творчества детей и молодежи «Преображенский»
Комментарии