Школа №1321 «Ковчег» была создана как интеграционная школа в 1990 году при Центре лечебной педагогики Москвы по инициативе специалистов и группы родителей, чьи дети получали реабилитационные и образовательные услуги в этом центре.
Инклюзивная школа – сравнительно новый для России тип образовательного учреждения системы общего образования. Созданию инклюзивных школ предшествовал период развития образовательной и социальной интеграции, при которой дети с особыми образовательными потребностями посещают обычную школу, образовательная среда которой остается относительно неизменной, а у детей с особыми образовательными потребностями/инвалидностью появляется возможность обучаться вместе со своими типично развивающимися сверстниками в общих для всех условиях (единый для всех учебный план, единая образовательная программа, единый образовательный стандарт, отсутствие дополнительного штата ассистентов педагога, тьюторов, архитектурно неприспособленная среда) либо в создающихся специальных классах – отдельных подразделениях, работающих по специальному учебному плану, специальным программам коррекционных школ.С самого первого дня педагогический коллектив школы включился в реализацию инновационной для России модели обучения, при которой детей с особенностями развития эмоционально-волевой сферы обучают в среде здоровых сверстников на принципах образовательной и социальной интеграции. Нарушения эмоционально-волевой сферы проявляются, как правило, при расстройствах аутистического спектра, а также у детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивности, при некоторых других особенностях развития ребенка. Можно сказать так: инклюзия – изменение системы и принятие любого ребенка на уровне всей школы, когда признают ценность различий всех детей и их способность к обучению, которое ведут тем способом, что наиболее подходит этому ребенку. Эта гибкая система учитывает потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Она подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему, тут часто используют новые подходы к обучению. Дети с особыми образовательными потребностями могут находиться в классе полное время или частично, обучаясь по индивидуальной (адаптированной) образовательной программе. Иными словами, при инклюзивном образовании школа становится более гибкой и адаптивной в плане выбора учебных программ, форм и методов обучения, она имеет достаточные ресурсы всех видов, чтобы соответствовать имеющимся у некоторых учеников особым образовательным потребностям, все учащиеся – равноправные члены школьного сообщества. Важнейшее условие реализации инклюзивного подхода в образовании – создание в школе особой образовательной среды, атмосферы принятия каждого ребенка, обучение в сотрудничестве. Все это обязательные условия для формирования в школе культуры инклюзии – процесса, при котором становится важным не «географическое» перемещение ребенка из специальной среды в пространство общеобразовательной школы, а формирование подлинного инклюзивного школьного сообщества, в котором каждый участник, ребенок или взрослый, может равноправно участвовать во всех аспектах школьной жизни. Формирование и развитие такого инклюзивного школьного сообщества особенно активно проходит во внеурочной деятельности, в школьных объединениях системы дополнительного образования. Педагогическую деятельность в этих структурах строят на принципах инклюзии и средовом подходе, который предполагает специальную организацию школьного образовательного пространства для достижения воспитательных целей, опосредованное (через среду) воздействие на формирование и развитие личности ребенка. В создании инклюзивного образовательного пространства необходимо было учесть, что элементы формируемой образовательной среды должны способствовать выполнению миссии школы, которая состоит в создании оптимальных условий для успешного образования, социального развития и социальной адаптации любого ребенка, независимо от уровня его психофизического развития, состояния здоровья, происхождения и социального статуса семьи.Таким образом, миссия школы «Ковчег», безусловно, выражает философию инклюзии, а структура и существующий уклад школы, созданная образовательная среда, принципы воспитательной работы способствуют тому, чтобы выполнение этой миссии школы «Ковчег» было максимально достижимым. Для этого педагогическим сообществом школы была разработана и реализуется программа воспитания «Школа для всех и для каждого», цели которой: развитие творческой личности каждого ребенка и создание условий для ее самореализации; воспитание толерантного отношения учащихся и их родителей к совместному обучению детей, развивающихся типично, и детей с особенностями развития в условиях инклюзивной школы; формирование благоприятных, положительных межличностных взаимоотношений детей, обучающихся в инклюзивной школе.В основу этой программы воспитания заложены такие принципы: принцип равных возможностей детей, предполагающий создание равных возможностей социализации и воспитания для всего школьного сообщества, принятие детей с особенностями развития, детей из семей мигрантов, многодетных семей; принцип личностного подхода, требующий, чтобы педагоги постоянно изучали и хорошо знали индивидуальные особенности воспитанников; умели определять и знали реальный уровень важных личностных качеств всех своих воспитанников (образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности); привлекали каждого к посильной для него деятельности, обеспечивающей развитие личности; выявляли и устраняли причины, которые могут помешать достижению цели; максимально опирались на собственную активность личности; сочетали воспитание с самовоспитанием личности, помогали в выборе целей, методов, форм самовоспитания; принцип опоры на положительное, имеющий особое значение при работе с детьми с особенностями развития, с нарушениями поведения. Зачастую бывает довольно сложно за стеной проблем и особенностей разглядеть положительные качества, но если в своем воспитаннике мы выявим хотя бы капельку хорошего и будем затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то достигнем хороших результатов; принцип гуманизации воспитания, требующий гуманного отношения к личности воспитанника; уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения права человека быть самим собой; ненасильственного формирования требуемых качеств; признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям; принцип совместной деятельности, предполагающий развитие отношений всех участников педагогического процесса, расширение сферы совместной деятельности, возможностей самоопределения, адекватной коммуникации, воспитание стремления к самореализации и помощи более слабому участнику деятельности. Включение родителей учащихся и других родственников учеников в систему воспитательного процесса способствует естественному и эффективному формированию у детей чувства причастности к школе; принцип культуросообразности предполагает развитие воспитания в соответствии с историко-культурными традициями, ценностями и нормами, гармонично сочетающимися с общечеловеческими ценностями, подготовку детей к жизни в обществе на основе усвоения норм толерантности, формирования навыков позитивного взаимодействия в современном мире; принцип педагогического стимулирования, реализующий педагогическое обеспечение развития потребности ребенка в самостоятельности, творчестве, инициативе, деятельности; поддержку и стимулирование детской самодеятельности, активной позиции, развитие целеустремленности, самостоятельности и инициативности.Реализация нашей программы воспитания «Школа для всех и для каждого» стала возможной в контексте средового подхода, через насыщенную и многообразную систему школьной внеурочной деятельности и дополнительного образования. Ее основные направления: Художественно-эстетическая направленность, представленная музыкальными занятиями школьного инструментального ансамбля, игрой на фортепиано, скрипке, обучением фольклорному искусству, которые приобщают любого ребенка к миру искусства, развивают музыкальные способности, обучают основам музыкального исполнительства, формируют музыкальную культуру ребенка как часть общей культуры личности. Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством и керамикой содействуют развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, совершенствуют органы чувств, развивают мелкую моторику, умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Постановка спектаклей и занятия речью развивают у детей речевой слух, память, внимание; помогают исправить недостатки дыхания, артикуляции и дикции, обучить детей элементарным навыкам владения дыханием и голосом, в дальнейшем всем речевым аппаратом и умению его рационально использовать; содействуют овладению языком, личностному развитию школьников в творческом процессе работы над спектаклем. Физкультурно-спортивная направленность, которая представлена в школе занятиями гармонической гимнастикой, они способствуют гармоническому воспитанию, эстетическому развитию, физическому оздоровлению ребенка. Кроме того, спортивные занятия проводят в рамках общей физической подготовки по программе работы туристического клуба. Туристско-краеведческая направленность, которая представлена работой туристического клуба, в котором создана система социальной адаптации и реабилитации семей с детьми с ограниченными возможностями средствами оздоровительного туризма и краеведения, так называемой «тревел-терапии» (от англ. to travel – путешествовать). Клуб «Этнограф» работает на базе школьного музея кочевых культур, расширяет и углубляет знания детей по истории и традиционной культуре народов России, приобщает их к духовно-нравственным ценностям, заложенным в народной культуре, способствует овладению научными методами исследования, приобретению социального опыта в процессе деятельности в новых условиях. Социально-педагогическая направленность, реализуемая на занятиях развивающей верховой ездой, которые рассчитаны на детей школьного возраста, имеющих особенности в развитии психоэмоциональной и физической сфер, и направлены на физическое развитие; развитие эмоциональной и волевой сферы; развитие коммуникации ребенка с особенностями развития. Кроме этого некоторые ученики учатся взаимодействовать с лошадью через формирование навыка ухода и заботы о животном, что очень благотворно сказывается на процессе социализации ребенка, особенно имеющего проблемы социального взаимодействия.Разумеется, это еще не все. Есть и школьный театр, и англо-испанский клуб, родительский клуб, музей истории битвы на Халхин-Голе и многое другое. Все эти пространства инклюзивной школьной образовательной среды позволяют в равной мере выразить себя каждому школьнику, независимо от того, «особый» он или обычный, а взрослым – педагогам и родителям – участвовать в формировании у всех наших учеников чувства сопричастности к многообразной культуре, воспитывать событиями, а не мероприятиями, воспитывать, не маркируя и деля на потоки и уровни, а в подлинном сообществе, одновременно формируя и развивая его, что, на наш взгляд, абсолютно точно соответствует идее инклюзии.Р.РЕУЭЛЬ, директор школы №1321 «Ковчег»;Н.БОРИСОВА, заместитель директора школы №1321 «Ковчег», руководитель структурного подразделения;Н.ЗВЕРЕВА, заместитель директора школы №1321 «Ковчег» по воспитательной работе
Комментарии