search
main
0

Есть мощный импульс к развитию

Образовательный комплекс – гимназия №1518 по своим размерам довольно скромный – 1266 учащихся и воспитанников, да и по возрасту комплекс очень молод – нам всего 10 месяцев.

Однако процесс нашего взросления немногим отличается от аналогичного, протекающего в крупных комплексах, прежде всего по тем задачам, которые необходимо решать образовательному сообществу комплекса. Хочу подчеркнуть: не коллективам, составляющим комплекс, а сообществу, к которому мы относим всех сотрудников, обучающихся и воспитанников, родителей, выпускников, социальных партнеров, всех, кто нам помогает и разделяет наши убеждения. Процесс реорганизации в гимназии проходит не впервые: в 2011 году мы объединились с прогимназией и стали обучать детей не с 5-го, а с 1-го класса, и вот теперь, в 2014 году, к нам присоединились дошкольники. И в 2011-м, и сейчас мы понимаем для себя цель реорганизации: вывести гимназию на новый уровень развития в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. Это хорошо понимала наша административная команда по многим причинам. Назову некоторые из них: микрорайон, в котором расположено основное здание гимназии, содержит достаточно большое количество образовательных организаций, детей школьного возраста немного, конкуренция высокая. Благодаря известному статусу гимназии наш контингент составляют дети, приезжающие из разных округов Москвы, на дорогу им приходится тратить много времени, это увеличивает общую нагрузку. Устойчивый бренд «гимназия экономического профиля» стал для нас некоторым тормозом, который мешал внедрению современных вариативных форм образования. Вслед за необходимостью исключить вступительные испытания встала задача присоединения начальной и дошкольной ступени. Прежде чем приступить к самому процессу реорганизации, мы сделали нашими союзниками трудовые коллективы, затем родителей, учащихся, всех, кого считаем членами образовательного сообщества гимназии. Объединение прошло без негативных проявлений, это позволило сделать многое из того, что сегодня дает нам возможность развиваться и строить планы на будущее. Подведу некоторые итоги за 9 месяцев существования комплекса. Что получили в результате объединения дети и взрослые – участники нашего образовательного сообщества? Для воспитателей, дошкольников и их родителей многое было впервые, например: – в условиях перехода на ФГОС дошкольной ступени мы начали объединение с создания единой предметно-пространственной развивающей образовательной среды. Сегодня интерактивная доска и интерактивный стол SMART, установленные в детском саду, уже стали неотъемлемой частью работы воспитателей и учителей гимназии, которые ведут программы дополнительного образования с дошкольниками. Общая задача применения Smart-технологий в образовательном процессе помогла формированию не только образовательной среды, но и консолидации коллектива; – интеграция учебно-методического пространства для обеспечения преемственности существенно расширила спектр образовательных услуг для дошкольников: в новом учебном году они впервые стали изучать английский язык, курс «развитие математических способностей». Содержательно изменилась программа подготовительной группы к обучению в первом классе. В ближайшее время начнет работу дошкольное отделение шахматной школы. Так проходит этап формирования образовательной программы, объединенной единой философией, принятой для всех ступеней образования в гимназии, – формирование высокой мотивации к учебной деятельности, а именно к освоению программ повышенного уровня сложности; – все воспитатели дошкольной ступени сегодня завершили обучение на курсах повышения квалификации по изучению технологий системно-деятельностной педагогики для дошкольников; – объединенная служба психолого-педагогического сопровождения формирует рекомендации, в которых содержится информация об особенностях развития наших дошкольников. Мы смогли подготовить для первоклассников не просто программу дополнительного образования и внеурочной деятельности, но сделали ее адресной, включили формы занятий и содержательные компоненты, которые интересны именно этим ребятам; – проектная деятельность, которая в гимназии имеет многолетние традиции, стала для наших дошкольников интересной благодаря сопровождению гимназистов, для которых подготовка проекта с дошкольниками стала их собственным проектом. Для маленьких исследователей организована секция на ежегодной научно-практической конференции «Первые шаги в науку»; – родители дошкольников стали членами «Клуба первоклассных родителей» гимназии, именно они предложили начать заниматься шахматами с малышами для развития логического и аналитического мышления. Отрадно, что родители обратили внимание на снижение тревожности семей при переходе в первый класс. Что дало объединение в комплекс для гимназии, имеющей хорошие традиции и высокие результаты? Это: – анализ существующей информационно насыщенной образовательной среды гимназии показал: в условиях работы комплекса она нуждается в модернизации. Это стало причиной участия гимназии в проекте «Школа новых технологий»; – обеспечивая возможность выбора индивидуальной образовательной траектории каждым обучающимся комплекса, гимназия приступила к реализации многопрофильной модели образования на старшей ступени. Основой модели стало обучение по индивидуальным учебным планам, что повлияло на решение остаться в гимназии тех учащихся, которые не планировали получать образование по традиционному для нас социально-экономическому профилю. Это вызвало положительный отклик; – решая задачи создания условий в микрорайоне для выбора большого спектра образовательных услуг, гимназия существенно расширила спектр программ дополнительного образования как своими силами, так и на основе сетевого взаимодействия. В частности, для обучающихся Северо-Восточного округа мы предложили программу дополнительного образования «Школа олимпийского резерва», продолжаем проект «Школа грамотного потребителя», который уже 3 года реализуем в рамках развития финансовой грамотности, продолжаем реализацию программы исследовательской деятельности Московского городского конкурса исследовательских работ обучающихся «Шаги в экономическую науку»; – развитие форм взаимодействия образовательных организаций с вузами позволило развивать новые формы сотрудничества: сформированы профильные группы, сопровождаемые институтами Финансового университета при Правительстве РФ, развивается поддержка группы химико-биологического профиля Московской государственной академией ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И.Скрябина; – родители учащихся гимназии положительно восприняли создание комплекса, поскольку обо всех изменениях, перспективных проектах они традиционно получают исчерпывающую информацию через электронные сервисы гимназии и имеют возможность высказать свои пожелания и предложения любому члену коллектива и мне как директору комплекса. Таким образом, объединение в комплекс для гимназии – новый импульс к развитию, который позволит нам как устоявшейся, успешно функционирующей системе избежать стагнации. Задачи столичного образования, сформулированные в программе «Развитие образования города Москвы на 2012-2018 гг. («Столичное образование»), и новации, предлагаемые Департаментом образования для решения этих задач, в том числе создание крупных образовательных комплексов, дают стимул к развитию всех организаций, составляющих комплекс. Если в комплексе грамотно организовано образовательное сообщество, доступна полная информация о планах его развития, то преимущества от объединения очевидны всем, об этом свидетельствует опыт становления комплекса гимназии №1518. Марина ФИРСОВА, директор гимназии №1518, народный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте