Молодая, энергичная, амбициозная, я переступила порог красавицы школы. Просторные холлы, мраморная лестница на второй этаж, залы спортивного блока с европейским бассейном. Наконец-то я стала директором! Кто из прошедших горнило конкурса «Учитель года» не мечтал об этом назначении? Алексей Крылов руководит своей школой в Екатеринбурге, Роман Волков – в Рязани, меня судьба забросила в Москву, в 1923-ю школу города Зеленограда.
Первое время в кошмарных снах мне грезились нормативные документы, с которыми учитель музыки, а позже заместитель директора по общественно-воспитательной работе, встречается в жизни редко. С многочисленными правилами, рекомендациями и пояснительными записками теперь мне приходилось учиться жить. Я не вела дневник, о чем начинаю жалеть. Подводя итоги года, память оставила лишь яркие пятна воспоминаний.
Страница первая. День учителя – для нового руководителя, проверка на профпригодность. Мою идею провести 5 октября «день самоуправления» дети восприняли с азартом. Согласно новому штатному расписанию они распределили роли и под руководством учителей стали готовить уроки. Сами педагоги тоже перевоплотились в этот день, почувствовав себя в роли школьников на специальных занятиях. После праздника все расходились уставшие, но довольные. А педколлектив отправился в Концертный зал «Россия» на торжественную церемонию закрытия конкурса «Учитель года».
Окрыленная успехом, на следующий день я вошла в кабинет. Родительская общественность, «обеспокоенная жизнью и здоровьем детей, требует защиты от директора», гласило первое в моей жизни анонимное письмо, адресованное руководству. Тогда в управлении образования меня успокоили: «Через это, Елена Александровна, все проходят, не обращайте внимания».
Страница вторая – «День открытых дверей». Нужно было налаживать отношения с родителями. Лучший вариант – показать им, на что способны учителя. Например, на мастер-класс. Конечно, родители вновь остались недовольны. Но анонимку писать не стали, поскольку из программы сотрудничества семьи и школы извлекли свою особую выгоду: «нам везде открыты двери!»
Страница третья, четвертая и последняя. Учеба, праздники, олимпиады, конкурсы – школа жила своей жизнью. В первые дни своего назначения я решила – ничего кардинально вначале менять не буду. Вначале нужно научиться управлять, чтобы потом требовать от коллег олимпийского золота.
Вскоре начали появляться те, от кого это самое золото уже можно было требовать, – команда единомышленников. Но оставались и те, кому назначение было не по вкусу и кто не собирался молчать. О том, что у меня блат в Государственной Думе, я узнала из уст одной мамы, а о том, сколько я «взяла за поступление мальчика», рассказала моя ученица. И мое терпение иссякло. «Нравственный облик педагога» – так назывался педагогический совет, на который были приглашены управленцы округа и люди науки. За «круглым столом» мы развернули диалог о накопившихся проблемах в школе. Разговор оказался полезным. Анонимки на управление образования посыпались как из рога изобилия.
Конец учебного года. Приятные хлопоты о последнем звонке, выпускном. Переживания о том, как в школе сдают экзамены. Всего этого я была лишена. Шутка ли, за май и начало июня выдержать 6 проверяющих комиссий – КРУ, СЭС и еще несколько немыслимых аббревиатур. В эти страшные дни, когда я ночевала в школе, чтобы подготовиться к очередной комиссии, когда в голове проносились мысли, «а не уволиться ли..,», кто-то посоветовал: «Ты просто должна решить, что остаешься».
Все закончилось недавно. Впереди приемка школы госкомиссией к новому учебному году. Но я уже не боюсь и верю, что смогу построить творческую школу, ту, о которой всегда мечтала. Без анонимок, недомолвок и грязи.
Елена СМОЛИНА, учитель года Волгоградской области-2000, директор, Москва
Комментарии