Контрольная работа традиционно ассоциируется с огромной подготовительной работой учителя, скрупулезно отбирающего разноуровневый, многовариантный тематический материал, значительным стрессом учащихся, которым предстоит не только продемонстрировать достаточный уровень усвоения текущего материала, но и быть уверенным в объективности итоговой оценки. Наличие ряда авторских программ и учебников по физике, неизбежная субъективность требований учителей, связанная, например, с различием уровня предварительной подготовленности школьников, в конечном итоге приводит к значительной неоднородности уровня подготовки выпускника и его оценки как в пределах региона, так и страны в целом.
Проблемой первостепенной важности в процессе реформирования системы образования становится унификация требований к уровню знаний учащихся.
Возможно, именно поэтому важнейшими стимулами при введении ЕГЭ по физике были:
– необходимость унификации требований к уровню знаний учащихся;
– возможность последующего использования результатов ЕГЭ в качестве основного критерия при приеме абитуриентов в вуз.
Однако ЕГЭ позволяет устранить субъективность оценки уровня знаний учеников лишь на конечном этапе их обучения. Для текущего контроля представляется актуальным создание единой согласованной системы тематических контрольных работ, соответствующей минимальным требованиям к содержанию образования, Федеральному компоненту Государственного стандарта по физике.
Естественно, что переход на профильное обучение предполагает определенную специфику контрольных работ, рассчитанных на базовый и профильный уровень. Тем не менее в пределах соответствующего уровня изложения материала тематические контрольные работы должны быть приспособлены для работы с любым учебником, входящим в Федеральный перечень.
Для заблаговременной адаптации школьников к режиму проведения и требованиям ЕГЭ структура контрольных работ должна быть сходной со структурой ЕГЭ.
Поэтому для унификации контроля уровня усвоения материала курса физики издательство «Дрофа» подготовило к 2005-2006 учебном году «Тетради для контрольных работ по физике». В августе-октябре 2005 года опубликованы «Тетради для контрольных работ по физике. 10-11 класс (базовый уровень), В.А.Касьянов, И.В.Игряшова», «Тетради для контрольных работ по физике. 10 класс (профильный уровень), В.А.Касьянов, Л.П.Мошейко, Е.Э.Ратбиль», «Тетради для контрольных работ по физике. 11 класс (профильный уровень), В.А.Касьянов, Л.П.Мошейко, Е.Э.Ратбиль».
Для базового уровня (2 часа в неделю) общее число контрольных работ – 8 (в 10 классе – 5, в 11 классе – 3). Темы контрольных работ: «Кинематика и динамика материальной точки», «Законы сохранения», «Молекулярная физика», «Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов», «Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов», «Постоянный электрический ток», «Волновая оптика», «Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества».
Уровень предлагаемых тестов и задач соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень), а также уровню вопросов категории А и В единого государственного экзамена по физике.
Для профильного уровня (5 час. в неделю) общее число контрольных работ – 22 (в 10 классе – 11, в 11 классе – 11).
Темы контрольных работ в 10 классе: «Кинематика материальной точки», «Законы Ньютона», «Законы сохранения», «Статика», «Релятивистская механика», «Молекулярная физика», «Термодинамика», «Агрегатные состояния вещества», «Механические и звуковые волны», «Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов», «Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов».
В тетради 11 класса включены контрольные работы по следующим темам: «Закон Ома для участка цепи», «Закон Ома для замкнутой цепи», «Магнитное поле», «Электромагнитная индукция», «Переменный ток», «Излучение и прием электромагнитных волн радио- и СВЧ-диапазона», «Отражение и преломление света», «Геометрическая оптика», «Волновая оптика», «Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества», «Физика высоких энергий».
Тетради для базового и профильного уровня отличаются цветовым орнаментом, характерным и для соответствующих учебников. Они распространяются в виде ламинированных комплектов из 12 тетрадей, предназначенных для шести учеников и содержащих шесть вариантов тестов и задач.
Контрольная работа
Время, отводимое на контрольную работу, – 1 урок.
Каждая работа состоит из пяти заданий с выбором правильного ответа из пяти представленных.
Задания разного уровня сложности размещены в двух различных тетрадях, отличающихся цветом обложки. В тетради белого цвета помещены первые три наиболее простые задания – тесты. В тетради желтого цвета приведены четвертое и пятое задания – задачи.
Каждый ученик класса в начале работы получает обе тетради независимо от номера варианта. Наличие шести вариантов тестов и шести вариантов задач дает 36 различных вариантов для каждой контрольной работы.
Порядок проведения контрольной работы
1) ученик записывает в белой тетради (тесты) свою фамилию и имя на листе с заданиями из текущей контрольной,
2) необходимые расчеты проводятся на специально отведенном черновике, буква, соответствующая правильному ответу на задание, обводится кружком. Кроме того, ответы на тесты записываются в таблицу «Результаты тестов»,
3) тетрадь с тестами собирается учителем через 3-5 минут,
4) ученик отмечает в желтой тетради (задачи) свою фамилию и имя на листе с задачами из текущей контрольной,
5) решение четвертой и пятой задач требуется дать в общем виде до конца урока: обязательным являются краткое условие задачи, чертеж, расчетные формулы, подстановка числовых значений, проверка единиц. Буква, соответствующая правильному ответу на задание, обводится кружком. Кроме того, ответы к задачам записываются в таблице «Результаты решения задач».
Оценка работы
Правильные ответы на вопросы контрольных работ приводятся в «Тематическом и поурочном планировании. 10 класс (базовый уровень)», «Тематическом и поурочном планировании. 11 класс (базовый уровень)», «Тематическом и поурочном планировании. 10 класс (профильный уровень)» (издано), «Тематическом и поурочном планировании. 11 класс (профильный уровень)».
Наличие правильных ответов значительно ускоряет и облегчает учителям проверку работ. Вопросы разного уровня сложности оцениваются дифференцированно.
Правильный ответ на каждый из первых трех вопросов-тестов, приведенных в белой тетради, оценивается в 1 балл.
Правильное решение сравнительно простой четвертой задачи оценивается в 2 балла, более сложной пятой – в 3 балла.
Оценка за контрольную работу выставляется однозначно в зависимости от суммарного балла, полученного учеником за правильные ответы на тесты и задачи по следующей шкале (с которой учитель предварительно знакомит ребят):
Суммарный балл 7-8 5-6 3-4 0-2
Оценка 5 4 3 2
В приведенных выше учебно-методических пособиях предложена таблица для фиксации результатов контрольных работ, позволяющая наглядно отслеживать динамику усвоения курса каждым учеником.
10 класс «…»
Результаты контрольных работ
Из приведенной таблицы видно, что ученик 1 сначала правильно отвечает на простые репродуктивные тесты, а учащийся 2 показывает глубокие, но фрагментарные знания, решая только наиболее сложную задачу 5.
Со временем видна положительная динамика усвоения ими курса: учащийся 1 начинает справляться и с задачами, в то время как учащийся 2 привыкает к жесткому временному контролю тестирования.
Контрольные работы могут использоваться при работе с любым учебником, соответствующим Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый, профильный уровень), способствуют унификации контроля уровня усвоения материала курса учащимися, являются рациональной тематической имитацией ЕГЭ. Следует также отметить, что в 22 контрольных профильного уровня (10-11 класс) содержится 110 вопросов уровня ЕГЭ. Таким образом, каждый ученик около трех раз проходит материал, аналогичный ЕГЭ.
Аналогичная структура контрольных и ЕГЭ, а также принципиальное организационное разделение времени на ответы на сравнительно простые тесты и на решение традиционных задач должны помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ.
Валерий КАСЬЯНОВ, профессор Московского энергетического института (Технического университета)
Комментарии