Отобрать материал и выделить главное из вековой истории «Учительской газеты» – задача не из простых, тем более для юбилейного выпуска, посвященного ее 100‑летию. Мы попытались отметить важные вехи в ее судьбе. Вспомнили руководителей, журналистов, авторов, избрав мажорную тональность повествования и оставляя непаханое поле для ученых-историков, которые когда-нибудь, надеюсь, глубоко и детально изучат и проанализируют феномен нашего профессионального издания, ставшего поистине историческим явлением. Газета, в которой запечатлены процессы становления, развития образования в советское и постсоветское время, а по сути, сама история страны, может стать неисчерпаемым источником для исследований, диссертаций, книг.
Завершая в этом номере рассказ об истории газеты (а мы начали его с первого выпуска 3 октября 1924 года и дошли до конца 80-х годов – с 4-й по 13-ю страницу этого юбилейного выпуска), на какое-то время я сделала паузу… Задача усложнилась, ответственность возросла: надо написать материал о том периоде ее жизни, когда ты оказалась внутри «Учительской газеты», став в июле 1991 года заместителем главного редактора. Как в четыре газетные страницы вложить даже часть того огромного багажа информации, который накопился за 33 года работы в издании? Как передать, не утомляя читателя, всю палитру чувств и эмоций, которые сопровождали меня более трех десятилетий?
О многом, что прошло через сердце и душу, что стало моей любимой работой, судьбой, я рассказала в 600-стариничной книге «Окрыляющая педагогика: жизнь в конкурсе и после него», которая вышла в 2022 году. В ней выразила свою преданность «Учительской газете» и конкурсу, уважение к коллегам, тем из них, с кем долгие годы мы трудились во имя учителей и во благо образования. В ней я стремилась показать, как неразрывно связаны между собой наше издание и конкурс «Учитель года», который появился на свет благодаря «УГ».
Каковы же главные вехи новейшей истории «УГ»? Постараюсь ответить на этот вопрос и себе, и читателям. Кратко, штрихами, возможно, где-то субъективно, личностно… Но, как всегда, с любовью к «Учительской газете» и надеждой на лучшие ее времена…
Газета на перепутье: уходила в прошлое одна страна, рождалась другая
В декабре 1988 года главным редактором газеты стал Геннадий Николаевич Селезнев, который за два с небольшим года работы в этой должности вместе с коллективом «Учительской газеты», учредителем которой в тот период был ЦК КПСС, не свернул курс на обновление и демократизацию школы, хотя ему долго и упорно приписывали как раз обратное. Этот миф, рожденный в большей степени субъективными факторами, не соответствовал, на мой взгляд, реальности. Разумеется, газета изменилась, стала иной по многим параметрам – по стилистике, интонациям, политическому контенту, но она не утратила интереса ко всему новому, рождающемуся в реальной школьной жизни. Кому-то не хотелось замечать, а кто-то и сейчас не хочет признавать того факта, что газета, как и раньше, поддерживала и в этот переходный для страны период идеи педагогики сотрудничества, публикуя статьи педагогов-новаторов. Свои рубрики вели Софья Лысенкова, народный учитель СССР (Софья Лысенкова. Про первого кита // Учительская газета. – 1991. – №45), продолжали появляться статьи Шалвы Амонашвили, печатались материалы о развивающем обучении, идеях вариативности в образовании ученого-психолога Александра Асмолова, выходили острые полемические материалы известных директоров московских школ, ученых Евгения Ямбурга, Анатолия Тубельского, Анатолия Цирульникова, Анатолия Пинского, работавших в инновационном режиме. О смелых и прогрессивных взглядах Эдуарда Днепрова читатель по-прежнему узнавал со страниц известного издания. В августе 1990 года вышло большое интервью заместителя главного редактора «УГ» Петра Положевца с Эдуардом Днепровым, концептуальное и программное по сути, представлявшее известного историка, ученого-реформатора в новом качестве – как управленца высшего уровня, первого министра образования новой России (Петр Положевец. Не ломать – строить. Интервью с Эдуардом Днепровым // Учительская газета. – 1990. – №34). И это несмотря на то что именно Эдуар Дмитриевич после прихода в газету Геннадия Селезнева неоднократно и резко высказывался о смене ее курса в сторону консерватизма, назвав этот период началом «откровенного, нескрываемого попятного движения».
Миф о консервативности газеты послематвеевского периода без особых усилий опровергается архивом издания. Если, конечно, мы хотим «дойти до самой сути» и готовы признать это. Печатное слово – доказательный и красноречивый свидетель времени. Листая архивы «Учительской газеты» того периода, убеждаемся в неоспоримом факте: в переломный и противоречивый исторический период (1989-1990-е годы) журналисты издания запускают, словно ракету в космос, идею проведения в СССР конкурса «Учитель года», в основу которого закладывают принципы гуманной, свободной, творческой педагогики. Ее поддержали педагоги-новаторы. Председателем первых двух конкурсов, проведенных в СССР, стала Софья Николаевна Лысенкова, яркий представитель этой авангардной плеяды учителей-гуманистов. В разные годы истории конкурса в нем активно участвовал в качестве члена Большого жюри Шалва Амонашвили, академик РАО, последовательный сторонник гуманистических идей в образовании, автор многочисленных книг, раскрывающих его концепцию гуманной педагогики. В состав жюри первого конкурса «Учитель года СССР» вошли Виктор Шаталов, Владимир Караковский – яркие представители педагогов-новаторов того времени. Все это и многое другое очевидные свидетельства того, что новая когорта журналистов, пришедших в газету в 1990-е годы, продолжала развивать идеи Владимира Федоровича Матвеева, а объявленный конкурс, взяв за основу педагогику сотрудничества и достоинство учителя, открыл новые возможности для распространения и культивирования ее принципов и постулатов.
Существенно и другое. Вначале газета предложила обсудить эту идею и лишь потом принять решение о том, нужен ли нашему педагогическому сообществу такой конкурс, как его проводить, каким он должен стать и может ли он оказаться полезным для образования в целом. Годы перестройки и гласности открыли доступ к источникам получения информации о зарубежных образовательных проектах, практике проведения подобных конкурсов в разных странах. Журналисты «Учительской газеты» изучали заокеанский опыт проведения конкурса (в США его история началась в 1952 году). По инициативе газеты в Москву пригласили 38-го по счету национального учителя года США Мэри Василику Биковарис (Виктор Мисюченко. Знакомьтесь: Мэри Василику Биковарис, 38-й учитель года США // Учительская газета. – 1989. – №113). В Кремле ее принимал М.С.Горбачев.
Повороты судьбы: редакция «УГ», конкурс «Учитель года», Хрустальный пеликан
С Петром Григорьевичем Положевцем мы познакомились в 1990 году на конференции по художественному образованию в подмосковном доме отдыха театральных работников в Рузе, на которую пригласил меня Борис Михайлович Неменский, известный художник и не менее известный педагог, автор новой концепции и программы художественного образования школьников. Среди ее участников были многие представители культуры и искусства, в их числе и актер, режиссер Олег Табаков. Возвращаясь в Москву, душевно побеседовали с Петром Григорьевичем в автобусе о жизни и учительской профессии, договорились, что принесу в редакцию свои статьи. Так началось наше дружеское журналистское общение, которое переросло в долгие годы совместной работы. Незадолго до августовских событий, изменивших ход истории нашего государства, Петр Положевец предложил мне стать его заместителем. Должность главного редактора он получил в начале 1991 года, когда Геннадий Николаевич Селезнев перешел на работу в газету «Правда». Он возглавлял ее до тех пор, пока не стал депутатом Госдумы. Геннадий Селезнев был председателем (спикером) Государственной Думы второго и третьего созывов.
Так в конечном счете я оказалась в «Учительской газете». Случилось то, что случилось и что было, наверное, неизбежным и закономерным. Два слова, два понятия – «педагогика» и «журналистика», которые долгие годы сопровождали меня (с ними росла и развивалась), соединились воедино и стали судьбой, любимой работой. А конкурс «Учитель года», занявший особое место уже с первых дней работы в «УГ», оказался едва ли не главным делом жизни.
Газета всегда была для меня важным источником получения новой информации: и когда выбирала учительскую профессию и какое-то время преподавала, и когда появилось желание писать и публиковаться в ней.
У дочери журналиста, которая навсегда запомнила полоску света в двери полуночного отцовского кабинета, стук машинки ранним утром, телефонные звонки в любое время суток, командировки, рукописи на столе, солидную домашнюю библиотеку, не могло быть иначе. Папа привил вкус к чтению, к печатным изданиям, поэтому газета сразу стала неотъемлемой частью моей профессиональной деятельности: вначале как учителя музыки в детской музыкальной и общеобразовательной школах, преподавателя по классу фортепиано на музыкально-педагогическом факультете Ташкентского педагогического института, позднее – аспирантки НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук, в которой я успела познакомиться с Валентиной Николаевной Шацкой, супругой и сподвижницей известного педагога Станислава Теофиловича Шацкого. «Учительская газета» оказалась для меня серьезным помощником и в период работы (с 1979 по 1991 год) в НИИ школ Министерства народного образования: вначале в должности старшего научного сотрудника, а затем несколько лет до перехода в «Учительскую газету» заместителем директора этого института, курируя гуманитарное направление в его деятельности.
Невероятно, но факт: волей судьбы практически в первые месяцы работы в газете в моих руках оказался Хрустальный пеликан – главный приз конкурса. В списке должностных обязанностей оргработа по конкурсу стояла под номером один. К этому времени уже прошел второй Всесоюзный конкурс «Учитель года», и мне поручили отнести в Администрацию Президента СССР эту важную птицу, изготовленную на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном Владимирской области (позднее приз стали делать на Дятьковском хрустальном заводе в Брянской области), чтобы передать ее помощнику и рассказать о том, что она символизирует. На следующий день в Кремле произошла встреча Михаила Горбачева с Валерием Гербутовым, физиком из Минска, победителем конкурса «Учитель года СССР»-1991, на которой президент вручил педагогу Хрустального пеликана, оказавшегося в моих руках в первые месяцы работы в «УГ». Того самого, которого осторожно и трепетно, боясь уронить, я несла из редакции, в то время еще в Ветошном переулке, возле ГУМа, по Красной площади и через Спасские ворота в Кремль первому лицу государства, чтобы рассказать помощнику президента, почему на самом деле именно пеликан стал символом конкурса.
Лихие девяностые
Нам, пришедшим в газету в 1991 году, в начале последнего десятилетия XX века, в так называемые лихие девяностые, выпало особое время. Мы выпускали газету на переломе эпох, когда менялись идеология, ценности, роль государства, когда мы стали независимыми от него и одновременно попали в другую зависимость – финансовую. Подписка не могла покрыть все расходы на издание газеты, нужно было активно заниматься рекламой, поиском спонсорских средств, организацией разного рода проектов… Трудности с бюджетом мы ощутили уже тогда, были они и в последующие годы, но все-таки как-то удавалось решать их благодаря удачным грантовым проектам, партнерству с государственными и бизнес-структурами, активной рекламной кампании… Однако в последние четыре-пять лет финансовое положение редакции резко ухудшилось, газета оказалась на грани банкротства по многим причинам, о которых в юбилейном номере говорить не к месту…
При этом отмечу, что даже в самые сложные годы, в особые кризисные периоды издание выходило регулярно и во главу угла ставило качество материалов, дорожило своими авторами, лучшими традициями. Вот и сейчас, несмотря ни на что, мы продолжили свою историю, во-первых, в сетевом издании, имеющем большую читательскую аудиторию, во-вторых, в печатных ежемесячных выпусках, доступ к которым теперь имеют все желающие независимо от того, есть у читателя возможность подписаться на «УГ» или нет. Как это удается? Оставлю за кадром «невидимые миру слезы» и «цену» вопроса, а это сверхчеловеческие и сверхпрофессиональные усилия небольшой команды журналистов и сотрудников Издательского дома «УГ», которая делает сегодня все возможное и невозможное для сохранения газеты как подлинного продолжателя ее вековой истории. Таким, замечу, был мой мотив и в те лихие девяностые, когда волей судьбы в августе 1991 года, во время известных событий, предшествовавших распаду СССР, когда ГКЧП попыталась отстранить от власти Михаила Горбачева, я исполняла обязанности главного редактора. Петр Григорьевич Положевец в это время отсутствовал, был в командировке в США. В редакции, как и в обществе, мнения по поводу происходившего разделились. В коллективе царил полный раздрай, кто-то отстаивал ее прежний коммунистический статус, кто-то был среди тех, кто шел на митинг, чтобы снести памятник Дзержинскому на Лубянке и находился в это время у Белого дома, а кому-то комфортнее было дистанцироваться и какое-то время просто отмолчаться. За моими плечами всего лишь месяц работы в «УГ», первые шаги в должности зама, еще поверхностные знания секретов редакционной кухни, начальные представления о самом коллективе, людях, работающих в редакции… Прямо скажем, драматический момент, испытание на прочность…
Оказавшись в столь исторически сложной политической ситуации и не получив, как говорят, вводных для руководства к действию, я думала тогда только об одном: надо сохранить газету до приезда ее руководителя, который пригласил меня на работу, оказал доверие, надо уберечь то, что передано нам предшественниками, не допустить, чтобы исторически ценная, с известным и раскрученным брендом газета была присвоена другими людьми… А таковые появились. И в столь критический момент с учетом отсутствия в редакции его первого лица – главного редактора – развитие сюжета с захватом газеты могло иметь вполне определенный финал… Оставалось взять себя в руки, проявить волю и даже несвойственную моей природе жесткость: не допустить вмешательства в судьбу газеты посторонних, но вместе с тем уважаемых и авторитетных в педагогике людей, чьи фамилии предпочитаю, да простит меня читатель, пока не называть…
Это произошло уже на исходе августовского путча, 22 августа, когда на правах и. о. главного редактора, не переходя на ту или иную сторону «баррикад», не разделяя сотрудников на «белых» или «красных», я провела собрание коллектива журналистов. Тогда-то и не разрешила присутствовать на нем заинтересованным персонам, корректно объяснив причину такого решения: «Это наш внутренний вопрос, и мы решим его сами». Позже узнала, что существовал план одной их структур забрать нашу «Учительскую газету» под свое крыло, под свою юрисдикцию. Этого не случилось: мы объявили себя независимым педагогическим изданием. Через некоторое время газета акционировалась, журналистский коллектив стал ее учредителем. Что было потом? Рыночная экономика! Она коснулась и «Учительской газеты», которая чуть позднее, уже во втором десятилетии XXI века, стала собственностью трех акционеров.
Эпоха новых ценностей, проектов, акций, конкурсов
Возвращаясь к началу 90-х, замечу, что после событий августа 1991 года, когда мы преобразовались в независимое педагогическое издание, акценты, интонации, темы, стилистика газеты стали меняться: из полностью в прошлом лояльной к политике государства она становилась все более критически настроенной, сомневающейся, вскрывающей серьезные изъяны в социальном и экономическом устройстве современной России. С одной стороны, газета поддерживала все новое, передовое и авангардное в образовании, с другой – мы не боялись выступать с критикой власти, остро ставить вопросы, касающиеся труднейшего материального положения учителей, пенсионеров и т. д. Петр Положевец, главный редактор «УГ», нацеливал журналистов на публикацию аналитических и полемических материалов. В газете этого периода увеличилось число статей, посвященных взаимоотношениям между учителем и учеником, ребенком и его родителями, подростком и социумом, причем тексты стали отличаться большим психологизмом и серьезным исследовательским подходом.
В эти годы «Учительская газета» пропагандировала важность развития у детей критического мышления. Появлялись тексты в жанре журналистского расследования, велись споры о пользе или вреде платного обучения. Выходили статьи, посвященные проблеме выживания государственных школ в условиях рыночной конкуренции. Корреспонденты писали о социальном неравенстве, которое стало заметно уже со школьной скамьи. Освещались такие непростые темы, как употребление наркотиков детьми и подростками. Серьезное место занимала в этот период тема прав ребенка, поднимались вопросы гражданско-патриотического воспитания школьников. В мае 1995 года мы учредили ассоциацию «За гражданское образование». Президентом стал главред газеты Петр Положевец, меня назначили исполнительным директором. Этот период вспоминаю особенно часто: мы были охвачены романтикой и надеждами на перемены в обществе, отстаивали принципы свободы, достоинства личности, важность соблюдения прав человека, ребенка, учителя. Это была большая не только журналистская, но организационная работа, к которой газета привлекала ярких и талантливых педагогов, экспертов, ученых, деятелей культуры, политики, науки. Многие годы мы проводили семинары, конференции в Москве и других регионах страны, за рубежом. Олимпиада по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву была весьма популярна и востребована в учительском и ученическом сообществах. Нашими модераторами часто выступали руководители Центризбиркома, сотрудники Администрации Президента РФ… В 2000 году мы запустили акцию «Я – гражданин России», которая была затем подхвачена Министерством образования и науки РФ и проводится до сих пор. По этой тематике мы издавали книги, пособия для школьников, студентов, учителей и преподавателей. У газеты были партнеры и единомышленники, мы вели международные программы, организовывали поездки учителей за рубеж, принимали в редакции гостей – специалистов в области образования из разных стран. С 2007 по 2017 год Петр Положевец, главный редактор «УГ», являлся национальным координатором Международного сравнительного исследования качества граждановедческого образования (ICCS).
По его же инициативе в 2009-2010 годах в «Учительской газете» был реализован медиапроект «Фундаментальные понятия», который повлиял на формирование модели персонализированного образования в России и концепции опережающего контента в педагогике.
Нельзя не вспомнить еще одну важную веху из жизни газеты 90-х. Усилиями молодого и энергичного журналиста Сергея Сафронова в 1995 году «Учительская газета» (первая в России) открывает сайт, начинается электронная эпоха печатного издания. Именно тогда был сделан принципиально важный шаг для ее цифрового будущего.
В постсоветский период в ЗАО «Издательский дом «Учительская газета» появляются новые приложения: «Шаг за шагом», где мы писали об образовательных программах, методиках и учебниках, «Открытый урок», в котором освещались вопросы как рыночной, так и «бытовой» экономики, «Чужая азбука» рассказывала о жизни, культуре и образовании в различных странах мира, и «Граждановедение», в котором публиковались тексты на правовую, общественно-политическую и образовательную тематику. Какое-то время выходило приложение «Военное образование». Позже у нас появилось приложение «Мой профсоюз», которое мы создали с Общероссийским профсоюзом образования. Недавно зарегистрирована их новая газета под название «Профсоюзная среда». До недавнего времени в издательском доме «Учительская газета» выходило приложение «УГ-Москва». С середин 90-х внутри газеты стали появляться региональные спецвыпуски – еще один из проектов «УГ», которым мне довелось заниматься многие годы.
Газеты живут дольше людей…
В 2019 году главный редактор «УГ» Петр Положевец покинул этот пост, перейдя на работу в благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». Он стоял у руля издания 28 лет, на год больше, чем Надежда Михайловны Парфенова, которая руководила газетой с 1956 по 1983 год. Все эти годы мы не только профессионально сопровождали учительскую жизнь и снабжали педагогов важной информацией, анализировали происходившее, но и были, как когда-то писала Надежда Крупская, «коллективным организатором учительства». В самом деле, почти тридцать лет в редакции кипела бурная жизнь. Не только на страницах издания, но и в реальных делах газета часто выступала организатором важных образовательных событий, инициировала новые идеи, предлагала проекты, конкурсы… Не берусь посчитать, сколько таковых мы организовали за почти три десятилетия. Но вспомню некоторые. В 1995 году главный редактор придумал российско-британский конкурс детских рисунков, в котором приняли участие более четырех тысяч британских и более пяти тысяч российских школьников. Российские дети рисовали, какой они себе представляют Англию, а британские – Россию. Выставку 60 лучших работ в Москве посетила королева Великобритании Елизавета II. 3 мая 1995 года в российском посольстве в Лондоне состоялся аукцион компании «Сотбис», на котором была проведена благотворительная продажа детских рисунков. Вырученные 25 тысяч фунтов стерлингов были переданы детскому дому №29 в Подмосковье для создания художественной мастерской. Воспитанники именно этого учреждения заняли на конкурсе первое место.
По инициативе журналистов «Учительской газеты» проводились конкурсы на лучшие методические разработки «Сто друзей», «Права ребенка», «Детский сад будущего», «Школа будущего», «Успешная школа» и другие.
Уже в начале 90-х и тем более в 2000-х в стране стали появляться новые педагогические издания. «Учительская газета» перестала быть единственным образовательным СМИ, но ее авторитет оставался по-прежнему высоким, она была востребована в педагогическом сообществе. Свою неоценимую лепту в газету 90-х и нулевых годов внесли работавшие тогда в ней талантливые журналисты и собкоры, разумеется, большую роль в этом сыграл главный редактор Петр Положевец, его журналистский талант, профессионализм и активная жизненная позиция. В его книге «Сто один процент души» (она вышла в 2023 году), в которой представлены очерки и статьи, посвященные образованию, период работы в «УГ» занимает значительное место.
Со временем и в силу ряда обстоятельств – субъективных и объективных – подписка на печатную версию «УГ» начала снижаться. Пришли другие времена, другие руководители. Изменился климат в редакции, поменялись приоритеты… В коллективе начались конфликты, интриги, проблемы… Открылись ранее неведомые и невидимые факты, и, увы, прежние «мелодии», которые долгие годы моей работы в «УГ» я слышала больше в мажоре, стали все чаще звучать в миноре…
Тем временем уже начиная с 2020 года мощный рывок в своем развитии сделало сетевое издание «Учительская газета», что было связано с назначением на должность главного редактора Никиты Викторовича Чудина. Высокопрофессиональный журналист, молодой и энергичный человек с активной жизненной позицией, разносторонними интересами и способностями не только обновил и реконструировал сайт издания, но и значительно усилил его наполняемость, разнообразил рубрики, привлек широкую аудитории читателей, которая достигала порой более пяти миллионов. В 2022 году сетевое издание вошло в Топ-5 лучших в стране СМИ. Оно и продолжило вековую историю «Учительской газеты», сохранило архив, стало выпускать печатные номера, не прерывая связи с ее читателями и авторами. Посвященная нашему 100-летию 36-полосная «Учительская газета», которую вы читаете сейчас, – живое тому подтверждение.
Послесловие
Неправда, что газета живет один день. Так назвала свою публикацию Лидия Сычева, одна из ярких редакторов и журналистов «УГ», которая работала в нашей газете в 90-х годах. Двадцать пять лет назад, в дни празднования 75-летия «УГ», она написала: «Добро неистребимо и непрерываемо. Воспитание -золотая нить человечества. Учительство – золотой запас страны. Давно уже сменил название ЦК Союзов работников просвещения СССР, чьим органом мы когда-то были. Нет и ЦК КПСС, чья «шапка» «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» когда- то украшала и наше издание. Перестал существовать Советский Союз. Газета учителей живет. Меняя периодичность, формат, цену, название… Почему? Надежду Крупскую, выступающую в передовице первого номера, не оспоришь: «Одна из задач – сделать слышнее голос учительства. Необходимо, чтобы у учителя была «своя» газета». Верно сказано – своя, настоящая, подлинная, а не лжегазета или ее клон.
В самом деле, можно и порой нужно на определенных этапах развития издания менять периодичность, формат, придумывать новое название – не в этом суть. Главное – оставаться в системе тех координат и ценностей, которые были заложены многими поколениями людей, создававших «Учительскую газету». Историю обмануть невозможно! И совсем, мягко говоря, бесперспективно присваивать себе то, что тебе не принадлежит. «Учительская газета» – национальное достояние педагогов страны, учительского сообщества, а не место для тех, кто хочет использовать ее в своих корыстных целях, кто рассматривает ее как весьма удобную площадку для получения наград и премий, для политической карьеры, исключительно для своего личного благополучия и собственного процветания.
Ирина ДИМОВА, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФР, редактор-журналист сетевого издания «Учительская газета», президент Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года», профессор Академии гуманной педагогики Ш.Амонашвили
Комментарии