Обычно после знакомства с воспитанниками Багряниковской специальной (коррекционной) школы-интерната все гости изумляются: «Неужели это школа восьмого вида? Не может быть!» Действительно, есть чему удивляться: воспитанники школы – это сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Все они имеют те или иные отклонения в развитии. Сегодня в школе обучаются 111 человек, из них 14 – дети-инвалиды.
А гости в деревне Багряники – привычное дело. И все местные жители уже привыкли, что интерес к обитателям школы-интерната с годами не ослабевает. Впрочем, во всей округе, да что там, в районе, в области вся продукция со знаком «Сделано в Багряниках» идет нарасхват. Трудиться ребята умеют от души. Труд стал тем спасительным стержнем, который позволил из таких разных, брошенных собственными родителями детьми создать единый коллектив, а вернее, семью.Через год школа-интернат будет отмечать свой 70-летний юбилей. В военном 42-м сюда привезли обездоленных детей, чтобы сначала отогреть, накормить, а потом и приобщить к знаниям. В 1949-м детский дом был преобразован в школу-интернат, а через 40 лет сюда стали поступать дети с отклонениями в развитии. С тех пор и появилось в названии школы-интерната это пугающее слово «коррекционная». Конечно, в последнее время в обществе стали чуть-чуть терпимее относиться к людям с ограниченными возможностями. Но нам еще долго придется преодолевать различные стереотипы и предубеждения. Ведь восьмой вид – это еще и врачебный диагноз. Что можно ожидать от воспитанников подобных заведений? А директор Багряниковской школы-интерната Муса Синаевич Ванцаев вместе со своим коллективом сумел доказать всем скептикам, что у подопечных с проблемами в развитии поистине безграничные возможности для постоянного совершенствования и творческого роста. Важно подобрать золотой ключик к каждому из ребят. И помогли найти его взрослым любовь к детям и вера в них. Ничего нового изобретать не пришлось. Сначала любить, а потом учить. Эта формула срабатывает безотказно. А иначе как без сочувствия и внимания к внутреннему миру детей понять, как их надо готовить к жизни, какие навыки прививать.Педагоги школы разработали свою систему образовательной, трудовой подготовки, социальной адаптации воспитанников и успешной интеграции в общество. Они отказались от морально устаревшей программы обучения детей в коррекционной школе, когда всех одинаково чему-нибудь и как-нибудь обучали. Стало ясно, что круг доступных профессий следует расширять, а уровень подготовки делать более высоким. Иначе выпускники окажутся на обочине жизни, так как конкуренцию на рынке труда они не выдержат. По сути, за годы успешной деятельности в этом направлении Багряниковская школа-интернат превратилась в образовательно-коррекционный комплекс, где в прочной связке с нею – профессиональное училище и учебно-производственный комбинат. Программа обучения построена так, что осуществляется непрерывный преемственный процесс. С первого класса идет работа по закладке основ знаний, коррекции развития, профессиональной подготовки, социальной и профессиональной адаптации всех воспитанников. Процесс этот, конечно, непростой, но педагоги к кропотливой ежедневной работе приучены. В начальной школе помимо общей коррекционной работы, которая проводится в тесном союзе с медиками, взрослые выявляют индивидуальные возможности каждого ребенка. Приучение к труду начинается с малых лет. Задания даются по силам каждому. А уже в средних классах дети имеют возможность выбрать род занятий, который им кажется наиболее доступным и привлекательным. Они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских и подсобном хозяйстве.В 10-11-х классах воспитанники проходят профессиональную подготовку по специальностям: механизатор сельского хозяйства, обувщик, пекарь, швея, плодоовощевод, мастер животноводства и растениеводства. Надо отметить, что материальная база школы-интерната, а вернее учебно-производственного комплекса, по условиям труда приближена к современному производству. А спросите у жителей ближайших сел: «Какой хлеб самый вкусный?» – и услышите непременно: «Тот, который дети багряниковские пекут».За последние десять лет, рассказывает директор Ванцаев, создано современное разнопрофильное учебно-производственное хозяйство. В его составе несколько структурных подразделений, или моделей. Они учитывают все современные реалии рынка. Во-первых, воспитанники готовятся к индивидуальной и частной предпринимательской деятельности. Созданы обувные и швейные мастерские, открыт школьный магазин. Во-вторых, будущие предприниматели осваивают принципы работы в сельхозкооперативах, фермерском и личном хозяйстве на примере животноводческого комплекса. В хозяйстве около 40 голов крупного рогатого скота, в том числе 16 дойных коров, 15 овец, 4 семьи пчел.В-третьих, навыки сервисного обслуживания населения юные умельцы получают, работая в швейных мастерских, пунктах по ремонту обуви, парикмахерской. Добавьте к этому мини-производство. Школьная пекарня по своим возможностям может обеспечивать хлебом не только ближайшие села. Был бы заказ! (Кстати, школа-интернат выплачивает в казну ежегодно около 140 тысяч рублей в виде различных налогов.)Да, конечно, по сути, школа-интернат – это модель устройства такого сообщества, где все структуры работают на личность, на ее развитие, создание условий для роста, совершенствования. Ну чем не город будущего, где от каждого по способностям, но каждому – по труду.В настоящее время в оперативном управлении учебно-производственного хозяйства находится более пятисот гектаров земли, имеется шесть единиц сельскохозяйственной техники с полным набором различных прицепных агрегатов.Как показывает опыт, выпускники школы-интерната больше тяготеют к земле. Более 70 процентов из них сумели реализовать свои возможности именно в сельском хозяйстве. Известно, что для социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья больше подходит сельская среда.Замечено еще, что выпускникам коррекционных школ сложнее работать в большом коллективе, где надо уметь сотрудничать, верно действовать в той или иной обстановке, придерживаясь общепринятых норм и правил поведения. Нужно еще учесть, что дети-то растут не в семье, они не знакомы ни с семейными устоями и традициями, ни с моральными здоровыми устоями «ячейки общества». Представьте, у большинства из них первые фотографии появляются здесь, в школе-интернате: на занятии, с любимым педагогом на экскурсии, на крыльце дома. Заслуживает внимание необычный проект «Собственный дом». Дорога к нему началась более двадцати лет назад, когда коллектив сотрудников решил отказаться от принципа «класс-группа». Детям лучше находиться в разновозрастном сообществе. Так стали создавать группы по интересам из учеников старших, средних и младших классов с учетом их взаимных симпатий и родственных связей. Причем учатся ребята, как обычно, классами, а вот живут в группах-семьях. И во многих уже сложились свои традиции и собственные устои.Пять лет назад для групп-семей при активном участии старшеклассников стали строить отдельные благоустроенные дома на территории школы-интерната с приусадебным участком и небольшим подворьем. Здесь дети (под контролем воспитателей) постигают основы семейной премудрости, как из семи «я» получается гармоничное содружество.В Багряниках воспитанники не учатся жизни, а просто живут интересно, ярко, насыщенно. Они постигают науки, работают, в свободное время занимаются в различных кружках и секциях (одних спортивных насчитывается семь). Кстати, спортивные успехи – еще одна славная страница в летописи школы-интерната. Поскольку учебная программа учитывает запросы и потребности воспитанников, здесь увеличены часы на игровые виды спорта (кстати, также было и с введением часов по химии и физике, когда для дальнейшего обучения в училище воспитанникам стало не хватать знаний по основам этих важных наук). А что касается игровых видов спорта, то известно, что они способствуют развитию координации движений, обеспечивают высокую физическую выносливость, стабилизируют эмоционально-волевую сферу. Кстати, занятия физкультурой круглый год проходят в Багряниках на свежем воздухе.Ежегодно спортивные команды школы-интерната участвуют в соревнованиях различных уровней. Так, за последние десять лет спортсмены из Багряников трижды в составе сборной команды России выступали в США, Словакии и Швеции. Из двухсот медалей различного достоинства – 35 международные! А самыми ценными воспитанники считают награды за победу в настольном теннисе (Нью-Хевен, 1995 год, и Дублин, 2003 год), бадминтоне (Северная Каролина, 1999 год) и хоккее на полу (Аляска, 2001 год).А впрочем, все награды значимы и весомы! Уж кто-кто, а воспитанники Багряниковской школы-интерната восьмого вида знают формулу успеха. Все победы начинаются с победы над самим собой.КомментарийВера СУМЕРКИНА, заместитель директора Департамента образования Ярославской области:- Создание условий для повышения эффективности постинтернатной адаптации выпускников – одно из приоритетных направлений государственной политики, проводимой в Ярославской области в сфере охраны прав детства. Сложилась определенная система профориентационной работы. Важную роль в формировании профессионального самоопределения воспитанников играет трудовая подготовка. В области успешно идет работа, направленная на обеспечение дальнейшей социализации выпускников. И это еще одно условие для успешной профессиональной адаптации. Реализуются авторские образовательные программы по социальной адаптации воспитанников. Программы направлены на воспитание у детей готовности к труду, на развитие у них социально-бытовых умений и навыков и, что особенно важно, на подготовку к самостоятельному решению социально-экономических задач.Достижением нашей области является создание региональной нормативно-правовой базы по вопросам постинтернатного сопровождения. В области накоплен положительный опыт работы по постинтернатному сопровождению. С 2006 по 2008 год более 60 выпускников детских домов реализовали право на постинтернатный патронат. Результатом данной работы можно считать стабильное обучение в учреждениях НПО, СПО и вузах, отсутствие правонарушений, рациональное использование личных средств, содержательный досуг, стремление к повышению профессиональной квалификации.С 2008 года законодательством Ярославской области установлена новая форма постинтернатной поддержки выпускников – социальная адаптация. По сути, она стала альтернативой постинтернатному патронату. В настоящее время в области заключено около ста договоров по осуществлению социальной адаптации, и данная работа получает все большее распространение.Примером системного решения вопросов профориентации, трудовой и профессиональной подготовки детей, дальнейшей профессиональной адаптации выпускников является деятельность педагогического коллектива Багряниковской специальной (коррекционной) школы-интерната.д. Багряники, Первомайский район, Ярославская область
Комментарии