В многомиллионной Москве проживают представители различных стран и народов. Кем чувствуют они себя в городе: «временщиками», вандалами, инертными обывателями или частью живого организма Москвы?
Являясь «зеркалом» общественной жизни страны, школа отражает и концентрирует многие негативные явления. Входя в многонациональный класс, учитель так или иначе ставит перед собой вопрос: как лучше строить воспитательный процесс?
Как привить детям уважение и интерес к национальным традициям и религиям, не противопоставляя их друг другу? Как показать общность нашего происхождения и развития, сходство обрядов, традиций, бережного отношения к природе?
Лучшее средство вступить в мир народной культуры – это понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, прочувствовать этнические принципы. Но нельзя научить уважать традиции других народов, не зная собственных.
Большую роль в экологическом и этнографическом образовании, а также в воспитании школьников с позиции толерантности может сыграть школьный краеведческий музей.
Совершим виртуальную экскурсию по одному из таких музеев. Рядом с нашей школой находится знаменитый родник «Холодный» района Теплый Стан. Родник считается «местночтимым». В честь этого родника дети решили назвать свой музей «Живуны». Эколого-этнографический музей «Живуны» СОШ №930 (директор школы О.Г. Фоменко) стал лауреатом многих окружных и городских конкурсов.
В основе школьного музея «Живуны» лежит принцип интерактивности. Главные задачи деятельности музея – образовательная, развивающая, воспитательная – рассматриваются через предметно-пространственную среду как живое пространство культуры. А оно способно создать неповторимую эмоционально-эстетическую атмосферу, помогающую более глубокому погружению в культурно-исторический пласт. Посетители музея могут видеть экспонаты ХIХ-ХХ веков. Это изделия из керамики, дерева, игрушки, костюмы, интерьер русской избы.
Музейное пространство поделено на несколько отделов, различных по своему назначению и содержанию.
Первый отдел – «Москва сквозь века». Экспозиция рассказывает об основании Москвы, формировании Юго-Западного округа, района Теплый Стан. Отличительной чертой данной экспозиции является рассказ о древней истории нашего края, начинающейся со стоянок первого человека.
Второй отдел – «Мир московского дома». Воссоздан интерьер русской избы с использованием подлинных предметов быта, что дает представление об укладе жизни русского человека. Здесь можно не только посмотреть, но подержать в руках предметы национального быта. В русской избе проводятся «зимние посиделки», праздники Масленицы, уроки москвоведения, уроки психологической разгрузки, занятия по региональным аспектам экологии. И, глядя на сидящих за одним столом русских, армянских, грузинских, корейских детей, хочется верить, что взаимопонимание и дружба, заложенные в детстве, сохранятся и в будущем.
Надо сказать, что в этих двух отделах посетитель был гостем, который слушал, воспринимал и изучал. А дальше его ждут сюрпризы.
Раздел – «Будущее своими руками». Здесь ребят озадачивают: «Что бы вы хотели видеть и что бы вы могли сделать для своего района, округа, города?» Ученикам начальных классов предлагают повесить свои пожелания на «Дерево желаний» (это могут быть записки, маленькие рисунки, поделки). А учащимся средних и старших классов предлагают дела посерьезнее: они включаются в разработку и внедрение экологических, этнографических и литературных проектов.
Отдел «Музейная мастерская» поражает уютной обстановкой, располагающей к творческой работе: вышивке, моделированию и пошиву русского костюма на куклы, изготовлению предметов народного быта, оберегов, изучению народных промыслов и ремесел. Примерные темы выставок: «Обереги в жизни разных народов», «Традиции московского чаепития», «Народные промыслы Москвы и Подмосковья», «Одежда москвичей – вчера и сегодня», «Экологические традиции разных народов»…
Наш музей создан и работает на базе школьной библиотеки, поэтому в музее много краеведческой литературы. Здесь представлены справочные и периодические издания о Москве, фонотека, фонд видеофильмов, коллекции репродукций картин русских художников. Основное назначение справочно-информационного отдела – развитие интереса к дальнейшей самостоятельной работе с книгой и другими источниками информации. Нельзя не отметить весомый вклад в создание этого отдела методистов округа В.Захаровой и Л.Бабенко. На базе музеев работают клубы «Экос», «Юный экскурсовод», а также кружки «Юный москвовед», «Юный книгочей», «Проворница». Особую благодарность хочется выразить писателям Л.Кокоулину, П.Алексееву, проживающим в нашем округе, за предоставление уникального исторического материала.
Важной работой в музее «Живуны» мы считаем также ведение летописи школы. Ребята собирают фото, видео и другой материал об известных выпускниках и учителях школы.
В этом заключается синтетическая деятельность музея «Живуны» и школьной библиотеки. Работа, в которую вовлекаются дети, обогащается за счет сочетания эстетического воспитания с экологическим (даже в самой библиотеке ребята создали «экосад»), включение в воспитательный процесс поисково-краеведческой работы, насыщение совместной деятельности общением, игрой и творчеством, создание особой психологической среды, ориентированной на семейные и национальные ценности (здоровый образ жизни, культуру взаимоотношений, эмоциональную отзывчивость, практическое участие в благоустройстве своей школы, двора, района).
«Передай добро по кругу» – вот основной принцип нашей работы. Мы воспитываем уважение к личности каждого человека независимо от его национальности и вероисповедания, учим искусству общения, терпимости, без которых невозможно дальнейшее существование в окружающем мире.
Надежда ГУРЕВИЧЕВА, руководитель школьного музея «Живуны»; Вера АЛЕКСАНДРОВА, учитель биологии школы №930
NB!
Адрес школы №930: 117321, Москва, ул. Островитянова, д. 18, к. 5. Тел. 338-98-88
Комментарии