Все чаще можно услышать формулировку «дизайн-мышление», при этом многие до сих пор не знают ее точного определения. Важнее всего запомнить, что главная цель этого процесса – выйти за пределы существующих стереотипов и привычных способов решения задачи.
Идею дизайн-мышления сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном». Позднее ее развили ученые Стэнфордского университета и основали Стэнфордский институт дизайна. С тех пор это понятие стало применяться абсолютно в любой области.
Попробуем разобраться, что же такое дизайн-мышление и для чего оно нужно современному школьнику.
Как работает дизайн-мышление? Разделим процесс на пять этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототип, тест. Рассмотрим каждый этап на примере школы №1213. Ситуация: учитель информатики Мария Владимировна объясняет новую для учащихся тему, касающуюся кодирования и обработки графической и звуковой информации. Педагог хочет, чтобы тема запомнилась, а учащиеся проявили как можно больше активности и при этом надежно усвоили информацию.
1‑й этап: эмпатия
Итак, начнем с главного качества процесса дизайн-мышления и поговорим об эмпатии. Эмпатия – умение включиться в переживания и опыт других людей, понимать, что на самом деле их волнует, то есть сопереживать. Это главное качество дизайн-мышления, так как именно оно позволяет отстраниться от своих предположений и убеждений, взглянуть на проблему в данном случае глазами учащихся.
Чтобы понять, что ребята знают по теме и что им было бы интересно, нужно узнать об этих интересах. Как мы это можем сделать? Самое простое – спросить. Проводя беседу, педагог с ребятами обсуждает то, какие способы визуализации они знают и к каким проявляют интерес. Допустим, это предпочтения в музыке, стиле, фильмах и мультфильмах.
2‑й этап: фокусировка
Переходим на новый этап. Здесь наша задача – систематизировать информацию, которую мы получили с помощью эмпатии. Проанализировав информацию, полученную в ходе беседы с учащимися, мы приходим к выводу, что ребята любят смотреть мультфильмы. Но хотели бы они создать собственный мультфильм и стать его режиссерами?
Цель фокусировки – верно сформулировать вопрос, на который нужно будет искать ответ на следующем этапе. Так, побеседовав с учащимися, Мария Владимировна решила изучать тему путем создания мультипликационных фильмов. В итоге был сформулирован вопрос: «Как создать мультипликационный фильм?»
3‑й этап: генерация идей
Переходим к самому творческому этапу. Теперь тема определена, можно предлагать в группах придумать и проработать нестандартные темы и подходы к реализации решения. Детям предлагается провести мозговой штурм, но попытаться избежать критического мышления, к которому мы все так привыкли. Критика может загубить хорошую идею. Записываем все, даже самые странные, мысли. Как креатив кончится, отбираем самые жизнеспособные идеи и переходим к следующему этапу.
4‑й этап: прототипирование
Здесь основная задача – проверить работоспособность идей на практике. Достаточно сделать черновую версию проекта, которая поможет решить обозначенную задачу. В нашем случае ребята подготовили макет и попробовали выполнить раскадровку, прежде чем приступили к чистовой работе.
Если в процессе все сложилось успешно, ребята смогут найти верное решение, заметить недостатки, доработать и создать продукт, а в случае неудачи сохранят время и быстро проработают проблему заново.
5‑й этап: тестирование
На этом этапе мы тестируем готовый продукт и лучшие решения, которые разработали в ходе прототипирования. И хотя это финальный этап, дизайн-мышление – повторяющийся процесс: можно использовать и дальше полученный результат тестирования, включать разнообразные методики развития креативности, чтобы определить и продумать новые способы и подходы к изучаемой теме.
В итоге детям запомнится такой проект надолго, так как он был развит учащимися самостоятельно, без существенных ограничений при генерации вариантов работы над проектом, а Мария Владимировна как фасилитатор грамотно направила процесс в нужное русло, обеспечивая тем самым максимальную вовлеченность учащихся и повышая эффективность изучаемой темы.
Процесс дизайн-мышления – удобный современный образовательный инструмент, который педагогам важно применять как можно чаще в своей деятельности. Ведь благодаря этому принципу работы у школьников будет еще больше возможностей стать эффективными взрослыми, активными участниками нашего общества.
Ирина ПЯТКИНА, педагог-организатор школы №1213
Мнение
А вы уверены, что сможете удержать внимание аудитории?
Анастасия КРЮЧКОВА, преподаватель колледжа сферы услуг №10:
– Это мой первый опыт работы в качестве преподавателя. Были педагогические практики, проведение занятий в рамках волонтерских проектов, конференции и семинары. Но это, конечно, другое. Ты уже взрослый, тебя слушают сразу, от твоей работы ждут результата в баллах.
В аудитории колледжа взгляд из-за парты другой. Ты должен доказать, что твой предмет важен и нужен, объяснить почему, показать, что русский язык и литература не просто общеобразовательные дисциплины. Но это второе. Сначала твоя личность, на которую первым делом обращает внимание подросток. Тут уже две стороны одной медали: ты молодой, а значит, на одной волне, можно договориться с тобой о чем угодно, и ты молодой, а значит, докажи, что твоих знаний достаточно для преподавания. Какая модель эффективнее? Обе. Ты должен быть актером, режиссером, наставником, строгим критиком, другом, энциклопедией, музыкальным и спортивным обозревателем. Но результат будет заметен не сразу. В начале года, разбирая на занятии лирику Лермонтова, в ответ на вопрос «Что такое любовь?» я получила только робкое молчание. «Да и кто вообще любит эти стихи?» – прозвучало вдогонку. Спустя полгода, рассуждая о чувствах Желткова к Вере Шеиной, я стала участником яркой дискуссии, переходящей в разговор о светлом и вечном. Что же касается любви к лирике… Уже через три месяца по просьбе студентов мы устроили поэтический вечер на одном из занятий по родной литературе. Условие было простым: подготовить выразительное чтение любимого стихотворения, сделать биографическую справку о жизни и судьбе автора и поделиться своими личными чувствами и эмоциями от произведения. Двадцать пять человек с удовольствием читали понравившиеся строки, а один из студентов даже сделал это на родном кыргызском языке. Оказалось, что «эти стихи» любят все!
Для участия в одном из педагогических конкурсов нужно было узнать, какой же видят меня в качестве преподавателя сами студенты. Судя по их оценке, кажется, у меня все получилось.
Елена АКУЛЕНКО, преподаватель колледжа сферы услуг №10:
– Сомнений не было, что смогу организовать процесс обучения и наладить вопрос с дисциплиной. Еще бы, опыт работы есть. Прошла практически все ступени образования, начиная от преподавания в начальной школе и заканчивая обучением подростков в детской воспитательной колонии. Но как и чем наполнить учебное занятие, чтобы было интересно, доступно, – животрепещущий вопрос.
Студент колледжа и обучающийся школы – это два разных ученика. Студент приходит в колледж для получения профессиональных навыков, а не для изучения общеобразовательных предметов. Сделать предмет интересным и нужным для учащихся – это цель, которую я поставила перед собой. Яркий и занимательный урок, как известно, является залогом успешного обучения.
Для себя я выработала стратегию ведения уроков, подразумевающую диалог и связь с профессией.
В первую очередь мне важно, чтобы каждый обучающийся был вовлечен в учебный процесс. Нестандартный вопрос заставляет задуматься каждого студента.
Как изменяются лексика, фонетика и синтаксис? Как реагируют на эти изменения взрослые? А как их сверстники? И тема «Слово и его лексическое значение» уже актуальна и интересна.
Студенты удивляются и смущаются, когда с ними общаешься на равных. Сначала они робко вступают с тобой в диалог, осторожно и недоверчиво отвечают на вопросы, но проходит неделя, другая, и они уже смело начинают диалог. Сами связывают тему занятия с будущей профессией.
Так, на занятиях по речевой коммуникации студенты задумываются над вопросом о том, что важнее – слышать или слушать, а потом размышляют, для чего им важно слушать и слышать гостя гостиницы. Выводят правила успешного слушания, отрабатывают полученные знания на практике.
Одно из моих любимых занятий и одно из нелюбимых занятий студентов – публичное выступление. Когда первый раз я озвучила задание – прочитать любимое стихотворение со сцены в актовом зале для группы, то увидела испуг и нежелание в глазах ребят. Первые выступления были робкие и зажатые, а сейчас, спустя какое-то время, они спрашивают, пойдем ли мы еще в актовый зал, будут ли они еще выступать на сцене. Разве это не успех?
Дети, школьники, студенты чувствуют, когда им что-то недоговаривают или врут. Поэтому одно из важных условий преподавания для меня – честность, открытость и доверительность в общении. Благодаря этому правилу выстраиваются здоровые отношения между преподавателем и студентом. Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – значит вместе смотреть в одном направлении».
Комментарии