search
main
Топ 10
«Мертвые души» и физруки в качестве охранников: что возмутило главу Дагестана в школах Во время ремонта школы в Подмосковье нашли послание из 1972 года: что написали нам 51 год назад В Курганской области больше не собираются кормить школьников бесплатными обедами Директора школы уволили после показа на уроке фото статуй Микеланджело Десять школ в Архангельской области ждет капитальное обновление «Неустойчивые» выражения: топ-10 фразеологизмов, которые мы произносим неправильно Вниманию абитуриентов: в 2023 году количество специальностей для поступления в вузы сокращается в два раза Год педагога и наставника стартовал в Москве Министр просвещения рассказал о поддержке учителей Приоритетные задачи Года педагога и наставника назвали в Минпросвещения России О ключевой роли образования в предотвращении геноцида Все российские школьники завоевали медали на олимпиаде по физике в Бухаресте В Москве огласили имена победителей Всероссийской олимпиады школьников по экономике В России стартовал новый сезон проекта «Флагманы образования» Испытано на себе: родители ярославских школьников сдали ЕГЭ В школах Сочи ждут земских учителей В Салоне образования в Москве участвовали более 10 тысяч экспертов В Подмосковье назвали топ-3 направления трудоустройства подростков Новый порядок распределения бюджетных мест разработало Минобрнауки В России появится закон о наставничестве
0

Диалог с природой. Инвестиции в себя, в свое завтра

Преподаватели на уроках, во внеурочной деятельности уделяют внимание экологическому воспитанию обучающихся. Из урока в урок мы убеждаем ребят, что человек не царь природы, а ее часть, что от отношения человека к окружающей среде зависит будущее самого человека. Основой развития человечества должно стать содружество. Важно, чтобы каждый человек осознал, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Целенаправленная работа в области экологического образования и воспитания детей в нашей школе началась 22 года назад. Основными задачами стали: формирование экологических знаний, культуры, заботы о природе, становлении экологического мышления.В 2003 году нам повезло стать одной из школ, участвующих в работе городской экспериментальной площадки «Экология и устойчивое развитие» под руководством Геннадия Алексеевича Ягодина. Интересные встречи, участие в семинарах и конференциях помогли нам систематизировать экологическую работу в школе, определить основные приоритеты этой работы, наметить новые пути в развитии экологического образования.Целью экспериментальной работы являлось создание модели экологического образования как составной части образования в интересах устойчивого развития. В ходе экспериментальной работы учителя школы принимали участие в разработке и апробации курса «Экология Москвы и устойчивое развитие».В настоящее время основными направлениями деятельности являются:- преподавание предмета «Экология Москвы и устойчивое развитие»;- включение элементов экологического образования в содержание всех школьных дисциплин основного и дополнительного образования;- создание экологических проектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности, снижением факторов риска, а также поиском путей решения экологических проблем на основе личного участия;- школьный экологический мониторинг (вовлечение учащихся и коллектива школы в экономию электроэнергии и воды, деятельность на экологических тропах, пришкольном участке);- экологические экскурсии и музейные уроки (непосредственное знакомство с явлениями природы и экологическими проблемами как в естественных условиях, так и в процессе хозяйствования человека);- социально значимая деятельность (личное участие школьников в улучшении местной экологической обстановки, получение общественно значимого результата через организацию мероприятий, связанных со сбором сырья для вторичной переработки).Экологическую культуру нельзя воспитать в процессе преподавания одного предмета. Экология носит междисциплинарный характер, где каждый предмет выполняет специфические функции.Помимо предметного конкретно-научного уровня анализа экологических проблем в образовании важен общенаучный уровень. В рамках одной учебной дисциплины экологическое образование и воспитание не могут быть осуществлены в полной мере, так как содержание экологического образования комплексно. Поэтому мы включаем элементы экологического образования в содержание всех школьных дисциплин, как естественно-научного, так и гуманитарного циклов.Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы;- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории;- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические умения для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.Интегративность (традиционный подход) в экологическом образовании предполагает экологизацию содержания традиционных школьных предметов: биология, география, химия, ОБЖ, обществознание, история, физика, естествознание, окружающий мир, объединение их в единое целое с целью синтеза нового учебного содержания.По каждому предмету (биология, химия, физика, география, алгебра, информатика, история и обществознание, ОБЖ, иностранные языки, литература, технология, изобразительное искусство) можно использовать задания применительно к ЭОУР следующего характера:1. Тексты, содержащие интересную информацию и приемы работы с ними в рамках трехстадийной технологии ЭОУР и задания к ним.2. Задания, направленные на развитие общеучебных умений, познавательных способностей (на содержании ЭОУР, которое вписывается в тему или раздел применительно к предмету в рамках технологии ЭОУР).3. Задания, направленные на развитие чувственно-эмоциональной сферы.4. Задания на применение предметных знаний в повседневной жизни и социально значимой деятельности (это могут быть в том числе и кейсы) для развития мотивации обучения.Для того чтобы сделать урок или внеклассное мероприятие более интересным и привлечь внимание учащихся к получению научных знаний, учителю необходимо предложить ученику задания, которые он будет выполнять самостоятельно и вникать в суть изучаемого материала. Задания могут быть в разной форме – в виде кроссворда, картинок, тестов или схем, главное, чтобы задание было интересным для выполнения учеником, простым, не требующим длительного времени на выполнение. Творческие задания могут вызвать интерес учащихся и будут отвечать обучающим задачам, если ученик, выполняя их, будет опираться на уже имеющиеся знания и обязательно одновременно узнавать что-то новое.Обучить школьника только на уроках невозможно. Необходимы и другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии на природу, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые интерактивные формы образования: дискуссии, диспуты, экологические вечера, экологические спектакли, беседы, викторины, олимпиады, ток-шоу, ролевые игры и другие.Многие специалисты признают важнейшим педагогическим условием воспитания и образования наряду с теоретическим обучением на уроках организацию разнообразных видов деятельности учащихся среди природы. Такой формой организации экологического образования и воспитания может выступать учебная экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экологических экскурсий и полевого практикума. В ходе полевых занятий на учебной экологической тропе создаются условия не только для углубления, но и для конкретизации, применения на практике получаемых на уроках предметных знаний и умений школьников. Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Такой материал можно взять из Государственного доклада о состоянии окружающей среды, использовать данные администрации нашего района. А можно такие данные добывать и самим. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию в школьниках инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.Полноценное экологическое образование предполагает сочетание классно-урочного обучения с организацией исследовательских и практических занятий школьников на природе. Возможности для организации такого рода учебной деятельности кроются в сфере взаимодействия основного и дополнительного образования. Педагогами школы разработаны программы экологической направленности: «Физика и экология», «История физики и развитие представлений о мире (открытие мира)», «Экспериментальная математика», «Элементы биофизики», «Экомониторинг (ИКТ)», «Твое здоровье в твоих руках», «Организм и среда обитания», «Экологические исследования с использованием лаборатории «Архимед», «Ресурсосбережение», «Клуб любителей музеев», «Москвоходы», «Фитодизайн», «Экономические проекты», «Зимний сад», «Экология реки Яузы».Деятельностный аспект познавательных и практических умений экологического характера реализуется применением проектной технологии обучения. Эта технология позволяет развивать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление, интегрировать знания из разных областей науки, техники, технологии. Проектная деятельность позволяет школьникам максимально проявить свою самостоятельность, умение ставить перед собой вопросы и искать пути их решения, причем во взаимодействии со своими товарищами. Проектирование позволяет привлечь к экологической работе учащихся разного возраста, помогает формировать у них экологическое мышление, приводит к пониманию необходимости решения экологических проблем. Тему проектов учащиеся выбирают сами исходя из тех проблем, которые, на их взгляд, наиболее актуальны, требуют немедленного решения. Вот некоторые темы проектов, которые предложили для решения сами учащиеся:1. «Хлеб всему голова».2. «История России – Аптекарский приказ».3. «Экологический паспорт школы».4. «Экология большого города и здоровье человека на примере Бабушкинского района СВАО Москвы».5. «Роль зеленых насаждений в городе».6. «Ресурсосбережение».7. «Йога – незатерянное сокровище Будды».8. «Почерк как зеркало психики человека».9. «Сравнение макрозообентоса в трех озерах Чувашского Заволжья».10. «Химеризм как неотъемлемая часть жизни человека».11. «Проблемы наркомании и токсикомании».12. «Вред табакокурения».Эти и другие проекты были выполнены учащимися и представлены на конкурсах и конференциях разного уровня. Некоторые проекты заслужили высокую оценку и позволили авторам стать победителями и призерами городского и окружного уровней.Хорошей традицией в школе стала преемственность исследовательских работ: выпускники оставляют результаты в общем банке данных, а их работу продолжает следующее поколение ребят.Каждый человек независимо от возраста должен рачительно и бережно относиться к природе. Любовь к природе определяется прежде всего бережным отношением к ней. Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма.Формированию экологического мышления и овладению знаниями и умениями охраны окружающей среды способствуют фенологические наблюдения. Наблюдения над сезонными явлениями природы входят в том или ином виде в программу всех классов, начиная с первого, используются при выполнении исследовательских и проектных работ. Также силами учителей-экспериментаторов и обучающихся школы в течение многих лет проводился мониторинг природных объектов района Бабушкинский (река Яуза, Джамгаровский пруд, пришкольный участок, улицы микрорайона школы). Результаты исследования удивили ребят и их родителей, хотя многие всю жизнь прожили в Бабушкинском районе. Самое главное, что теперь экологические проблемы стали для них важными, многие школьники активно участвуют в экологических акциях, бережно относятся к природе.Огромная роль в деле экологического воспитания школьников принадлежит произведениям отечественной литературы. В своем творчестве русские поэты и писатели важное место отводят проблеме человека и окружающей его природы. Следует помнить, что первоначально формируется чувственно-эмоциональное отношение к окружающей среде. Включая в учебные материалы произведения искусства, живописи, музыки, слова поэзии и прозы, мы помогаем ребятам воспринять и почувствовать мир как единое целое. Более широко использовать произведения искусства позволяют предметные недели, в рамках которых проводятся различные мероприятия: конкурсы рисунков «Мое любимое растение» и «Мое любимое животное», конкурс поделок из природного и бросового материала, фестиваль фильмов о природе, конкурс социальных видеороликов, конкурсы стихов и песен о природе «Весенняя капель», осенняя ярмарка «Подарки осени», марафон знаний «Пчелка», устный журнал «Диалог с природой», тематические радиопередачи школьного радио, озеленение классов, посадка клумб и уход за растениями.Важную роль в формировании здорового образа жизни и экологическом воспитании играют классные часы, на которых ребята имеют возможность обсудить интересующие их вопросы. Тематика классных часов разнообразна: «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Чистота – залог здоровья», «Курить – здоровью вредить», «Наши пернатые друзья», «Природа и мы», «На пути к устойчивому развитию», «Красная книга», «Растения и животные в городе».Для городских детей изучение природных объектов и их взаимосвязей не в природной обстановке во многом носит формальный характер, поэтому важное значение приобретает организация экскурсий. Экскурсии помогают школьникам ознакомиться с природой родного края и братьями нашими меньшими, узнать о хозяйственной деятельности человека на земле. Учителями организуются экскурсии в ООПТ. Ребята знакомятся с разнообразными природными объектами, учатся наблюдать, приобретают опыт культуры поведения на природе. Важную и интересную информацию получают участники экскурсий в музеи Москвы: экоцентр «Воробьевы горы», музей-заповедник «Царицыно», музей-заповедник «Коломенское», усадьба Кусково, Дарвиновский музей, Биологический музей имени К.А.Тимирязева, Политехнический музей, Минералогический музей, Музей землеведения МГУ, Зоологический музей МГУ, Московский планетарий, Музей занимательных наук «Экспериментаниум» и многие другие. Государственный ботанический сад имени Н.В.Цицина, Ботанический сад биологического факультета МГУ (Аптекарский огород), Ботанический сад МГУ имени М.В.Ломоносова на Воробьевых горах, Московский зоопарк используются учителями школы для организации разных форм внеклассной работы. Увлекательные образовательные путешествия по Подмосковью, Золотому кольцу России, в Калининградскую область, Казань, ближнее и дальнее зарубежье помогают освоению историко-культурного опыта человечества.Ежегодно школьники принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников по экологии и становятся призерами и победителями окружного и городского этапов. Много лет школьные команды экологов участвовали в экологической олимпиаде МГУ имени М.В.Ломоносова. В Музее землеведения становились победителями и призерами теоретического тура и отмечались поощрительными грамотами за выполнение конкурсных заданий. Среди обучающихся школы разных лет есть победители, лауреаты и дипломанты окружного этапа Московской городской эколого-биологической олимпиады «Природа России». Активно и с хорошими результатами участвует школьная команда «SOS» в окружном этапе «зеленой» олимпиады юных экологов и натуралистов.Традиционно наша школа участвует в экологических акциях, конференциях, конкурсах. Цель этих мероприятий – воспитание подрастающего поколения экологически грамотными и ответственными людьми, понимающими, что их активная жизненная позиция поможет сохранить природу на нашей планете.Обучающиеся школы принимали участие в Московском городском конкурсе исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, в Российском национальном конкурсе водных проектов старшеклассников, в фестивале детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии» (направление «Экология»), в городском конкурсе исследовательских проектов «Ты – человек! И ты за все в ответе!», Московском городском конкурсе защиты экологических проектов «Наш дом – планета Земля», в ежегодном конкурсе учебно-исследовательских и проектных работ школьников города Москвы «Мы и биосфера» (с участием гостей из других регионов Российской Федерации и зарубежных стран), в Московском городском конкурсе социально значимых проектов школьников по ресурсосбережению, конкурсе «Заповедные острова Москвы», в фестивале «Парки Москвы собирают друзей», в городском этапе конкурса социального проектирования и добровольческих инициатив «От идеи к воплощению» (конкурсная номинация «Добровольческая инициатива»), в Международной научно-практической конференции Scientia Unescamus («Объединяемся знаниями»), в Международном конкурсе детских рисунков и плакатов «Снежный барс – дух гор». Многие участники становились победителями и призерами этих конкурсов.Организация и проведение экологических акций в школе, участие в окружных, городских и всероссийских акциях стали хорошей традицией.Совместно с Институтом консалтинга экологических проектов проводилась акция «Уменьшаем наш экологический след». Были представлены самые разнообразные жанры: презентации, эссе, социальные видеоролики, музыкальные и танцевальные номера, призывы агитбригады, дефиле с показом верхней одежды из упаковочных материалов (газет и целлофановых пакетов).Ежегодно участвуя в международной акции «Час Земли», обучающиеся и учителя школы демонстрируют, что их, как и каждого человека, волнует проблема опасного изменения климата и небезразлично будущее нашей планеты! Эколидеры, являясь инициаторами акции, проводят радиопередачи школьного радио, классные часы, выпускают плакаты, призывая к ответственному отношению к природе.В нашей школе доброй традицией стало проведение акции «Бумажный бум». Обычно ее проведение приурочивается к Международному дню вторичной переработки, который отмечается 15 ноября, или Международному дню Матери-Земли – 22 апреля. Учителя и школьники проводят подготовку к акции: готовят тематический выпуск школьной радиопередачи, организуют конкурс плакатов, проводят классные часы, объясняя важность сбора макулатуры для спасения деревьев, экономии воды, электроэнергии и предотвращения выброса углекислого газа. Ребята нашей школы активно участвуют в акции «Бумажный бум» и радуются возможности внести вклад в сохранение зеленого наряда планеты.Традицией школы стало участие во Всероссийском экологическом субботнике. Ребята своими силами приводят в порядок не только территорию пришкольного участка, но также участвуют в уборке особо охраняемых природных территорий Москвы, городских парков и улиц нашего района, очистке прибрежных территорий реки Яузы.С 15 марта по 20 мая 2017 года в школе №1095 прошла серия мероприятий, посвященных акции «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе!» в рамках федерального партийного проекта «Экология России». Эколидеры школьного экологического отряда «SOS» – учащиеся 9-11-х классов провели экоуроки «Свобода от отходов» для учащихся 5-8-х классов. В 6-м «Д» на мероприятие был приглашен глава управы Бабушкинского района Сергей Александрович Аганеев. Также ребята разработали и провели оперативные дела по спасению планеты: конкурс на лучший экологический девиз, конкурс частушек на экологическую тему, экологическую викторину «Нет места мусору на Земле!», конкурс эссе «Как я могу помочь планете?», акцию «Бумажный бум», экологический субботник под девизом: «Мусор убирай – сделай на планете РАЙ!», конкурс поделок «Мусор – это сырье для творческих людей!», конкурс экологических плакатов «Сделаем вместе!», конкурс кормушек.Победителями окружного этапа Всероссийского конкурса «Эколидер» от нашего комплекса стали Даниил Иноземцев (9-й «А» класс) и Дарья Мягкова (10-й «А» класс), а победителями окружного этапа Всероссийского конкурса «Экоплакат» – Екатерина Жукович-Гордеева (6-й «Ж» класс) и Константин Лучкин (5-й «Е» класс).5 июня 2017 года, во Всемирный день охраны окружающей среды (День эколога), в Москве подвели итоги самой масштабной экологической акции страны «Сделаем вместе!». Церемония награждения победителей состоялась в Ботаническом саду МГУ (Аптекарский огород). Депутат Мосгордумы, председатель Комиссии по экологической политике МГД Зоя Зотова напомнила, что за время проведения акции она получила статус Общероссийского экологического движения и объединила 2 млн человек по всей стране.За победу в номинации «Эколидер» боролись 2033 старшеклассника, которые проводили уроки экологического просвещения и вместе с другими детьми пытались найти решение глобальных экологических проблем. В итоге победу в номинации на федеральном уровне одержали девять человек. Среди них ученик 9-го «А» класса нашей школы Даниил Иноземцев!По словам Зои Зотовой, депутата Мосгордумы, председателя Комиссии по экологической политике МГД, теперь эта дружная экокоманда московских лидеров будет представлять Москву со своими идеями и проектами на экологической смене в «Артеке».- Это наш с вами экологический актив и сейчас, и на ближайшие десятилетия, – вручая заслуженные награды, отметил депутат Госдумы, федеральный куратор акции Геннадий Онищенко. – Эта акция поможет вам определиться в жизни. Это не значит, что вы станете экологами и пойдете по этому пути, но, я надеюсь, вы почувствуете себя взрослыми, самостоятельными, способными вести за собой других, то есть настоящими лидерами.- Мы считаем, что у нас сформировалось настоящее движение единомышленников с новым взглядом на проблемы сохранения окружающей среды. Этим ребятам небезразлично, в какой стране они будут жить, в каком состоянии будут наши реки, леса, озера. То, что они делают сегодня, – это их инвестиции в себя, в свое завтра, – резюмировала депутат Мосгордумы Зоя Зотова.Мы гордимся нашими учениками и поблагодарим ребят за участие в акции, за неравнодушное отношение к природе!Конечно, эти достижения стали возможны благодаря творческому содружеству учителей школы, ставших единомышленниками, активно включившихся в экологическую работу школы. Группа творческих учителей нашей школы совместно с учителями из разных школ города Москвы, работающих в рамках городской экспериментальной площадки «Формирование ключевых образовательных компетентностей средствами экологического образования для устойчивого развития», разработала задания, которые можно использовать на уроках и различных внеурочных мероприятиях предметов естественно-научного цикла. Эти задания позволят экологизировать уроки, а также использовать новые технологии ЭОУР. Но, главное, они соответствуют системно-деятельностному подходу в образовании, когда в результате своей творческой деятельности ученик понимает, где он может применить сформированные в процессе обучения общеучебные умения и навыки, осознать, что делать со своими знаниями и как ими оперировать.Учителя активно участвуют в методической работе и экспериментальной деятельности, в организации и проведении школьных, окружных и городских этапов Всероссийской олимпиады школьников по экологии, в экспертизе проектов и работе жюри различных конкурсов проектных и исследовательских работ окружного и городского уровней, в подготовке и проведении городских, окружных и общешкольных экологических мероприятий.Коллектив школы участвовал в разработке методических рекомендаций для учителей по организации детско-взрослых объединений с целью формирования биоцентрического мировоззрения, ранней социализации и формирования образовательных компетентностей, в апробации организационных моделей деятельности детско-взрослых объединений в повседневной жизни (для развития мотивации к изучению предмета) и в социально значимой деятельности по улучшению состояния окружающей среды, в осуществлении мониторинга деятельности детско-взрослых объединений школьников, в координации деятельности ресурсного центра «Формирование детско-взрослой общности для становления биоцентрического мировоззрения школьников», в разработке темы «Внедрение новых форм организационного проектирования в процессе реализации ФГОС второго поколения» в составе инновационной площадки второго уровня «Новые технологии обучения». Тема ОИП: «Система проектной деятельности в практике реализации ФГОС второго поколения в московском образовании как инструмент формирования детско-взрослого сообщества для реализации экологического образования в интересах устойчивого развития».В рамках окружных и городских семинаров учителями школы проводятся открытые уроки. Учителя и администрация школы представляли свой опыт на окружных, городских и региональных научно-практических конференциях, ярмарках идей, круглых столах и форумах. Опыт работы педагогов представлен в публикациях.Результатами работы коллектива образовательного учреждения можно считать рост качества знаний, образовательных компетенций, аналитических, речевых и коммуникативных умений обучающихся, социально значимые изменения: снижение количества конфликтов, снижение уровня тревожности, рост уровня притязаний, осознанность выбора будущей профессии, профессиональный рост педагогов.Мы достигли в своей деятельности того, что наши дети осознают необходимость сохранения глобального равновесия и причастности каждого к проблемам окружающей среды. Об этом мы можем судить по их содержательным рефератам, презентациям, выступлениям на конкурсах. Формирование у учащихся моделей поведения, способа жизни, отношения к экологическим проблемам как к личностно важным, связанным с собственной системой ценностей, а также способность и искреннее желание действовать в направлении их решения – именно над этим нам, учителям, предстоит продолжить работать.Существует потребность в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического воспитания школьников, так как при проведении такой работы решаются задачи развития экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях с природой, эстетического, нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, формирования чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития школьников и является важнейшей формой работы. Как сказал В.Пришвин: «Любить природу – это значит любить свою Родину!»Тамара АФАНАСЬЕВА, учитель биологии школы №1095

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте