На первой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 7 апреля 1948 года был принят устав Всемирной организации здравоохранения. С тех пор этот день ежегодно отмечается как Всемирный День здоровья. Каждый год ВОЗ посвящает одной из наиболее актуальных проблем медицины. 2003-й посвящен проблеме здоровья детей.
Минобразование России совместно с Госкомспортом России, Минздравом России предлагают органам управления образованием, педколлективам общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей совместно с педагогической, спортивной и родительской общественностью провести 7 апреля т.г. Всероссийский день здоровья детей.
Известен положительный опыт проведения подобных мероприятий во многих регионах России, что стало хорошей традицией и эффективной формой физического воспитания детей, формирования навыков здорового образа жизни.
Полагаем, что учет национальных традиций, региональных особенностей в проведении такого праздника будет приоритетным в выборе форм, методов и педагогических средств осуществления системы мероприятий, проводимых в этот день в образовательном учреждении.
Основные цели и задачи Дня здоровья
Целью проведения такого мероприятия должно стать создание условий для формирования у обучающихся и педагогов полезных навыков здорового образа жизни. Организаторам Дня здоровья надо исходить из определения здоровья, данного в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) как “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”, в связи с чем задачами Дня здоровья в каждой конкретной школе могут быть:
– привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
– использование возможностей каждого учебного предмета в формировании навыков здорового образа жизни;
– привитие интереса к полезным поведенческим привычкам (гигиеническим, двигательным и т.д.);
– получение знаний детьми о здоровье человека, гигиене тела, культуре безопасности;
– включение в занятия спортом большинства учащихся и их родителей, непосредственно самих педагогов;
– взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей, социумом (поликлиники и другие медицинские учреждения).
Организаторы при проведении Дня руководствуются следующими педагогическими принципами:
– Добровольность участия в мероприятиях каждого учащегося.
– Участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.
– Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни.
– Создание у ребенка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
– Способность педагогов к неформальному общению с детьми.
– Возможность выбора форм и методов в зависимости от особенностей конкретного возраста, пола, состояния здоровья и взаимоотношений педагогов, детей и родителей.
– Создание условий для участия в мероприятиях детей, имеющих недостатки в развитии.
– Сотворчество педагогов и детей.
– Максимальное развитие детской инициативы.
– Взаимодополняемость общеобразовательных программ, в рамках которых изучаются основы здорового образа жизни, форм внеурочной воспитательной работы, дополнительного образования детей.
– Педагогическая поддержка мероприятий, организованных при участии органов детского самоуправления, детских общественных организаций и объединений.
– Тесное взаимодействие с семьей.
Подчеркиваем, что День здоровья должен быть важным элементом системы мер по формированию здорового образа жизни, использования здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей.
Он не должен быть парадным, выделяться излишне праздничным антуражем и подчеркнуто выделяться в череде учебных дней. Организаторы при его подготовке должны объяснить детям и родителям, что День здоровья -лишь звено (чрезвычайно важное и ответственное) в цепи продвижения ребенка к здоровью.
Этот день может быть итогом всей работы, организованной в этом направлении в течение всего года, или стартом для последующей деятельности в 2003/2004 учебном году.
Общий план мероприятий проведения Дня здоровья в конкретной школе может включать в себя:
1. Специальное оформление рекреаций, учебных кабинетов, других помещений в соответствии с тематикой праздника. Это могут быть выставки рисунков, плакатов, стенных газет по итогам проведенных конкурсов по тематике здорового образа жизни.
2. Уроки в системе учебных занятий (гуманитарного, естественно-биологического цикла, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности).
3. Мероприятия в режиме учебного дня (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки на уроках, подвижные перемены). Работа школьного радиоузла, телецентра, школьной многотиражки.
4. Система внеурочных мероприятий с обучающимися, педагогами и родителями.
В рамках учебных занятий гуманитарного, естественно-биологического цикла, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности исходя из специфики предметной области рассматриваются вопросы характеристики здоровья, гигиенических навыков, истории олимпизма и физической культуры, роли физкультуры и спорта в жизни великих ученых, деятелей искусства, литературы и исторических деятелей, проблемы экологии, нравственного выбора, духовного и душевного здоровья, социальной адаптации и компетентности обучающихся.
Мероприятия в режиме учебного дня: утренняя гигиеническая гимнастика, ритмика, физкультминутки на уроках, подвижные перемены организуются классными руководителями, учителями-предметниками, педагогами-организаторами, старшими вожатыми при методической поддержке учителя физической культуры и медицинского работника. Все это может сопровождаться веселой, ритмичной музыкой через школьный радиоузел.
В школьной столовой (буфете), кабинете обслуживающего труда могут быть предложены фруктовые соки, витаминные и диетические напитки, фиточаи.
Содержанием внеурочных мероприятий могут быть: беседы педагогов и медицинских работников, массовые соревнования учащихся “Веселые старты”, финалы школьных или классных спартакиад, иных соревнований или турниров; совместные мероприятия с детьми и родителями “Мама, папа, я – спортивная семья”; спортивные викторины, конкурсы; открытые или показательные занятия спортивных секций, встречи со знаменитыми спортсменами и тренерами. Мероприятия при хорошей погоде можно вынести на открытые спортивные сооружения, использовать по договоренности ближайшие спортсооружения учреждений дополнительного образования детей, иные возможности ближайшего социума.
День может завершиться церемонией торжественного награждения победителей в течение всего Дня, концертом юных исполнителей и спортсменов, веселым танцевальным вечером, другим красочным общешкольным мероприятием.
При составлении плана внеурочных мероприятий и при разработке положения о соревнованиях необходимо привлекать самих школьников, давая им возможность проявить творческие способности и активность.
При организации данных мероприятий необходимо:
определить его тему и название;
поставить цель и задачи;
отобрать формы проведения с учетом возрастных особенностей учащихся;
установить время и место проведения, учитывая при этом особенности этого времени года в данной местности, расписания занятий, сюжет мероприятия, загруженность спортивного зала или спортплощадки (все это по согласованию с учителем физической культуры);
подобрать организаторов и исполнителей мероприятия;
продумать ритуалы торжественного открытия и закрытия, награждения победителей, пригласительные билеты и другую атрибутику мероприятия;
продумать и подобрать инвентарь и оборудование.
Спортивные конкурсы – это, как правило, непродолжительные по времени состязания. Для их проведения не требуются специальное оборудование и подготовка. В задачу конкурса не входит изучение техники выполнения упражнений, а закрепление и проверка знаний и умений, полученных на уроках физкультуры. К спортивным конкурсам относятся конкурсы бегунов, силачей, гимнастов и др. Местом проведения конкурсов могут быть гимнастический зал, школьная и дворовая спортивные площадки, коридор, лесная поляна. Разновидностью спортивных конкурсов являются занимательные спортивные конкурсы (на ловкость, смелость, на гибкость и др.). Составной частью внеучебных спортивно-массовых классных и школьных мероприятий могут быть викторины – общей спортивной и специальной тематической направленности, популярные у подростков, спортивные вечера, “Спортивный КВН”.
Педагогически очень эффективны формы взаимодействия детей разного возраста в совместной деятельности в движении к здоровому образу жизни. Такими формами патронажа старшеклассников над младшими школьниками могут быть:
– “Дежурство по здоровью”. Детский контроль за выполнением самых простых гигиенических правил;
– “Маленькая живая природа в каждом классе”, “Помогая, познавай природу”;
– “Пятиминутки здоровья” – беседы в младших классах на различные темы о здоровом образе жизни;
– “Веселые переменки” – занятия с малышами физическими упражнениями, играми и танцами.
Значительно обогащает арсенал форм и методов работы с детьми при проведении Дня здоровья разнообразная игровая деятельность. Применительно к закреплению полезных привычек, формированию позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью игра играет заметную роль в педагогическом арсенале классного руководителя.
Прежде всего это подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию подростка через коллективную деятельность.
Во-вторых, это интеллектуальные игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике “здорового образа жизни”.
В-третьих, это элементы психодрамы или театрализованного “проигрывания ситуаций”, закрепляющие ролевые стереотипы (умения сказать “нет!” в критической ситуации, формирования навыков общения, критического осмысления вредных привычек и т.п.).
В-четвертых, это могут быть долговременные ролевые игры, в которых и строится вся проектная деятельность “больших” и “малых” коллективных творческих дел.
Интеллектуальные игры, весьма популярные для подростка как юного телезрителя, имеют свою привлекательность. Правила игры не требуют особых разъяснений, ибо каждый из участников мог наблюдать их на телеэкране. Речь может идти о “брейн-ринге”, КВНах, “Поле чудес”, “Что? Где? Когда?”, “Счастливом случае” и даже “О, счастливчик”. Стимулом в этих играх, конечно, не может быть материальное вознаграждение, но система поощрительных баллов, особенно если речь идет о командах подростков, при правильной педагогической инструментовке весьма эффективна. В эти игры могут играть и подростки младшего школьного возраста, и старшеклассники. Главное, чтобы набор вопросов, подобранных “советом дела” (классный руководитель и соответствующие учителя-предметники могут быть лишь консультантами и членами жюри), был доступен.
Для подростков седьмого и более старших классов эффективна форма театрализованного действия, которая роднится с традиционным диспутом. По сути, это – трансформированная дискуссия с театрализованными элементами. Это может быть “Судебный процесс” между табачными компаниями и Министерством здравоохранения (в качестве истца могут быть “родители” или “семья”, в которой из-за курения заболел кто-то из близких, и т.д.). Весь класс может участвовать в процессе в качестве свидетелей обвинения или защиты, выступления которых не должны быть подготовлены заранее. Такая форма требует работы с литературными источниками, составления сценария (хотя бы в виде общего плана). По желанию подростков “процесс” может быть оформлен декорациями – атрибутами судебного заседания и костюмами участников. К этой работе также могут быть привлечены родители, психологи, медицинские работники.
Среди мероприятий в рамках Дня здоровья по плану школы могут быть классные часы. В числе форм проведения классных часов, используемых в передовых “школах здоровья”, предлагаются:
беседа медработника с классом (педиатра, нарколога, сексолога, школьного медработника) по проблеме, которую выделили в качестве приоритета сами подростки;
проблемная беседа или дискуссия (диспут, “мозговая атака” и др.), подготовленная самими учащимися при поддержке классного руководителя по предупреждению вредных привычек;
встреча со знаменитостью (интересным гостем, звездой, спортсменом, тренером), общение с которой покажет подросткам преимущества здорового образа жизни;
“классный видеочас” (с обсуждением видеофильма или фрагментов различных лент, телепередачи в записи или фильма, сделанного самим педагогом или учащимися, передачи школьной телестудии);
встречи и общение с родителями, совместное обсуждение проблем формирования основ здорового образа жизни в семье.
Среди наиболее актуальных проблем, которых необходимо коснуться в беседах с детьми, следующие:
“Мода и здоровье”, “Экология и здоровье”, “Преимущества жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков”, “Любовь и здоровье”, “Правильное питание и различные диеты”, “Милосердие, доброта и здоровье”, “Компьютерные игры и здоровье”, “Музыка и здоровье”, “Искусство и здоровье”, “СМИ и здоровье”, “Что такое душевное здоровье?”, “Мой нравственный выбор”, “Наступит ли мода на здоровье” и др.
Учитывая, что средства массовой информации, и особенно электронные, все более негативно влияют на воспитание наших детей, одну или несколько бесед рекомендуем посвятить обсуждению и этой проблемы.
Безусловно, педагогу при работе с подростками необходимо помнить о позитивном опыте печатных СМИ и рекомендовать при подготовке классных дел материалы из журнала “Здоровье”, газеты “АИФ. Здоровье” или “Школа здоровья”, рубрики “Здоровье” в газете “Известия” и других, а также соответствующие рубрики в региональной периодике. Говоря о воздействии телевидения и видео на здоровье человека, можно предложить детям рассказать о своих ощущениях при просмотре телепередач, предварительно выяснив, какие они предпочитают и сколько времени уходит на это в течение обычного или выходного дня. Это полезно классному руководителю для уточнения не только их вкусов и интересов, но и их режима дня, что может стать поводом для обсуждения на другой “пятиминутке”.
В проведении физультурно-спортивных мероприятий с классом ведущее место обычно занимают подвижные игры. Они активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме. В занятиях играми необходимо следить за оптимальными нагрузками, не допуская переутомления детей.
Выбор игр прежде всего зависит от поставленной задачи. Определяя ее, необходимо учитывать возрастные особенности детей, их развитие, физическую подготовленность и количество занимающихся, а также место проведения. В небольшом узком зале или коридоре проводятся игры с линейным построением, игры, в которых играющие участвуют поочередно. В большом зале или на площадке можно проводить игры с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр. Во время экскурсий и прогулок за город используются игры на местности. Зимой на площадке проводятся зимние игры с постройками из снега. При проведении игр на воздухе учитывается погода. Если температура воздуха низкая, то игроки должны действовать активно, при этом надо избегать игр, в которых приходится долго стоять и дожидаться своей очереди. В жаркую погоду летом лучше использовать игры, в которых участвующие выполняют игровые задания поочередно.
Желательно сделать предварительный анализ игры. Продумать весь процесс игры и предвидеть, какие моменты ее могут вызвать азарт, нечестное поведение играющих, падение интереса, чтобы заранее продумать, как предотвратить эти нежелательные явления. Хорошо зная детей, предварительно наметить, кому из играющих быть капитаном, первым водящим, какую роль отвести наименее организованным детям, как вовлечь в игру слабых и пассивных игроков.
Важно, чтобы обстановка способствовала правильному процессу игры, развитию творчества, привитию организаторских способностей.
Минобразование России считает, что проведение Дня здоровья в общеобразовательных школах при правильной их организации и нацеленности на развитие личности детей станет важной составной частью общероссийской системы приобщения детей к физической культуре и спорту, а значит, формированию у подрастающего поколения юных россиян здорового образа жизни.
Управление воспитания
и дополнительного образования детей и молодежи
Комментарии