search
main
0

Делать добро – это радость. Два урока в 4-м классе

Тема «Беженцы в России» :: Тема «Толерантность»

Тема «Беженцы в России»

Цели: 1. Развитие креативного мышления, внимания. 2. Познакомить с понятием «беженцы». 3. Воспитание гуманного отношения, чувства альтруизма к людям, нуждающимся в помощи.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас, ребята, необычный урок. На уроке мы вспомним правописание окончаний прилагательных мужского рода и поговорим о беженцах. Эту тему с вами будет обсуждать учитель граждановедения, обществознания.

Учитель: Составьте слова из букв: тьзавис внег лозтьс гбе стрепине одбор.

Дети: зависть, гнев, злость, бег, терпение, добро.

Учитель: Какое слово лишнее? Почему?

Дети: Бег. Слово «бег» показывает движение, остальные слова выражают чувства.

Учитель: На какие группы можно разделить оставшиеся слова?

Дети: Толерантные качества: терпение, добро.

Интолерантные: зависть, гнев, злость.

Учитель: Какое из слов более всего характеризует слово «толерантность»?

Дети: Это слово «терпение».

Знакомство с понятием «беженцы».

Учитель: Запишите слово, которое было лишним. Подберите родственные слова.

Дети: Бег, бежать, пробежка, беженцы.

Учитель: Разберите слово «пробежка» по составу.

Дети: Пробежка

Учитель: Кто такие беженцы?

Дети: Беженцы – это люди, которые бегут из своих городов. Беженцы – это люди, которые бегут от войны и т.д.

Учитель: Прочитайте, как объясняется слово «беженцы» в Толковом словаре Ожегова.

Дети: Беженец – человек, оставивший место своего жительства вследствие какого-нибудь бедствия.

Беседа о беженцах.

Учитель: В наши дни ситуация в мире очень неспокойная: войны в Чечне, Афганистане, в Израиле. Поэтому много людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Эти люди вынуждены бежать из своей страны, таким людям нужна помощь.

Кров для бездомных – это наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Эстонии, Чечни, Дагестана и т.д. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении политики, которая приводит к национальным войнам и розне.

Вы знаете, что причинами войн являются нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть. А также деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы, эксплуатировать зависимых. Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем не повинный человек. Сегодня беда коснулась этих людей. Завтра беда может случиться с нами.

Повторение правописания окончаний прилагательных.

Учитель: Ребята, опишите, каким вы представляете беженца.

Дети: Несчастный, грустный, бездомный, злой, униженный, обездоленный, обиженный.

Учитель: Давайте запишем эти слова.

К какой части речи относятся эти слова?

Выделите окончания, определите род.

Дети: Здесь все слова мужского рода.

Учитель: Как правильно определить написание окончания?

Дети: Нужно поставить вопрос от существительного к прилагательному и по вопросу определить окончание.

Учитель: Почему в слове «злой» окончание -ой, а в остальных словах -ый?

Дети: У прилагательных мужского рода под ударением пишется окончание -ой, а без ударения -ый, -ий.

Запись и разбор предложения.

Учитель: Какие трудности ожидают беженцев?

Дети: Им негде жить. Не хватает пищи. У них нет денег. Равнодушие других людей. Они не могут найти работу и т.д.

Учитель: Запишите предложение (с комментированием).

Многие беженцы не имеют жилья, работы, денег, не знают русского языка.

Учитель: Разберите предложение по членам и частям речи.

Учитель: Найдите однородные члены предложения.

Дети: Однородные сказуемые: не имеют, не знают.

Однородные дополнения: жилья, работы, денег.

Учитель: Назовите грамматическую основу.

Дети: Беженцы не имеют, не знают.

Учитель: Найдите в этих предложениях имя прилагательное, задайте вопрос и выделите окончание.

Дети: Языка (какого?) русского, окончание -ого.

Учитель: Молодцы, ребята! И мы с вами должны проявлять терпение, милосердие, сострадание, оказывать посильную помощь.

Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Как правильно написать окончание прилагательного?

Учитель: Закончить урок я хотела бы словами Заратустры: «Делать добро другим – не обязанность. Это радость, ибо улучшает здоровье и увеличивает счастье».

Тема «Толерантность»

(вводный урок)

Цели: 1. Познакомить детей с понятием «толерантность», его значением. 2. Развивать стремление быть терпимым в обществе. 3. Способствовать развитию устной речи учащихся.

Вступительная беседа.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок – урок толерантности. Значение этого слова я раскрывать не буду, а в течение урока вы сами попробуете выяснить, что же означает слово «толерантность». Сейчас я прочитаю рассказ Л.Сергеева «Над кем лучше смеяться?», а вы подумайте и скажите, о чем этот рассказ.

Чтение рассказа учителем.

Я любил подсмеиваться над своими приятелями. У моих приятелей было много недостатков, и поэтому я смеялся целыми днями. Например, я выходил во двор, а там Юрка учился кататься на своем велосипеде. Глаза вытаращил, ноги – в разные стороны. Как каракатица! Ну как тут не засмеяться! И я начинал хохотать. Или как-то я играл с Вовкой в футбол, а он раз – и попал мячом в свою бабушку. Я смеялся до слез. И так все время. Ну и чудаки были мои приятели! С ними хорошо было умереть со смеха! Каждый раз, когда мне хотелось посмеяться, я выходил во двор, наблюдал за ними и хохотал до коликов в животе. Как-то раз я сказал отцу:

– Юрка дуралей! Я выменял у него цветные карандаши на какой-то ножик!

– Да? – удивился отец. – А я сейчас иду через двор, а твой Юрка говорит какому-то мальчишке про тебя: «Егор осел! Обменял такой ножик на ерундовые карандаши!» Вот так-то!

Я обиделся и хотел уйти, но отец остановил меня:

– Ты любишь смеяться над другими, а когда над тобой смеются – не любишь. Это никуда не годится! Знаешь, над кем смеяться интереснее всего?

– Над кем? – спросил я.

– Над собой! Смотри на себя как бы со стороны и увидишь в себе много смешного.

На другой день вдруг ни с того ни с сего мне захотелось посмеяться. Но я не пошел во двор, а поступил, как мне посоветовал отец. Стал смотреть на себя как бы со стороны. Я даже заглянул в зеркало, но все равно не засмеялся. И вдруг я вспомнил, как прошлым летом на даче сидел и сбивал соседские яблоки, свешивающиеся в наш сад. А для вида меж кустов постелил одеяло, как будто приготовился загорать. «Хорошо, – думал я. – Сижу себе в кустах. Все думают, я загораю. А я сейчас набью полную рубашку яблок и удеру». Так и сидел, сбивал и думал, как здорово одурачил соседей. И вдруг увидел по ту сторону изгороди мальчишку. Он смотрел на меня и усмехался. А сам просунул руку между реек забора и рвал нашу малину. Мальчишка подмигнул мне и сказал:

– Зря сбиваешь! Они еще незрелые! А вот малина как раз поспела! – сказал и опрокинул в рот целую горсть. У меня даже слюни потекли.

Я вспомнил свой жалкий вид в рубахе, полной кислых, незрелых яблок, и мне стало ужасно смешно. Потом я вспомнил, как выбрасывал яблоки, и как мальчишка хихикал, и как, скатывая одеяло, услышал над собой голос соседки:

– Кто же загорает в рубашке?

Чем больше я вспоминал, тем сильнее смеялся. Я смеялся так, что с кухни прибежала бабушка.

– В чем дело? – закричала она. – Кто тебя так рассмешил? Над чем ты смеешься?

– Над собой, – еле выдавил я и засмеялся громче.

Беседа по рассказу

Учитель: О чем этот рассказ?

Ученики: О том, что мальчик любил смеяться над всеми, над недостатками людей.

Учитель: Можно ли смеяться над недостатками других людей? Почему?

Ученики: Нельзя смеяться, так как для кого-то эти недостатки – беда, горе; человек и так чувствует себя неуютно, а над ним еще и надсмеиваются. Ведь есть недостатки, которые нельзя исправить (человек в очках, слишком полный или худой и т.д.).

Учитель: Какими чертами характера обладал мальчик?

Ученики: Злой, себялюбивый, невоспитанный, умеющий прислушаться к совету отца, не прощающий чужих недостатков.

Учитель: Какой совет дал мальчику отец?

Ученики: Отец сказал, что лучше смеяться над собой.

Учитель: Воспользовался ли мальчик этим советом?

Ученики: Да, он увидел, что и в самом себе можно найти недостатки.

Учитель: Какой черты характера не хватало мальчику?

Ученики: Терпимости.

Выяснение смысла слова «толерантность»

Учитель: А теперь давайте попробуем объяснить, что же такое толерантность.

Высказывания детей.

Учитель: В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе, в отношениях между детьми. Все вы знаете, что мы должны жить дружно, но очень часто нарушаем основные правила поведения; видя недостатки других, мы начинаем смеяться, придумывать обидные клички, т.е. поступаем интолерантно. А толерантность – это умение понять, признать, принять.

Работа в словарях.

Толерантность – сложное, противоречивое явление, способность терпеть что-то (т.е. быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с…).

Беседа о толерантности

Учитель: В школе, как и везде, есть высокие и низкие, толстые и худые, есть дети, которые ходят в очках, заикаются. И мы часто смеемся над ними, стараемся их обидеть. А быть толерантным – значит уважать других, невзирая на различия, быть внимательным, терпимым. Но всегда ли можно и нужно терпеть?

Ученики: Нет. Нельзя терпеть, если ты видишь, что кого-то обижают, обзывают, бьют. Нельзя терпеть ложь, обман.

Учитель: Молодцы, ребята. Правильно. А теперь давайте проверим, толерантны ли вы. Выберите тот ответ на вопрос, который подходит вам.

Тест

1. Саша плохо одет…

А) это не важно,

Б) ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет…

А) ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать,

Б) ты помогаешь ей перейти дорогу…

3. На твоих глазах на кого-то нападают…

А) ты пытаешься защитить его,

Б) ты проходишь мимо.

4. Ты недоволен собой…

А) ты говоришь, что людей без недостатков не бывает,

Б) ты сваливаешь вину на других.

5. Тебе хочется идти гулять, а тебя не пускают…

А) ты закатываешь истерику,

Б) ты остаешься дома и помогаешь родителям.

Подведение итогов (каждый ребенок делает вывод про себя и для себя).

Что нового вы узнали на этом уроке?

Что такое толерантность?

Для чего нам нужна толерантная культура?

Лариса ТИТОВА, учитель русского языка и литературы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте