Сколько ни говорилось о том, что у школы и родителей цель одна – обучить, развить, воспитать образованного, нравственного, активного гражданина общества, увы, согласие и понимание не всегда сопровождают эту задачу. К сожалению, письма о конфликтных ситуациях в школе в нашей почте не редкость. В газету обращаются как родители, обвиняющие учителя в предвзятом отношении к сыну или дочери, так и сами педагоги с просьбой защитить от неправомерных требований отца или матери ученика.
Об этом невольно думалось во время дебатов, споров, практикумов на II Общенациональном родительском форуме. Проходил он в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ – инициатор этого важного действа).
Замечу, впрочем, что приятно было с порога окунуться в творческую, доброжелательную атмосферу в старинном здании университета (история его началась с Московских высших женских курсов в 1872 году). Забегая вперед, скажу, что в своем выступлении ректор МПГУ доктор исторических наук, профессор Алексей Владимирович Лубков особо подчеркнул верность коллектива традициям и сделал особый упор на актуальную ныне задачу развития культурно-образовательного потенциала семьи. Естественно, роль педагога в этом процессе велика.
Все происходящее в рамках форума, по замыслу организаторов, должно было способствовать укреплению союза семьи и школы, чтобы учителя и родители могли вести конструктивный диалог, защищая интересы ребенка. Именно эту задачу сенатор Лилия Гумерова озвучила в числе главных на пленарном заседании. Лилия Салаватовна заверила: тема детства, семьи, воспитания подрастающего поколения и ответственного родительства была, есть и будет приоритетной для верхней палаты российского парламента. Важна консолидация усилий государственных и общественных инициатив. Первый заместитель председателя Комитета по науке и культуре СФ сделала упор на обеспечение безопасности детей в школе, в обществе, в семье. Необходимо продолжать работу по профилактике детских суицидов, возрождению института школьных психологов, просвещению родительского сообщества.
Надо отметить, что благодаря онлайн-трансляции пленарного заседания, работы части секций заочными участниками форума стали представители более полусотни российских регионов, шести государств СНГ и дальнего зарубежья. Это способствовало оживленным и весьма продуктивным дискуссиям, которыми был насыщен форум все три дня. Значение их трудно переоценить. Как верно заметила заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина, появление этой профессиональной дискуссионной площадки – важный шаг на пути совместного решения важнейших вопросов воспитания детей.
Из всего многообразия тем, поднятых на форуме, можно выделить главную, которая так или иначе возникала на всех семинарах в дискуссионных спорах, на мастер-классах, – это просвещение родителей. Татьяна Юрьевна сделала упор на то, что сегодня в регионах созданы и действуют 52 специализированных консультационных центра, где сотрудники готовы отвечать на вопросы, интересующие родителей. Насколько будет востребована работа центров, покажет время.
Глава Рособрнадзора Сергей Сергеевич Кравцов отметил необходимость поиска точек соприкосновения между родительским сообществом и школой по вопросу ответственности за формирование личности в процессе обучения.
– ЕГЭ, итоговая аттестация, проверочные работы – это вызывает вопросы и конфликты со стороны родителей, которые хотят, чтобы их дети получили 100 баллов, – заметил Сергей Сергеевич.
Отвечая на вопрос о возможности использования учениками мобильных телефонов, глава Рособрнадзора рассказал о рекомендациях, как нужно и можно использовать мобильные телефоны, для того чтобы не нарушался учебный процесс, чтобы не отвлекались ученики, учителя, чтобы повышалось качество образования.
Не была обойдена вниманием на форуме и такая проблема, как повальный уход подростков в Интернет. Подсчитано, в среднем школьник проводит в Интернете около 6 часов в день. Как с этим бороться? На заседании секции «Риски интернет-коммуникации детей и молодежи» можно было получить ответ на этот вопрос. Способов предлагалось немало – от установки на компьютер специальных программных фильтров или системы родительского контроля до самого простого: выход в Интернет только под контролем родителей.
Чему в первую очередь надо учить родителей? Ответственный секретарь родительской ассоциации Алексей Гусев считает, что стоит обратить внимание на тот значительный опыт по взаимодействию с семьями, который накоплен в регионах, и привел в пример Пермский край, где недавно прошел традиционный Большой семейный совет. 12 лет работы Академии родительского образования под девизом «Родительству стоит учиться, родительству стоит учить» – это реальные дела и помощь семьям в обретении счастья. Доктор медицинских наук Наталья Красавина убеждена, у 90 процентов детей дошкольного и младшего школьного возраста основная причина соматических заболеваний в том, что ребенок не чувствует себя любимым. Взрослые зачастую живут своими чувствами, а вот каково ребенку с ними, о чем он думает и от чего страдает, их зачастую не интересует. Слушать и чувствовать своего ребенка, понимать его – этому можно и нужно учиться. Простую истину не устает повторять на своих семинарах, мастер-классах Елена Бачева, учредитель и ректор Академии родительского образования, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края.
Главный дефицит нашей жизни – любовь, считает Елена Владимировна. Ворчливые и несносные люди – это недолюбленные в детстве мальчики и девочки и страдающие нелюбовью мужчины и женщины.
Надо отметить, что слово «любовь» стало ключевым и определяющим успех каждого дела в решении проблем образования как взрослых, так и детей. На семинарах даже с такими строго научными названиями, как «Информационно-методическое сопровождение родительского просвещения и семейного воспитания: состояние, проблемы, перспективы» или «Формирование государственной политики в современном обществе», о том, что все движется любовью, вспоминали не раз. А уж представители такого актуального объединения, как Союз отцов, вызвали шквал эмоций заявленной темой «Нет чужих детей, есть окружение моего ребенка». Очень точно заметил один из выступавших: «Часто слышим, что дети – наше будущее. А ведь вернее сказать: «Мы будущее наших детей». Какими мы их вырастим, таким будет будущее и у них, и у нас, родителей, и у России в целом».
Естественно, не была обойдена на форуме и тема семейного образования. Как заметила Татьяна Синюгина, впервые в нацпроекте «Образование» появился федеральный проект «Поддержка семей, воспитывающих детей». Сеть мобильных консультационных пунктов будет вместе с другими вопросами помогать родителям выстраивать те образовательные маршруты, которые приведут к успеху ребенка и семью.
Комментарии