Работаю учителем уже 5 лет, сталкивался с разными ситуациями и событиями, и вот, когда я дощел до финала конкурса «Педагог года Москвы-2014», мне посчастливилось на стажировке в Австрии познакомиться с австрийской системой образования вживую.
Сразу стало понятно, что их система образования сильно отличается от привычной нам. Другая парадигма, а значит, и другая ответственность учеников, другая ответственность учителей, другой подход к обучению и оценке результатов этого обучения. В качестве примера можно привести игнорирование техники безопасности на уроках. В спортзале нет матов под шведской стенкой, в кабинете физики на стенах столько всего висит, что любой пожарный схватился бы за сердце, в детском саду не привинчена мебель. Ты попадаешь в другой мир, который по всем законам должен был давно рухнуть, но он почему-то держится. Более того, еще и показывает весьма неплохие результаты.Только эти мысли заставляют внимательнее присмотреться к чуждым нам порядкам и не отторгать их сразу. В средней школе урока изучения нового материала в нашем понимании я не увидел. Дисциплины нет, дети в автономном режиме: легкий налет анархии витает в воздухе. Но задание есть, наигравшись, дети пытаются его сделать, а для этого формируют команду, начинают спрашивать у учителя, оказавшись в затруднительном положении. Рефлексии в конце урока тоже нет, так как задание шире рамок урока, говорить об итогах рано. Урок обобщения пройденного материала куда знакомее нам, но и тут вольная атмосфера кажется несколько пугающей. Возникает вопрос: почему? Почему дети 10-12 лет, имея возможность ничего не делать, добровольно отказываются от развлечений и все-таки работают? Что ими движет? Почему они не падают со шведской стенки, почему по мраморным полам в коридоре они идут спокойно, а наши по линолеуму несутся как угорелые? Отчего в каждой школе большой выбор не очень полезной пищи, но дети ею не злоупотребляют, нет зарядки перед уроком, а дети все равно активны?Чуть позже, на лекциях, я с удивлением понял, что при обязательном образовании выбор будущей профессии и стиля жизни дети вынуждены делать уже в 10 лет. Сойти с этого пути потом будет им очень непросто. Значит, и специфика предметов, и навыки, умения, которые они получают на уроках, – все это уже с 10 лет имеет определенную направленность. Кто и как делает этот выбор за ребенка? Родители, психологи, учителя. Этот факт оказалось принять несколько труднее.Еще удивительнее стало от того, что в образовательной деятельности активно участвует бизнес. Причем не только в профессиональном образовании: мы побывали в самом крупном в Австрии колледже города Граца, куда компания «Мерседес» поставила станки, а компания «Сименс» – электротехнику, и все для того, чтобы будущие работники были лучше подготовлены. Это присутствует в средней школе, где бизнес, выдвигая инициативы, обсуждает образовательные программы и нововведения. Значит, ответственность за будущего гражданина лежит не только на учителе, но и на каждом взрослом австрийце.Родители несут никак не меньший груз ответственности за образование ребенка. Образование бесплатное, но обязательное. Сколько раз я слышал такую формулировку в нашей системе «обязательное образование», но только в Австрии я понял, что это значит. Ребенок не может прогулять школу по записке, иначе родителя оштрафуют, причем на кругленькую сумму. Не помогло вразумить родителя? Тогда есть меры воздействия и строже. Такими мерами в самом обществе принимается норма, что каждый должен учиться.Наши дети тоже знают, что обязаны учиться, и стараются по мере своих сил. Но если сравнить, сколько наши дети думают над школьным заданием дома и австрийские, то станет понятно, почему заграничный учитель не переживает, если ребенок,что-то не усвоил на уроке. Дисциплинированная организованность своего личного времени – вот то, что выделяет школьника австрийской системы образования. Чудес не бывает, дети всегда дети, а потому я долго не мог найти ответа на вопрос о природе сознательности у заграничных школьников. Его я получил, посетив начальную школу в школе-кампусе. Ребенок там проводит время обычно до 18.00. Из этих часов в своем классе он обязан проводить около 4 часов, все остальное время он предоставлен сам себе и сам делает выбор: идти ли ему на какую-нибудь секцию, погулять или просто поваляться. Но также он знает, что должен выполнить задания за это свое свободное время, сделать собственный выбор о своем времяпрепровождении и принять последствия за это решение. Самое страшное наказание – лишение ребенка права выбора. Во время этого наказания учитель решает, куда пойдет ребенок и на какое время. Оказывается, свобода начинается с самоограничения и ответственности.Главная задача этой ступени образования – научить ребенка самого распоряжаться своим временем. Если теперь проанализировать все происходящее с начальной до высшей ступени образования Австрии, получается, что они учат одному: принимать решения самому, нести ответственность за них. Каждый ребенок получает свою незримую педагогическую траекторию, со своей интенсивностью, которую выбирает сам, и собственную цель. На этом пути учитель лишь помогает ему идти, но никогда не заставляет и не несет его к ней сам.Не берусь судить о достоинствах и недостатках этой системы. Она появилась задолго до меня и вряд ли изменится сильно, когда меня не станет. Она действует и приносит результат. Она иная, но не лучше или хуже. Важно другое. Самый главный плюс для меня в этой стажировке был в том, что я стал куда больше думать и понимать о нашей системе образования. Посмотрев на другую, я стал внимательнее и четче понимать структуру своей. Те цели, которые между строк стоят перед нашими учителями, те механизмы, которые крутят наше колесо образования, давая, между прочим, тоже не самый плохой результат. Главное, стало более понятно, куда гоголевская тройка мчится, где сбои и где ей надо поднажать. Только взглянув на других, я начал понимать себя, и это главное мое личное достижение в этой стажировке.Андрей БЕЛЫШЕВ, учитель физики школы №1492
Комментарии