В последнюю неделю сентября в РГБМ прошли мероприятия в рамках проекта «Открывая мир тишины», приуроченные к Международному дню жестовых языков. Подобные мероприятия и акции традиционно проходят во время Всемирной недели глухих. Их цель – напомнить о роли жестовых языков в жизни людей с инвалидностью по слуху и показать, насколько безграничен мир в своем культурном и языковом многообразии.
В рамках двухдневной программы «Открывая мир тишины» посетители, среди которых были студенты МГЛУ – будущие сурдопереводчики, многое узнали о жестовых языках и их строении. Филологи и педагоги отвечали на вопросы о том, какова роль жестового языка в современной культуре общения глухих и слабослышащих людей, существуют ли жестовые диалекты, сленг и искусство.
Сотрудники Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» провели серию мастер-классов. Их участники ощутили себя «людьми из мира тишины», познакомились с альтернативными способами коммуникации (язык жестов, эмодзи, иконки), с дактильной азбукой, научились дактилировать свое имя. А также узнали ряд любопытных фактов. Например, о том, что в каждой стране существует свой жестовый язык, однако людям с нарушением слуха из разных стран проще понять друг друга, так как некоторые жесты схожи. И что в большой семье жестовых языков есть даже свой «эсперанто» под названием «джестуно».
Ведущая мастер-класса «Внимание, жест!», координатор проектов отдела по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива» Мария Назукина рассказала участникам о нескольких подходах к пониманию инвалидности и этике общения, а также на примерах объяснила, как избежать ошибочных и обидных выражений в адрес людей с инвалидностью. Увидев перед собой карточку со словами, участники должны были ответить на вопрос: корректно ли обращение или его стоит по какой-то причине избегать. По очереди раскладывая карточки по двум разным стопкам, они определили, что «инвалид», «паралитик» или «умственно отсталый» звучит невежливо и неэтично, а человек с инвалидностью – вполне допустимо, поскольку на первом месте всегда – слово «человек».
Олигофренопедагог и переводчик русского жестового языка Софья Сорокина провела для желающих мастер-класс по жестовому пению – уникальному способу исполнения, при котором смысл текста песни передается с помощью движений пальцев рук, тела и мимики. Участники впервые увидели редкие видеозаписи самой Софьи, неслышащих актеров театров «Недослов» и Мимики и жеста. Оказалось, что руками можно «спеть» не только эстраду, но и фольклор и рок, вплести в узор песни элементы танца. Они также познакомились с основами жестового пения, разучили «слова» и с их помощью исполнили песню Ёлки «Я не брошу на полпути».
– Если у вас нет ни слуха, ни голоса, вы можете выучить жестовый язык и петь на нем, – сказала Софья Сорокина. – Я сама петь голосом не умею, зато наслаждаюсь пением руками, оно так же красиво, как пантомима или танец. Мы живем в таком мире, где важно принять и понять друг друга, стремиться к культурному взаимообмену. Мне бы хотелось, чтобы основы жестового языка преподавались в школах, так же как любой иностранный язык, чтобы мы учились понимать не только иностранцев, но и многих наших сограждан.
В библиотеке более шести лет работает лаборатория инклюзивных социальных практик, где создаются долгосрочные программы, в их числе и «Открывая мир тишины». Еще одна программа – это клуб любителей русского языка для глухих и слабослышащих, который ведет педагог-филолог Людмила Жадан. На занятиях изучаются правила звучащего русского языка с помощью жестового, ведь грамотность у людей с нарушением слуха нередко страдает. Для детей есть занятия по сказкотерапии на жестовом языке.
– Язык и общение – главная ценность для человека, которая делает мир ярким, разнообразным и многогранным, – отметила заведующая лаборатории Юлия Наумова. – Интерес к жестовым языкам возрождается, ведь у них особенная роль – сделать познание и развитие для глухих и слабослышащих людей более понятным и естественным, а жизнь – по-настоящему безграничной. Они остаются главным инструментом в обучении, развитии и профессиональном самоопределении многих молодых людей с нарушениями слуха.
Комментарии