Придя в школу после работы в вузе, я знала по семейному опыту простую истину: имея дело с детьми, нужно всегда быть готовой к неожиданностям. Конечно, представить себе все ситуации невозможно, но основной принцип был знаком с детства благодаря тому, что я росла в очень большой семье, среди педагогов. Позднее к этому добавился собственный материнский опыт. Что-то случилось – нужно действовать, переживать можем потом.
Самый ценный совет мне в первые дни сентября дала молоденькая учительница, еще не имевшая своей семьи: «Ничего из того, что делают родители школьников, вас не должно удивлять». Это откровение невероятно помогло, учитывая, что ранее я не имела дела с родителями студентов. Прочитал лекции, провел семинары, консультации, принял экзамены…Руководство курсовыми и дипломными работами, заседания кафедры, конференции, статьи, командировки… А тут вторые классы. Ну и все остальные, до одиннадцатого, выпускного.
Еще один постулат я выработала самостоятельно: учителя тоже люди. Пожалуй, первое отличие от других взрослых, знакомое по своим школьным годам чудесным и сразу всплывшее на поверхность, испокон века является темой обсуждений. Учитель – царь и бог или не всегда и не во всем? Любому новичку, пришедшему работать в школу, независимо от предыдущего опыта и возраста я бы посоветовала поначалу молчать и впитывать впечатления. И, наверное, ничему не удивляться.
Давайте для начала посмотрим на неожиданности, связанные с детьми, и попробуем представить себе, что можно сделать в любой ситуации. Оговорюсь: человеку свойственно ошибаться. Я не берусь судить, были ли мои реакции всегда правильными, но они спасали положение не один раз. Случаев не перечесть, выбираю наиболее яркие.
Вечер, последний урок второй смены, вторые классы. Вдруг тихо отворяется дверь кабинета и входит огромная собака. Дети замирают. У меня в голове всплывает все, что читала. Герой сериалов овчарка Рекс очень дружелюбен, стоит ему где-то появиться, все присутствующие рады и готовы его погладить, что, кстати, весьма странно. Он же не должен подпускать к себе никого чужого. Встаю, выпрямляюсь, смотрю в глаза зверю. Страх показывать нельзя, кричать тоже. Делаю медленные шаги, буквально физически напирая на незваного гостя. Отступает, пятится назад. Достигаю цели, быстро закрываю дверь и запираю на замок. Упасть на стул нельзя, так как ученики взрываются вопросами. Выяснять, каким образом собака попала к нам на четвертый этаж, будем потом. Сейчас главное – успокоить детей. План урока мысленно сдвигаем на следующий день.
Утро, одиннадцатый класс, богатая девочка гуляет перед уроком по кабинету, громко спрашивает, не разменяет ли кто-то тысячу рублей, а то у папы не было мелких бумажек. Осведомляется у меня, я спокойно отвечаю, что зарплата завтра, сегодня денег нет. Звонок, начинаем занятие, отличница тянет руку, выходит к доске… и падает в обморок. Отправляю двух мальчиков за медсестрой. Почему двух? У всех шок, вдвоем легче. Поднимаем, кладем на парту, осторожно похлопываю по щекам, проверяю пульс. Как только появляется медсестра, звоню родителям на работу. Все контактные номера есть в школьном журнале. Скорая приезжает быстрее, надевают ей кислородную маску, меряют давление. Подростки тихо сидят на местах. Влетают бледные родители, все уходят. Пауза – и вопросы. Спокойно отвечаю, объясняю, что нужно делать в таких случаях, где почитать. На уроках ОБЖ они что-то проходили, но, столкнувшись с реальностью, растерялись. Решаем, что следующий урок посвятим этой теме. Когда все выходят, сую себе под язык валидол. Кстати, какие-то простые лекарства у меня всегда с собой. Впереди еще шесть уроков, их никто не отменял. На следующей перемене ко мне вбегает та самая богатая девочка, ставит передо мной чай и тарелку с булочкой из столовой, исчезает. Следующие уроки начинаются с вопросов детей, на переменах заходят коллеги. Новости распространяются мгновенно, похоже, вся школа в курсе. Обморок? Прямо на уроке?
Один пятиклассник сильно отличается от остальных детей. Во-первых, он на голову выше всех, вровень со мной. Известно, что такие ребята часто, но не всегда, бывают агрессивны по отношению к другим. Во-вторых, что-то в его лице меня сразу настораживает, и, хотя он не в моей группе, я внимательно слежу за его поведением, когда приходится заменять заболевших учителей. Классная руководительница уверяет, что у него есть «небольшие отклонения», но в целом вполне адекватен и к тому же хорошо учится. Возможно. Слежу. Убираем с учениками класс, поливаем цветы, расставляем горшки по местам. Вдруг кто-то ахнул. Поворачиваюсь. Он стоит за спиной, подняв горшок над моей головой, улыбается. Смотрю в глаза, тихо говорю: «Поставь вот сюда, пожалуйста». Пауза. Ставит. После того разговариваю с классной руководительницей, с завучем, разводят руками: вопрос могут решить только родители. Увы, история имеет печальное продолжение. Один раз, идя на перемене по коридору, я услышала детские крики, заглянула. Увидела, что он пинает лежащего на полу одноклассника. Дети уверяли, что я прыгнула от двери на все 5-6 метров, оттащила его. Он убежал. Я вызвала скорую помощь, а они позвонили в детскую комнату полиции. У ребенка оказался сломан нос, медики сказали: «Еще один удар мог стать смертельным». Мне потом долго снились кошмары. Кончилось все тем, что мальчик напал еще на одного ребенка, и родители его быстро забрали из школы. Мне кажется, тут должен быть какой-то закон, инструкция для учителей. Подозреваю, что в педвузе этому не учат.
Подчеркну: абсолютное большинство занятий проходит в штатном режиме. Но очень важно уметь быстро реагировать на любую нештатную ситуацию. Среди неожиданностей есть регулярно повторяющиеся, ожидаемые, попросту обычные случаи. Если ученики вам доверяют, они могут приносить свои проблемы, заботы, беспокойство на урок и вываливать все подряд. Охотно делятся радостями, громко сообщают, у кого сегодня день рождения. Одновременно у кого-то горе, не стало близкого человека. У кого-то не ладятся отношения с родителями или с братьями-сестрами, кого-то волнует положение дел в мире. Кто-то жалуется на все начиная с погоды, кто-то хвастается, кто-то спрашивает совета. Обязательно есть девочка, которая громко, напоказ, а может, и всерьез зарыдает: «Ой не ставьте мне тройку, меня мама убьет!» Я не знаю, правда ли, но лучше быть осторожной. В таких редких случаях оценку в журнал я не ставила, но объясняла, каким образом ее исправить и в какие сроки. А на родительском собрании внимательно присматривалась к той самой маме. Помню, когда моя дочка пошла в первый класс, она вернулась домой крайне взволнованная: «Мама, оказывается, многие родители детей пороют!» Слова «пороть» она не знала… Я объяснила, что школа и порка никак не связаны между собой. Суть в том, что дети всегда переживают происходящее. Если учитель кричит на одного ученика, страдает весь класс. Если кто-то приходит в начальную школу и рассказывает, как его бьют дома, пугаются все.
Бывают ли у нас дни, когда мы не сталкиваемся с нештатными ситуациями? Может быть. Главное для меня – умение держать лицо, успокаивать детей. А потом пытаться принять меры.
Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск
Комментарии