“Русским экстримом” для многих стал год перехода страны на рыночные отношения, и именно тогда Петербургский радиоаппаратостроительный техникум принял решение: изменить подход к подготовке специалистов. И техникум из учреждения, готовящего специалистов для радиоэлектронной промышленности, превратился в Технический колледж управления и коммерции.
А начали мы с того, что открыли специальности “экономика и бухгалтерский учет”, “менеджмент”, – рассказывает зам. директора по учебной работе Марк Шифрин. – Прежде всего потому, что в начале 90-х годов все изменилось. Каждый хозяйствующий субъект сделался самостоятельным, и главным показателем в его деятельности стала выживаемость фирмы, подтвержденная получением прибыли.
– В общем, бросили в воду – выплывай как хочешь.
– А иначе нельзя. Рынок ставит всех в равные условия. Однако на старте лучше быть хорошо подготовленным.
Мы постоянно ориентируемся на рынок труда с точки зрения потребности в новых специалистах. Недавно открыли еще одну специальность “государственное муниципальное управление”. Сейчас все большая самостоятельность предоставляется органам регионального, местного управления. Нужны специалисты.
Но умению управлять работой других надо сначала научиться.
Кроме того, у нас к понятию “специальность” добавляется отраслевая расшифровка. К примеру, мы готовим не просто менеджеров, а менеджеров в области гостиничного сервиса. Они изучают всю технологию туристической отрасли, а к ней необходимо приложение знаний, умений, навыков управленческой деятельности.
Управление – это не только наука, но и искусство. Достигнет успеха тот, у кого есть к этому способности. Мы создали специальную психологическую службу, которая помогает “на входе” ориентировать ребят на дальнейшее обучение. Чтобы тот, у кого аналитический склад ума либо, напротив, образное мышление, сделал правильный выбор.
– Вы сказали, что постоянно держите на прицеле рынок труда…
– Для этого у нас существует отдел маркетинга, взаимодействующий с отделом производственной практики. Первый занимается изучением спроса, потребностей, уровнем конкуренции в области образовательных услуг. Второй ищет и находит базы для прохождения практики с дальнейшим трудоустройством. Юридически ни одно учебное заведение сейчас за трудоустройство выпускников не отвечает, а морально – да.
Учеба в колледже идет параллельно с практикой. На первых курсах – в стенах колледжа: в мастерских и компьютерных залах. Старшие курсы отправляются на различные предприятия, в организации, фирмы. Мы заключаем с ними специальные договора. Практика дает бесценный опыт.
– А как работодатели относятся к практикантам?
– Все зависит от подхода предприятия к кадровой политике. К сожалению, иногда руководители не хотят нести лишние издержки, возиться с молодежью. Другие, наоборот, на нее ориентируются. Но суть в следующем: мы социальные партнеры на рынке труда. В этом году будем собирать представителей фирм, с которыми сотрудничаем, и обсуждать данную тему. К тому же часть практико-ориентированных занятий можно проводить на самих фирмах. Работодатель должен понимать: чем ближе студент познакомится с тонкостями специальности, тем меньше времени у выпускника уйдет на профессиональную адаптацию, а следовательно, меньше будет затрат.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Санкт-Петербург
Комментарии