С основными правами и свободами человека девятиклассники знакомятся по учебному пособию “Граждановедение” Я. Соколова, а в дальнейшем расширяют и углубляют свои знания по курсу для старших классов средней школы, используя материал и планы уроков “Мы, народ… Российская Конституция” под редакцией Л. Волошиной, П. Положевца. Но жизнь и сами подростки подбрасывают такие вопросы и в таком ракурсе, что приходится постоянно искать дополнительные источники для того, чтобы быть готовой к ответу.
Цель урока. Закрепление теоретического материала на конкретных примерах реальной жизни.
Задачи урока. Выслушать мнения учащихся о политической жизни в нашей стране. Прокомментировать их позицию в отношении сложившейся обстановки. Проинформировать о чрезвычайном съезде правозащитников и его итогах. Раскрыть понятие “свобода”. Обратить внимание на значение свободы слова в жизни отдельного человека и общества. Продвинуть сознание подростков в необходимости существования гражданского общества в нашей стране. Познакомить с ценностной ориентацией в жизни.
Началось третье тысячелетие. Каждому человеку не только присуще желание заглянуть в будущее, но еще и любопытно увидеть ростки его. Поэтому так внимательно отыскиваем мы разного рода новизну в окружающей нас обстановке. Шаги, предпринимаемые президентом по реформированию государственных структур, обеспокоили демократически настроенную общественность. Действующая Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, не является для власти основным законом. Представители власти, видимо, не знают о неотъемлемых правах человека. Общество поражено политической ленью.
В таких условиях правозащитное движение созвало в конце января нового тысячелетия чрезвычайный съезд. Правозащитники не собирались 10 лет. В своих выступлениях они обратили внимание граждан на проявляющиеся симптомы тоталитарного бюрократизма. В центре внимания работы съезда были неотъемлемые права человека. Сегодняшняя власть, новый политический режим, по их мнению, несут угрозу обществу. Они высказались о необходимости принятия закона о гражданском контроле за спецслужбами. Правозащитники договорились о постоянной работе, систематически докладывать обществу о том, что делается, какова угроза демократическому направлению реформ.
Понятие “свобода”
Состоявшийся на уроке граждановедения разговор был полезен и ученикам, и мне как учителю. Подростки имели возможность проявить свою гражданскую позицию, высказать мнение о событиях политической жизни в стране, раскрыть на конкретных примерах из реальной жизни теоретические понятия, такие, как неотъемлемые права человека, ветви власти, их функции, признаки открытого демократического общества. Ученики анализировали политическое состояние нашего общества. Можно ли считать, что сегодня в нашей стране налицо демократические реформы? Учащиеся утвердительно отвечают на этот вопрос. Подтверждением является хотя бы то, что такой съезд правозащитников состоялся. А также то, что информация о нем и выступление его участников остались без последствий. В лице правозащитников мы имеем оппозиционеров, которые используют свободу слова. Но поскольку правозащитники – это не партия, это только единомышленники, нельзя их пока рассматривать как организованную политическую оппозицию. Их заявления перейти к постоянной работе по информированию общества о том, что делается в части демократических реформ, и заняться практическими действиями по осуществлению этих реформ говорят о серьезных намерениях по укреплению избранного пути. Такая работа в этом направлении будет способствовать формированию правового сознания граждан и воспитанию правовой культуры. Позиции самих правозащитников и их активные выступления можно оценивать как образцы, которым должен следовать каждый гражданин в демократическом обществе. На их примере мы можем научиться видеть угрозу своим правам и свободам и защищать их с помощью правоохранительной системы. Но эта система в нашей стране тоже еще не функционирует должным образом.
В соответствующих государственных структурах идут разговоры о предстоящей судебно-правовой реформе. В демократическом обществе судьи и прокуроры независимы. “Существует ли такая независимость сейчас в нашей стране?” – обращаюсь я к ученикам. Нет, считают подростки. Средства массовой информации считаются в демократических странах четвертой ветвью власти. Как и остальные три – законодательная, исполнительная и судебная, – она должна быть независима. Пока такую независимость демонстрируют только правозащитники. С их помощью мы учимся двигаться в правовом пространстве. От наших собственных усилий будет зависеть, как скоро мы начнем защищать свои права самостоятельно и свободно. Но прежде мы должны осознать, нужна ли нам такая свобода. Перейдем к понятию “свобода”. Мы уже рассматривали тему “Права и свободы граждан”. Но акцентировали внимание больше на правах. Правда, мы обсуждали в связи с двухтысячелетием христианства свободу совести. Рассмотрим понятие “свобода”. Для этого обратимся к философской энциклопедии и найдем в ней слово “свобода”.
Свобода – возможность поступать так, как хочется. Свобода – это свобода воли. Воля по своей сущности всегда свободная воля. Будучи не ограниченной по своей сущности, свобода должна предполагать этику, чтобы сделать людей неограниченно ответственными за все то, что они делают и позволяют делать другим.
Мы с вами уже встречались со словом “воля”. Это было на первых шагах знакомства с граждановедением. Тогда мы говорили о том, что поступками человека управляют УМ, ВОЛЯ и ХАРАКТЕР. Вспомним, что мы говорили о воле. Правильно, мы рассматривали это понятие в сочетании волевой человек. Кто же такой волевой человек? Действительно, это человек, который имеет волю, т.е. он умеет владеть собой, может заставить себя сделать то, что не очень хочется делать именно сейчас. Воля помогает преодолевать трудности и препятствия на пути к цели. Прошу назвать волевые качества человека. Их много, это целеустремленность, решительность, смелость, настойчивость, выдержка, мужество, инициативность, самообладание, самостоятельность, дисциплинированность. Почему они считаются волевыми? Без сомнения, для проявления каждого из них требуется преодолеть себя, сильный контроль со стороны сознания.
Воля – в противоположность влечению представляет собой духовный акт. Благодаря воле как духовному акту человек представляет собой единственное существо, которое может добровольно действовать наперекор своим интересам и обеспечивает выбор мотива поведения среди многих, руководствуясь понятием ценности.
В человеке встречаются влечение и дух. Они являются составляющими первосущего, т.е. основы основ человека. Человеку свойственно поддаваться влечениям. Удовлетворение влечения характеризуется сильным чувством радости, неудовлетворение – чувством досады. С другой стороны, умение господствовать над своими влечениями является существенной характеристикой уровня духовной культуры индивида или народа. Первоначально в человеке дух бессилен. Целью жизни человека и концом его бытия является оживление духа и его усиление. Вот почему высоко оценивается духовная культура личности – это личная заслуга индивида, требующая от него значительных усилий воли.
Личный дух
Личный дух становится самим собой благодаря врастанию индивида в область объективного духа, в духовную сферу, в культуру. Это врастание есть становление человеком, поскольку под человеком понимается живое существо, отличающееся своей духовностью. В свою очередь, духовность означает свободное существование и внутреннюю способность смотреть на события и вещи как бы со стороны, в противоположность другим живым существам, над которыми господствуют непосредственные влечения.
Личный дух живет благодаря своим связям с духовной общностью. У “бездуховных” людей недостает такой связи.
Объективный дух
Носителем объективного духа является народ, группа народов. Одной из форм проявления объективного духа является язык, затем следуют производство и техника, господствующие нравы, ценности, мораль, действующее право, традиционная форма воспитания и образования, господствующий тип взглядов и настроений, место и состояние познания и науки, распространенные мировоззрения в любой форме (религия, миф, философия).
В наиболее чистом и ясном виде объективный дух проявляется там, где его содержание наименее наглядно: в нормах мышления, в понятии и суждении, следовательно, в сфере логического.
История развития свободы
Понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, каузальности, судьбы).
В древней философии – у Сократа и Платона – речь идет прежде всего о свободе и судьбе; затем – у Аристотеля – о свободе от политического деспотизма, а у Эпикура и стоиков – о бедствиях человеческого существования. В средние века подразумевалась свобода от греха. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности.
Во времена Просвещения возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и философов естественного права (Гоббс, “Билль о правах” в Англии 1689 г.).
В немецкой религии и философии, включая Канта, Гете и Шиллера, а также немецких идеалистов до Шопенгауэра и Ницше, ставится вопрос о свободе как вопрос о постулате нравственно-творческого соответствия сущности и ее развития.
Марксизм считает свободу фикцией: человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды. При этом основную роль в его среде играют экономические отношения и классовая борьба.
Согласно экзистенциализму Хайдеггера, основным состоянием бытия является страх перед возможностью небытия, страх, который освобождает человека от всех условностей действительности и, таким образом, позволяет ему достигнуть в некоторой степени свободы, основанной на ничто, выбрать самого себя в своем неизбежном возлагании ответственности на себя самого.
Согласно экзистенциализму Ясперса, человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть трансценденции Всеобъемлющего. Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю. Согласно экзистенциализму Сартра, свобода – не свойство человека, а его субстанция. Человек, т.к. он свободен, может проецировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является. Вместе с целеполаганием возникают и все ценности. При этом вещи выступают из своей недифференцированности. Они организуются в ситуацию, которая завершает человека и к которой принадлежит он сам. Следовательно, человек всегда достоин того, что с ним случается. У него нет оснований для оправдания.
Практическая свобода человека является трансцендентальной свободой, т.е. она выражает независимость воли от принуждения со стороны чувственных побуждений. Условие самоопределения воли своим собственным законом приводит к появлению нового каузального рода в мире явлений. Каузальный род – это закономерная связь причины и действия. Причина и действия образуют цепь, приходящую из прошлого, пронизывающую настоящее и уходящую в будущее. При близком расстоянии причина распадается на обстоятельства, условия и возбуждение.
Новая парадигма
В ХХ веке сформировалась в связи с поворотом к метафизике новая форма учения о бытии (онтология). Различие между старой и современной формами онтологии заключается в том, что первая рассматривала мир в его отношении к человеку. Все формы и связи реального мира с его богатством переходов якобы приспособлены к человеку. Человек благодаря этому становился конечной целью мирового порядка. В современном учении о бытие выработано чрезвычайно широкое понятие о реальности, сообщающее полную реальность духу. Доверие к науке, приведшей своими успехами сначала к торжеству парадигмы “человек – царь природы”, в конце второго тысячелетия было подорвано. Процесс образования городов, рост потребления человеком энергии, экономический рост многих государств и т.п., вызванные научно-техническим прогрессом, завершаются экологической угрозой земной цивилизации. Представители многих научных дисциплин пришли к убеждению, что многие социальные процессы ускоряются с головокружительной быстротой. Ускорение внешнее преобразуется в ускорение внутреннее. Человеку предстоит изыскать совершенно новые способы сохранения жизненной устойчивости, потому что прежние его устои – семейные, профессиональные, общественные, национальные, религиозные – “трещат ныне под ураганным напором ускоряющегося темпа перемен”, по выражению американского футуролога Олвина Тоффлера.
В своей работе “Футурошок” он утверждает, что ускорение социальных и технологических изменений создает все больше адаптационных трудностей, приводящих к шоку как отдельного индивида, так и общества в целом. В подобных социокультурных условиях основным принципом во всех сферах общественной жизни становится, по мнению американского публициста, плюрализм. Данные идеи были им углублены в работе “Третья волна”. Согласно Тоффлеру, человечество исторически прошло две волны цивилизации. Первую он связывает с развитием земледелия. Это аграрная цивилизация, когда человек перестал зависеть от случайного сбора средств питания в природе. Ее продолжительность он определяет почти в 10 тысяч лет. Вторая – индустриальная. Она продолжалась лишь 300 лет, и ее результатом стал индустриально-заводской массовый тип производства. В начале 1950-х годов берет начало, высказывает предположение Тоффлер, “третья волна”. Она характеризуется рождением высокотехнологичной, информационной экономики. Он обращает внимание на ускорение темпов жизни, а вместе с ним и на изменение принципов и ценностей жизни. Так, “в прошлом идеалом были прочность и долговечность. Что бы ни создавал человек – пару ботинок или собор, – он направлял свою творческую энергию на то, чтобы дело рук его служило максимальный срок”, теперь господствует принцип – “использовал – выбросил”.
Связав будущее общество с принципом эфемерности, Тоффлер оценивает его как первый ключ к пониманию нового общества, а вторым ключом он считает новизну. Он предполагает, что “будущее предстанет перед нами как нескончаемая вереница диковинных происшествий, сенсационных открытий, невероятных конфликтов и сногсшибательных новых дилемм”. Идеал наших времен – владение собственностью – будет, по мнению Тоффлера, подрублен под корень ростом изобилия, а потребители будут коллекционировать не вещи, как это делают сейчас, а ощущения и впечатления. Готов ли человек иметь дело с возросшим выбором доступных ему продуктов материального и культурного производства?
Насколько соответствуют предположения американского футуролога состоянию нашего общества? Многие россияне, бывшие советские люди, не были избалованы изобилием продуктов и разнообразием ассортимента. Они сталкивались с затруднениями другого рода – дефицитом товаров. Сейчас все изменилось. Современные московские супермаркеты радуют глаз разнообразием и красочной упаковкой товаров. Посещение торговых точек стало для российских пенсионеров частью культурной программы. Они, не располагая необходимыми финансовыми средствами для покупки продуктов в супермаркетах, ходят туда как в музеи. Но и те, кто может позволить себе покупки, говорят о сложности выбора: одних сыров десятки наименований! Получается, что экономическое изобилие, чтобы раскрепостить личность, превращается в свою противоположность. По прогнозу американского футуролога, “грядет время, когда выбор обернется избытком выбора, а свобода – отрицанием свободы”.
Возросшее число случаев психического расстройства, неврозы и просто потеря душевного равновесия в странах экономически богатых красноречиво говорят о том, что многим людям уже сейчас трудно выработать разумный, цельный и достаточно устойчивый личный стиль. Поиски себя, своей индивидуальности затруднены для современных молодых людей изобилием и сложностью выбора среди тех ценностей, которые предлагаются семьей, школой, сверстниками, средствами массовой информации. Тем более что каждый из источников предлагает отличные друг от друга совокупности ценностей. Научное знание не помогает человеку обрести душевное равновесие. Как следствие мы наблюдаем и в мире, и в нашей стране бурное возрождение мистицизма, повальное увлечение астрологией. В поисках самого себя люди обращаются к восточным духовным практикам, приобщаются к церковным ценностям, прибегают к психоаналитическим приемам.
Если признать эти сведения достоверными, то нужно согласиться с доктринами почти всех мировых религий, которые учат, что наша земная жизнь – одно из звеньев в длинной цепи превращений, и смерть – вовсе не конец существования, а переход к какой-то другой жизни. Человечество, высказывая в конце ХХ века недоверие к официальной науке, стало все больше проявлять внимания к религии, обращаться за помощью к Богу.
Еще З. Фрейд в своей работе “Будущее одной иллюзии” (1927, 1930) подчеркивал, что “самая важная часть психического инвентаря культуры – это ее, в широком смысле, религиозные представления”. Он указывал на троякую задачу, которую выполняют Боги: они нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, выпадающие на долю человека в культурном обществе. Нравственные законы, которые установлены нашими культурами, царят над всеми событиями в мире, разве что внешняя инстанция, вершащая суд, следит за их исполнением с несравненно большей властью и последовательностью, чем земные власти.
Я предлагаю ребятам познакомиться с работой Зигмунда Фрейда потому, что в ней предметом анализа является личность, ее психологические характеристики, поведенческие стереотипы, внутриличностные процессы. В частности, интересно его объяснение возникновения юстиции и системы наказаний: “Одинаковая для всех небезопасность жизни и сплачивает людей в общество, которое запрещает убийство отдельному индивиду и удерживает за собой право совместного убийства всякого, кто переступит через запрет”.
Тамара БЕЛОВА,
учитель
Окончание следует
По мнению З. Фрейда, индивидуальная свобода не является культурным благом. Она была максимальной до всякой культуры, не имея в то время, впрочем, особой ценности, так как индивид не был в состоянии ее защитить. И для характеристики культуры немаловажен способ, каким регулируются взаимоотношения людей, социальные отношения, касающиеся человека в качестве соседа, рабочей силы, сексуального объекта для другого, члена семьи, государства. Следующей культурной характеристикой является требование справедливости, т.е. гарантия того, что раз установленный порядок не будет нарушен в пользу отдельного индивида. Свобода ограничивается вместе с развитием культуры, а справедливость требует, чтобы ни от одного из этих ограничений нельзя было уклониться.
Немалая часть борьбы человечества сосредоточивается вокруг одной задачи – найти целесообразное, т.е. счастливое, равновесие между индивидуальными притязаниями и культурными требованиями масс. Фрейд задается вопросом, достижимо ли это равновесие посредством определенных форм культуры, либо конфликт останется непримиримым. Такова, по мнению известного основоположника психоанализа, одна из роковых проблем человечества. Пока мы убеждаемся в правоте высказанного Фрейдом положения о том, что хотя “культурные запреты” господствуют в огромной области культурных отношений между людьми, они – причина враждебности, с которой вынуждены вести борьбу все культуры.
Ученики заинтересованно спрашивают: “А почему ни в одной культуре не удавалось создать порядок, при котором человек формировался бы в нужном направлении, причем с самого детства?”
Поищем ответ на этот вопрос у американского философа культуры Джеймса Керна Фейблмана (р. 1904) в его книге “Теория человеческой культуры”. Он, исследуя культуру, выделяет семь основных типов культуры. Основанием для выделения идеальных типов служат различия в содержании элементов культуры у индивида. Выделенные им 7 типов таковы: допервобытный, первобытный, военный, религиозный, цивилизационный, научный и постнаучный. Реальные культуры, как пишет сам Фейблман, включают в себя одновременно более одного типа культуры. Смена культур обусловливается, по его мнению, изменениями в мировосприятии личностей.
Человеческий индивид купается в атмосфере культуры. Он оказывается рабочей единицей в рамках культуры. Это не означает, что влияние культуры на человека абсолютно; вовсе нет. Американский философ культуры говорит об окружающем человека мире, в котором действует наравне с законом случай. Он перечисляет такие произвольные и непредвиденные события, как удача, судьба, благоприятная возможность, случайность, риск, приключение, неожиданность. Они действительно существуют. И человек им подчиняется. При этом действует закон эмпирических уровней. Мне интересны рассуждения Фейблмана еще и потому, что в их орбиту включены оба преподаваемые мною школьных предмета: экономика и граждановедение. Используя учение о слоях или уровнях, автор рассматривает экономику как низкий уровень бытия, который более высокому, социальному слою поставляет случайные события.
Типы культуры и типы личностей
Одно время, замечает Фейблма, бытовало мнение, что существуют лишь два типа культуры, а именно: первобытный и цивилизационный. Предполагалось, пишет он в своей ранее уже упоминаемой “Теории человеческой культуры”, что все первобытные люди находились на одном уровне культурного развития, а также и то, что все цивилизованные народы более или менее “цивилизованы” и поэтому в равной степени “развиты”. Но это, по его мнению, очень далеко от истины. Он выделяет семь типов культур, из которых первые четыре относят к “ранним”, а последние три к “развитым”.
Знакомлю учеников вкратце с признаками цивилизационного и научного типов культуры, поскольку именно к такому типу личностей отнесли себя подростки.
Для цивилизационной, или урбанистической, культуры характерно следующее: мы довольствуемся лишь действительностью, которую можем познать чувствами, в телесных ощущениях, и мысленно, посредством деятельности нашего мозга. Поэтому процветают литература и искусство как способы самовыражения. То же имеет отношение к науке, поскольку утверждается, что существуют мыслительные законы, являющиеся неотъемлемой частью неведомого внешнего мира. Высоко ценится рациональность, понимаемая как собственный образ мысли. Ни в какую загробную жизнь не верят. Служение обществу является целью лишь для тех старомодных людей, которые все еще не потеряли совесть. Общество склонно к стяжательству. Цивилизационный человек получает максимальное удовлетворение от жизни, окружив себя всевозможными приспособлениями, какие только в состоянии придумать, чтобы добиться физического комфорта. Он стремится к разнообразию и в его поисках склонен к контактам с другими культурами. Образование, а вместе с ним и внедряемые в жизнь научные достижения процветают. Природа и ее законы механики служат источником всех действительных ценностей, которые требуются. Это превращает каждого человека в известном смысле в своего собственного бога. Человек, личность становится мерой всего – и божественного и человеческого. Наличие морального добра в этом мире становится, хотя и не настоятельной, проблемой религии.
Слово
Вернемся к основной теме разговора – свободе слова. Что такое свобода, мы с вами выяснили – это возможность поступать, как хочется. Тогда, рассуждая логически, свобода слова – это значит говорить, что хочется. “Не так ли?” – спрашиваю я учеников. Они молчат, чувствуя парадоксальность такого логического хода. Но при этом, напоминаю я, необходимо учитывать, что, будучи неограниченной по своей сущности, свобода как раз предполагает этику, чтобы сделать людей неограниченно ответственными за все то, что они делают и позволяют делать другим. Мы говорили, что первоосновой или первосущностью каждого человека является влечение и дух. Слова составляют язык – наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа. Слово – сосуд для нашего духа, из которого мы выплескиваем его на весь мир. Говорящий всегда что-то выражает, обращается ли он к себе (интроекция) или к тем, с кем он говорит. Эта отнесенность к другому (в качестве воздействия) является уже вторжением в сферу свободы, она есть “действие”. Потому что под каждым словом, которое я произношу, я что-то подразумеваю. Слово находится между сознанием и мыслимым предметом. Оно участвует в бытии обоих.
Притча И. Христа “О сеятеле”
Иисус учил на берегу озера. Вокруг него собралось столько народу, что он вынужден был сесть в лодку, отплыть немного и оттуда говорить народу. Он учил примерами. Например, рассказ о крестьянине, засеявшем поле.
“Один крестьянин вышел в поле сеять. Когда он разбрасывал семена, то несколько зерен упало у самой дороги. Прилетели птицы и склевали их. Другие зерна упали на мелкую каменистую почву, они взошли быстро, но, когда наступил зной, ростки увяли и засохли, потому что глубоких корней у них не было. Другие упали в сорную траву, и сорняки не дали им прорасти, заглушили. Но семена, которые упали на плодородную почву, дали прирост в тридцать, а то и в шестьдесят и даже в сто крат!” Потом Иисус добавил: “Слушайте внимательно, что я говорю”.
Позже, когда народ разошелся и с Иисусом остались только двенадцать и другие ученики, они спросили его: “Что значит эта притча?”
Иисус ответил: “Тайны Божьего Царства доступны не всем. Сеятель сеет слово. Есть люди, которые похожи на семя при дороге. Как только они услышат слово, то приходит Сатана и похищает его из них. Другие – как семена на каменистой почве, они слышат слово и сразу же принимают его. Но так как корней глубоких у них нет, то они весьма недолговечны. Когда из-за принятого ими слова они встречают трудности и преследования, они не выдерживают. Другие – как семена в сорняках. Они слышат слово, но повседневная суета, ложь, богатство и суетные желания приходят и заглушают слово, делая его бесплодным. Другие же – как семя, посеянное на плодородной почве. Они слышат слово, принимают его и приносят плод – в тридцать, шестьдесят, а то и во сто раз больше посеянного”.
В притче Иисуса обращено внимание на эту сторону взаимосвязи, а именно на почву, т.е. сторону, принимающую зерно. Но ничего не сказано ни о качестве самого зерна, ни о сеятеле. Думаю, что плоды содеянного зависят и от этих компонентов. В случае с Христом нельзя усомниться в его намерениях посеять любовь в душах ему внемлющих. Качество же зерна несло в себе доброе, светлое, вечное. Но есть и слово, которое несет зло, и безответственные сеятели, а то и злонамеренные пахари. И говоря о свободе слова, необходимо иметь в виду и ответственность, которую человек должен нести за него, и цели, которые он ставит, разбрасывая свои внешне привлекательные семена.
Значит, через слова мы выплескиваем в мир то, что внутри нас. Если внутри себя мы обретем мир и любовь, следовательно, снаружи нас будет окружать то же самое. В это трудно поверить, но теперь и физики подтверждают научно, что мир един и что все в мире взаимосвязано. Даже принимая такую точку зрения, мы в повседневной жизни ею не руководствуемся. Мы уповаем на изменения во внешнем мире и не хотим работать с нашими мыслями, которые порождают то, что нас окружает.
Этика
Как было упомянуто выше, чтобы пользоваться свободой, и в том числе свободой слова, человек должен придерживаться этических ценностей. Что такое этические ценности?
Этика – учение о нравственности, морали, один из основных исторически сложившихся разделов философии наряду с онтологией (учением о бытии), гносеологией (теорией познания), логикой и эстетикой. Впервые термин употреблен Аристотелем как обозначение особой области исследования – “практической” философии. Она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Этика способствует пробуждению оценивающего сознания. Требования человеческого существования приводят к тому, что в оценивающем сознании постоянно появляются новые ценности, а другие выпадают из него. По содержанию различаются вещные ценности, логические, этические и эстетические: приятное, полезное и пригодное; истина, добро, прекрасное.
В царстве этически значимых ценностей различаются: 1) главные человеческие ценности, которые в большей или меньшей степени входят во все другие этические ценности (ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, свободы воли, целеустремленности); 2) добродетели. Четыре кардинальные добродетели по Платону: мудрость, мужество – волевая энергия, благоразумие – чувство меры, самообладание, справедливость. Три христианские добродетели: вера, любовь и надежда.
Обратимся к этическим положениям разных народов.
Конфуций
Один из разделов учебного пособия по граждановедению называется “Мудрые мысли”. В нем нам встречались высказывания Конфуция. Это виднейший китайский мыслитель и политический деятель, основатель китайской государственной религии – конфуцианства. Оно представляет собой философию морали, облеченную в религиозную форму. В конфуцианстве существует учение о “благородном муже”, следующем установленному правилу, порядку, называемому Ли.
Итак, ученик Цзы – Гун спросил учителя: “Можно ли одним предложением выразить правило, которому необходимо следовать всю жизнь?”
Учитель ответил: “Можно. Чего не желаешь себе, того не делай другим”.
Конфуций сказал: “Благородный муж думает о долге, а мелкий человек – о выгоде”.
Этика Сократа
Это имя известно ученикам. Они знакомы с его мудрыми высказываниями. Он принадлежит древнегреческой философской школе. На первом месте в его деятельности философа стояла этика. Его интерес был направлен не на изучение законов природы, а на выяснение нравственных понятий. Он считал, что добродетель есть знание, а именно знание добра. Но в чем состоит добро вообще, к знанию которого сводится всякая добродетель? Сократ считал таким общим добром заботу о душе и ее совершенствовании.
Этика Льва Толстого
Вопрос о смысле жизни был для Толстого “главным”, определяющим судьбу и духовный рост личности. Именно своей обращенностью к проблемам психологии души, религиозной нравственности и самосовершенствования он оказал влияние на мировую культуру. Его удручало, что люди заняты суетой и повседневностью. Вопрос о смысле жизни переплетается у Толстого с проблемой нравственного совершенствования и духовного роста. Здесь может быть разный выбор – религиозный или светский, – важно, однако, чтобы человек не оставался на ступеньке “растительной” или “животной жизни” (“жизни в теле”), а жил духовной, нравственной жизнью.
В заключение обсуждения понятия “свобода слова” обращаю внимание подростков на то, что каждое новое поколение, каждый новый человек в своей жизни снова и снова встречается с конфликтами и противоречиями жизни. Они составляют, по выражению немецкого социолога и культуролога Г.Зиммеля, “трагедию творчества”. Подрастающему поколению в наследство достаются экологические проблемы. Их можно отнести к современной ценностной категории. Экологическое мышление должно стать господствующим для всего человечества, объединив различные философские учения. Люди в своем поведении и в качестве личности, и в качестве общества должны придерживаться экологической этики. Основа современной нравственности – экологическая совесть, поскольку позволяет ощутить мир как единую экосистему и место в нем человека.
Тамара БЕЛОВА,
учитель
Комментарии