Люди говорят, что счастье – это когда утром хочется идти на работу, а вечером – домой. Выбор профессии и карьерного пути – это одно из самых важных решений, которое человек принимает в своей жизни. Оно определяет качество всей дальнейшей жизни. Как сделать так, чтобы каждым утром отправляться на работу с позитивом и получать от своего труда, выбранного еще в старших классах школы, не только материальную выгоду, но и моральное удовлетворение, возможность и желание развиваться в этом направлении как профессионал? Этим вопросом задаются не только выпускники и их родители, но и педагоги.
К сожалению, часто подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений. Еще хуже, когда основными помощниками в профессиональной ориентации молодого человека становятся желания окружающих (например, друзей или родителей), настроение или впечатления от недавно увиденной профессии без осознания всех предъявляемых к ней требований и со слабым представлением о специальности в целом. И роль наставника, которую может взять на себя педагог, очень важна.
Проблема выбора профессии и профориентация как таковая возникли относительно недавно. На протяжении многих веков у детей практически не было другого выбора, кроме как продолжать ремесло родителей (за исключением внезапно сложившихся обстоятельств или социальных потрясений). Тот факт, что множество родителей стараются совершить выбор за своих детей и сделать их продолжателями своего дела, есть чаще всего искреннее желание помочь и некоторый отголосок прошлого. Значимой задачей для педагога становится работа над осознанным выбором молодого человека. Одной из ценностей школы №1561 являются как раз осознанное построение учениками своей образовательной траектории и выбор будущей профессии.
Основная работа по профориентации в школе начинается с 6‑го класса. Для учеников проводятся профинтенсивы. Это большие мероприятия, организованные на каникулах, когда ребята приходят на целый день в школу и знакомятся с профилями, которые их ждут. Для них организуются мастер-классы по различным профильным предметам, где они получают теоретические знания и практические навыки. Это позволяет им сформировать понимание своих предметных интересов. Например, в инженерном классе дают возможность собрать простого робота, а в естественно-научном – присоединиться к интерактивному занятию по физике. Психологическое тестирование, в котором можно поучаствовать во время профинтенсива, помогает выявить сферу деятельности, интересующую ребенка, получить первичное представление о его профессиональных склонностях. Дети, прошедшие профинтенсив, осознаннее подходят к выбору профиля обучения и реже переходят в другие классы.
Основной задачей педагога-наставника в работе с учениками в этом возрасте являются помощь в выборе направления обучения и просветительская работа. Дети еще не могут знать точно, что именно их интересует, потому что многие предметы они еще даже не изучают, например физику и химию. Поэтому главной задачей взрослого является ознакомление учеников с разными сферами деятельности, с особенностями характера и психологического склада, которые могут пригодиться в той или иной профессии, а также помощь в выявлении своих интересов.
В 7-9‑х классах внимание уделяется не только тестированию и консультациям учеников по их склонностям к той или иной профессии, но и знакомству с профильными профессиями. Еще одной интересной формой работы, которая ведется в школе №1561, является ярмарка профориентации. Это общешкольное мероприятие проводится для учеников с 8‑го по 11‑й класс. В школу приглашаются представители вузов и колледжей с мастер-классами и информацией для будущих абитуриентов. С нами сотрудничают РАНХиГС, МПГУ, МИРЭА, МГПУ, РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, образовательный центр «Юго-Запад», педагогический колледж «Черемушки», Технический пожарно-спасательный колледж имени В.М.Максимчука, образовательный комплекс градостроительства «Столица» и многие другие.
В ходе ярмарки профориентации дети имеют возможность ознакомиться с разными образовательными учреждениями, задать все вопросы непосредственно преподавателям и студентам, поучаствовать в мастер-классах, получить материалы для изучения. На мероприятие приглашаются и родители будущих выпускников, так как зачастую их вопросы выбора образовательного учреждения волнуют не меньше, чем детей.
Проводя такие мероприятия каждый год, мы выяснили, что эта форма работы нужна и интересна тем детям, которые не любят участвовать в «Университетских субботах» и днях открытых дверей вузов. Ярмарка профориентации позволяет получить информацию о большом количестве образовательных учреждений одновременно, что особенно эффективно для детей, которые не могут определиться с выбором профессии.
Каждый февраль в школе №1561 проводится онлайн-мероприятие «Мастерская профессий». Родители наших учеников рассказывают детям о своей профессии, о том, где надо учиться, чтобы ее получить, и какие особенности работы существуют. Онлайн-форма такого общения позволяет привлечь неограниченное количество участников, разделить их по времени и направлениям. Дети и родители заходят в чаты по предварительной регистрации, могут переходить от участника к участнику, задавать вопросы и оставлять комментарии. Спикеры рассказывают о своей работе с помощью презентаций, видео и всех доступных технических средств, обязательно оставляя время на живое общение со слушателями.
Конечно, в школе №1561 ведется и традиционная профориентационная работа – тестирование, интерактивные уроки, индивидуальные консультации. Мы участвуем в городских проектах «Билет в будущее», «Шоу профессий», «Код будущего», «Школа реальных дел», «Профессиональное обучение без границ».
И конечно же, каждый год ребята проходят в школе тестирование по профориентации, общаются с психологом по его результатам, что позволяет им чувствовать себя более уверенными в правильности своего выбора. Для старшеклассников разрабатываются индивидуальные траектории поступления в вузы. Такой комплексный подход к проблеме профессионального самоопределения учащихся, привлечение к этой работе учителей, родителей, представителей вузов позволяют вести профориентационную работу в школе максимально эффективно.
Мария РЯХОВСКАЯ, педагог-психолог школы №1561;
Екатерина ПАЛЬЧИНСКАЯ, педагог-психолог, социальный педагог школы №1561;
Дарья КУКЛИНА, старший методист школы №1561
Комментарии