Золотой век педологии
В конце ХIХ- начале ХХ века место психолога в российских гимназиях занимал школьный врач. В его обязанности наряду с чисто медицинскими вопросами входила оценка организации образовательного процесса с точки зрения психолого-возрастных особенностей учеников. Одновременно врачами осуществлялись и первые исследования в педагогической психологии или, как тогда называли, “экспериментальной дидактике”.
Во второй половине 20-х годов в школе начинается создание педологической службы. Вначале преобладал медицинский аспект ее деятельности. Это объяснялось тем, что педологами становились в основном врачи. Однако уже в конце 20-х годов усиливается социально-психологическая направленность, и центр деятельности педологов перемещается на содействие педагогам в решении конкретных задач обучения и воспитания. Правда, в основном доминировала не конструктивная, а диагностическая работа. С помощью тестов изучались интересы учеников, круг их представлений об окружающем мире, и на основании этого делались выводы об уровне интеллектуального развития школьников. Все это дополнялось антропометрическими и физиологическими исследованиями, с помощью которых определяли степень “биологического состояния” детей. Применялись и громоздкие социологические методы.
Вся эта работа вызывала правомерную критику, так как диагностическая функция педологической службы оказалась оторвана от формирования личности ребенка. И в начале 30-х годов в соответствии со специальными постановлениями Наркомпроса РСФСР начинается разворачивание системы педологической службы. Теперь она включала несколько ступеней – от межведомственной педологической комиссии при Наркомпросе до введения должности педолога в учебных заведениях II ступени, опытных и образцовых школах. В массовых школах подобная деятельность осуществлялась по совместительству.
Несомненно, первая половина 30-х – золотое время школьной педологии. Выходили специальные журналы, действовали научные центры, публиковались труды. В учебных заведениях педологи должны были выявлять индивидуальные особенности школьников (для чего на каждого ученика заводились специальные педологические карточки), комплектовать классы на основе однородного интеллектуального развития, устанавливать причины неуспеваемости школьников, определять средства по ее преодолению и даже бороться за дисциплину. Кроме того, педологи должны были организовывать воспитательный процесс в соответствии с психолого-возрастными особенностями детей, подбирать соответствующие варианты уроков и методики преподавания. Среди перспективных разработок того времени выделим исследования в сфере построения обучения школьников в соответствии с их национальными особенностями и менталитетом.
Однако реальные результаты деятельности педологов в школе были далеки от идеала. Сама педология еще только формировалась как целостная наука о ребенке, а партийные органы уже жестко требовали от нее практических результатов. В итоге малоподготовленные специалисты на основе неапробированных западных тестов, совершенно не адаптированных к российской действительности, делали “научные” выводы о переводе учеников в разряд дефективных. Затем их удаляли в специальные школы для “трудных”, умственно отсталых детей, психоневротиков.
Так что у приснопамятного постановления ЦК “О педологических извращениях в системе наркомпросов” (4 июля 1936 года) были и определенные объективные причины. Но все-таки последствия его оказались воистину сокрушительными. Учебно-воспитательный процесс во многом стал “бездетным”, а у педагогической психологии не только сузился круг проблем, но и изменился характер исследований. Теперь изучались лишь отдельные стороны развития ребенка, без постановки целостных или хотя бы комплексных проблем.
Лишь с начала 70-х годов в ряде школ в порядке эксперимента ввели должность психолога. В массовой же практике эти специалисты стали появляться в школах только после 1989 года, когда были опубликованы соответствующие нормативные документы.
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ,
доктор педагогических наук
Комментарии