Как сохранить эффективность в условиях турбулентности
Что означает загадочное сочетание букв VUCA и при чем здесь образование? Это не шаманское заклинание и не название лекарственного средства. Это аббревиатура, которую американские военные использовали в 90‑е годы для обозначения непростой, турбулентной ситуации на Востоке. Обстановка отличалась волатильностью (V, volatility), высоким уровнем неопределенности (U, uncertainty), сложностью (С, complexity) и противоречивостью (A, ambiguity). Когда несколько лет назад акроним рассекретили, оказалось, что он отлично подходит для описания не только военной ситуации 30‑летней давности в горячих точках земли, но и для характеристики той реальности, которая окружает нас ежедневно.
Современный мир, в том числе система образования как его часть, существует в условиях нарастающей волатильности (скорость изменений возрастает в геометрической прогрессии), неопределенности (что ожидает за поворотом – вопрос), сложности (устройство мира становится все многослойнее и тоньше) и противоречивости (разные потоки информации непрерывно вступают в противоречия друг с другом). Пандемия только обострила эти процессы и сделала их очевидными для всех. VUCA-мир – это новая нормальность, и в ближайшие несколько десятилетий реальность, кажется, не собирается становиться простой, неизменной и очевидной. То есть нынешние школьники на выходе из вуза, вероятнее всего, почувствуют в воздухе еще большую концентрацию волатильности и неопределенности. И чтобы система образования была способна подготовить детей не просто к выживанию в такой среде, а к лидерству в ней, ей самой придется не только смириться с VUCA-реальностью как с неизбежным, но полюбить ее и научиться быть эффективной в неопределенности и изменениях. Как? Система образования должна стать антихрупкой.
Антихрупкость – способность системы (будь то человек, компания или система образования) выходить из кризиса, став сильнее, сложнее и совершеннее, чем была до. По классификации Нассима Талеба, существует три типа систем. Хрупкие не выдерживают первой же турбулентной ситуации, ломаются и идут ко дну. Так тонет бумажный кораблик в шторм или сходит с ума от беспомощности преподаватель, которого заставили вести уроки в Zoom. Стабильные системы не реагируют на ситуацию кризиса ни взлетом, ни падением, для них изменения контекста безразличны. С деревянным бревном даже в бурю ничего не случится – как с функционером системы, который с наступлением кризиса продолжил писать свои отчеты ровно так же, как писал раньше. Антихрупкие же системы подобны серферу, который во время шторма не просто пытается выжить, а берет доску и покоряет волны.
Лидеры современного образования должны быть такими серферами, которые выходят из кризиса сильнее и компетентнее, чем были до. Причем на всех уровнях. Начиная с условного учителя географии, который смог использовать условия дистанционного обучения как повод обогатить свой курс мультимедийностью и в итоге влюбил учеников в свой предмет, заканчивая центром образования, например, сумевшим за пандемию наладить сотрудничество с британским колледжем и теперь имеющим программы двойных дипломов. Антихрупкость – способность любить изменения и использовать их себе на пользу.
Рассмотрим, какие компетенции и личностные установки каждого сотрудника системы образования критически важны, чтобы обеспечить антихрупкость всей системы, а значит, ее актуальность и эффективность в современных реалиях?
Социальный интеллект
Это не интеллект социума, как может показаться, а способность распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния другого человека по вербальным и невербальным проявлениям. Социальный интеллект – это коммуникативная компетентность, дальновидность в межличностных отношениях, вынесение точных суждений о людях, прогнозирование наиболее вероятной реакции собеседника. Учителя, обладающие этой компетенцией, способны проявлять эмпатию к своим ученикам, их родителям и коллегам, а также корректно выражать собственные чувства. Фактически речь идет о даре, который обеспечивает гладкость в отношениях с людьми. Без него невозможен ни современный учитель, ни методолог, ни чиновник от образования. Социальный интеллект вносит в эффективность и антихрупкость всей системы образования не меньший вклад, чем профессиональные навыки.
Внутренний локус контроля
Другое важное условие для развития антихрупкости как конкретного профессионала, так и всей системы образования. Внутренний локус контроля (интернальность) – установка на то, что происходящее в жизни зависит в основном от вас. Это глубокая убежденность, что вы режиссер своей судьбы, а события на ее сцене – результат каждого вашего решения, выбора и усилий, а не внешних обстоятельств. Это очень глубинная характеристика психики – внутреннему локусу контроля невозможно научить.
Зато эту установку можно транслировать своим примером – интернальный учитель, относящийся к своей жизни как к результату собственных поступков, а не череды фатальных случайностей, передает эту установку ученикам. Экстернальный же учитель транслирует целым классам легитимность логики «не повезло», «не предупредили», «команда слабенькая досталась» и вообще «ретроградный Меркурий виноват». Это ценностные мантры экстернала (человека с внешним локусом контроля). «Я справлюсь», «Согласен, был неправ», «Осознаю риски, но мы сможем» – установки интернала. Умение брать ответственность – главное на сегодня качество лидера, более значимое, нежели харизма, способность мотивировать команду и вести за собой. Масштаб принимаемой на себя ответственности определяет масштаб лидерства.
Учитель, который берет на себя ответственность и ежедневно создает, а не ищет себя, транслирует каждым своим словом и поступком сильную лидерскую установку и детям.
Ресурсное состояние
Чтобы выпускать ресурсных и эффективных людей, система образования сама должна пребывать в ресурсном состоянии. Опять же на всех уровнях – от учителя до министра. Когда вы испытываете ощущение, что можете сдвинуть горы, вы отлично себя чувствуете физически, эмоционально, заинтересованы вашими учениками, горите идеей и желанием ее передать, готовы выкладываться на максимум, потому что искренне уверены в том, что делаете очень важное дело. Это и есть ресурсное состояние.
Мы пребываем в нем ничтожно мало. Даже представители социальных профессий чаще находятся в энергосберегающем режиме. Самая очевидная дорога в ресурсное состояние лежит через «физику»: спорт (особенно кардионагрузки), йога, режим сна, питание, дыхание. Постоянно утомленный, выгоревший, раздраженный учитель не может передать детям ни страсти к предмету, ни ощущения ценности самого ресурсного состояния.
Диджитальность
Мы все давно догадываемся, что диджитализация процессов образования – новая реальность. Но до пандемии все еще оставались скептики, которые в глубине души считали, что Интернет не более чем приятный формат для дополнительных курсов по итальянскому, но системное образование по скайпу не обеспечить. Весной 2020‑го необходимость диджитализироваться стала очевидна даже последним адептам «аналогового» мироустройства. У образования, как и у бизнеса, нет другого выбора – digitizeordie.
Если мы хотим воспитывать современных, глобально мыслящих, конкурентоспособных людей, самой системе, реализующей это воспитание, придется быть современной, глобально мыслящей, конкурентной. Для этого, в частности, надо воспринять digital всерьез и научиться относиться к нему как к эффективному инструменту, а не как к врагу традиционного мироустройства.
Икигай
Икигай – емкое японское понятие, обозначающее состояние профессионала, занимающегося деятельностью, которая одновременно соответствует четырем критериям:
– вы любите то, что делаете;
– вы в этом по-настоящему компетентны;
– плоды вашей деятельности нужны людям;
– за проделанную работу достойно платят.
Чем больше сотрудников системы образования будут находиться в состоянии икигая, тем меньше у нас будет профессионального выгорания и тем более сильной, адаптивной, а значит, антихрупкой будет вся система образования. Желаю вам полного икигая.
Кристина ИВАНЕНКО, кандидат психологических наук, доцент РАНХиГС при Президенте РФ, генеральный директор FOCUS
Комментарии