search
main
0

Алина ПЕТРУХИНА, воспитатель детского сада компенсирующего вида №1143: Мое призвание – воспитатель

Есть такое выражение: «Дети не только наше будущее, но и наше прошлое». Я думаю, что дети – это наше настоящее и прошлое, и будущее, и настоящее.

Прошлое, потому что весь человеческий опыт в целом и личный опыт воспитания мы апробируем на детях. Вся мудрость прошедших веков, заложенная в фольклоре, народной педагогике, литературе, наше личное ощущение семейных педагогических традиций, опыт известных педагогов – все это сокровище можно отнести к приобретениям прошлого. Но эти приобретения перенимаются детьми и становятся их личным достоянием. Они носители этого огромного багажа, который должны передать его новым поколениям.Настоящее, на мой взгляд, самый ответственный этап. Многие родители и педагоги так видят будущий образ ребенка: «Вот когда он пойдет в школу, то поумнеет и перестанет капризничать и баловаться; а когда поступит в институт…» Тем самым отрицается самоценность настоящего периода, настоящего возрастного этапа. Настоящее настолько неуловимо и быстротечно, что ему часто не придают значения, а важен каждый шаг, каждая минута, ведь именно эта минута совершает переход из прошлого в будущее, именно она показывает, что мы взяли из сокровищницы прошлого – добро, любовь, внимание, заботу, или же в эту минуту отмахнулись от ребенка, оправдываясь отсутствием времени и большой занятостью; этой минутой мы «воспитали» невнимание, нетерпение, замкнутость. Важно, чтобы каждый миг общения с ребенком был пронизан любовью и желанием напитать его всем самым дельным, добрым, прекрасным, что накопило человечество.Почему я выбрала профессию педагога, может мало интересовать читателя, так же как можно и не поверить в факт озарения, когда однажды, в прекрасное утро, я проснулась с ощущением себя воспитателем или, точнее, будущим воспитателем (педагогом). Кто из нас в жизни не прикасался к «ремеслу» воспитателя? Пока мы находимся в колыбели, выступаем в роли воспитуемого, на нас обрушивается весь поток педагогических средств, весь культурно-исторический запас. Но как только в руки нам попадает кукла или плюшевый мишка, мы уже на них начинаем упражнять свои воспитательные способности. Далее педагогические изыскания продолжаются на братьях и сестрах, друзьях, женах и мужьях, в крайнем случае на кошках и собаках. Каждый обязательно найдет возможность апробировать свои таланты в деле воспитания и дать полезный совет друзьям и близким.Познание мира детства через общение позволяет проникнуть в тайны детского мировосприятия, открыть новое, незнакомое. Любое общение с ребенком подчиняется желанию познать его мир, повлиять на него с целью его улучшения, обогащения, развития. Достичь высокого уровня мастерства можно, если ты в душе творец, способный наслаждаться не только результатом, но и самим процессом создания. Профессия педагога необычна еще и тем, что она универсальна. Воспитатель должен обладать основами точных, естественных и гуманитарных наук, уметь ответить на все детские «почему». Он музыкант и певец, танцор и художник, скульптор и чтец. По выражению Я.А.Коменского, «дети являются драгоценнейшим даром, ни с чем не сравнимым сокровищем». Деятельность воспитателя как обладателя этого бесценного дара должна быть почетной и ответственной.Вопрос о том, станет ли ребенок независимым и свободным, если его с раннего детства лишают права выбора, а его стремление к самостоятельности подавляется, стоит очень остро. Мешая малышам действовать самостоятельно, по моему мнению, мы:- откладываем готовность ребенка к независимому поведению на неопределенное будущее;- перекрываем выход заложенной самой природой жизненной энергии и потенциальных возможностей организма и психики;- насаждаем грех праздности в детской душе.На детей в повседневной жизни необходимо возлагать обязанности, с которыми они в состоянии справиться, формировать у них тот уровень ответственности, который находится в пределах их возможностей, то есть если мы не будем воздвигать преград для естественного развития малышей, они к трем годам смогут достичь значительной степени самостоятельности и независимости. К сожалению, практика свидетельствует об обратном: дети младшей группы, как правило, не могут сами себя обслужить, не приучены к порядку, а значит, зависимы от взрослых.Я считаю, приступая к развитию у детей младшего дошкольного возраста независимости, необходимо научить их:- заботиться о себе и об окружающем мире, усваивая и совершенствуя модели социального поведения;- развивать самоконтроль и координацию движений;- доводить начатое до конца, поддерживать порядок;- правильно обращаться с инструментами и предметами, необходимыми в повседневной жизни.Знакомство с различными педагогическими концепциями и технологиями позволило понять, что наиболее полно моим задачам и мне как личности отвечает метод Марии Монтессори, который предполагает:- полную свободу ребенка и воспитателя;- определенность, ясность поступков и отношений, основанных на сотрудничестве ребенка и воспитателя.Кроме того, Мария Монтессори большое значение придает среде – специально организованному предметно-пространственному миру, окружающему ребенка.Цели упражнений в повседневной жизни можно обобщить следующим образом:- координируют, совершенствуют и гармонизируют поведение в целом;- способствуют независимости ребенка от взрослых, его самостоятельности и тем самым укрепляют чувство собственного достоинства и самоценности;- развивают чувство ответственности перед окружающими, одновременно формируют внутренний духовный строй.Дополнительно к этому возникает ощущение специфики поведения в обществе с той или иной культурой. Упражнения в повседневной жизни подразделяются на три группы: подготовительные, направленные на формирование навыков заботы о себе и окружающей среде, формирующие хорошие манеры.Под руководством воспитателя дети учатся ориентироваться в окружающей их среде. Они упражняются в подготовке своего рабочего места, учатся носить и тихо ставить стул, развертывать коврик, переставлять стол, переносить различные предметы, материалы с полки на рабочее место и ставить их после работы назад, спокойно ходить по группе, не задевая столы, стулья и коврики, на которых работают другие дети, уважать чужой труд. Они тренируются в вежливом, доброжелательном отношении друг к другу и ко взрослым, например, в приветствии или в том, как надо предложить кому-то помощь, принять ее, как попросить какой-нибудь предмет, в каких случаях извиниться. Дети учатся открывать и закрывать дверь, вешать на крючок свою одежду и полотенце, вытирать обувь на пороге дома или отряхивать снег.Я считаю, что все действия воспитателю необходимо совершать медленно и тщательно – так, чтобы их структура была понятна детям. «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей», – говорила Мария Монтессори. Воспитатель способствует этому, соответствующим образом подготавливая среду. Предоставим ребенку возможность упражняться в заботе о самом себе, в самообслуживании. Он учится обращаться с ложкой, вилкой, ножом, пипеткой, щипцами, ножницами, щеткой, салфеткой, полотенцем, губкой. Он переливает воду, пересыпает зерно, застегивает и расстегивает одежду, причесывается, чистит зубы, моет руки, ухаживает за одеждой, обувью, стирает, гладит. Дети учатся заботиться об окружающей их среде. Они протирают пыль, подметают пол, чистят ковер, моют посуду, окно, полируют мебель и металлические предметы, чистят зеркало, оранжируют цветы и ухаживают за ними, работают в саду, кормят животных.Проведенная мною работа позволяет сделать вывод о том, что, опираясь на концепцию М.Монтессори и применив ее с учетом социокультурных особенностей России, а также возможностей детей определенного дошкольного учреждения, можно добиться того, чтобы новое поколение стало свободным и независимым.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте