Александр Фёдорович Иванов (1925—2009) – подлинно русский народный учитель, как по званию «Народный учитель Российской Федерации», так и по самой своей сути этого высокого предназначения. В отечественной педагогической традиции он прямой наследник и продолжатель гуманистических традиций Павлышской сельской школы В.А. Сухомлинского. Мы правомерно можем назвать его российским Сухомлинским. Именно поэтому сегодня мы с особым чувством обращаемся к постижению идей Александра Федоровича — замечательного педагога и человека, одного из ярких педагогических мыслителей второй половины ХХ столетия, оставившего глубокий след в истории российского образования.

Из чистого истока
Александр родился 18 марта 1925 году в сельской глубинке – в деревне Ковыряевка Медынского района Калужской области. Существовала легенда, что когда по той местности, где потом выросла деревня, проезжала барыня, ее карета перевернулась, или, как тогда говорили, «перековыркнулась», вот барыня и назвала это место «Ковыряевкой», а земли отдала мужикам в пользование. Места там были прекрасные. Чистый лес, речка, заливные луга, источники чистой воды, — все это создавало особую прелесть, делала этот край благодатным.
Как позднее писал Александр Фёдорович: «Сам я родился и вырос в крестьянской семье, хорошо представляю особенности крестьянской жизни и труда, заботы и современные надежды. Все мои предки были сельскими тружениками. И я горд, что являюсь крестьянским сыном. Считаю, это большое счастье родиться в семье, где уважение к труду прививается детям с раннего детства. В том, что я смог добиться определенных успехов, безусловно, заслуга и моих родителей Федора Степановича и Аграфены Игнатьевны. Вспоминая свое детство, могу сказать, что взрослые являлись для нас положительным примером. Это люди, которые «питались от земли». Они не боялись никаких трудностей, им все преграды были по плечу. Мы видели, как они трудятся, как ведут хозяйство, сами старались быть такими же. Мы даже представить себе не могли, что можно увильнуть от работы, не выполнить возложенное на тебя поручение. Все было само собой заведено. С нами ведь не проводили никаких мероприятий или бесед, но любой взрослый, увидев, что делается что-то неправильно, мог сделать ребенку внушение. Не было своих и чужих детей. Не было отдельной жизни. Педагогика и не должна отделяться от жизни. Никакой особой жизни в школе быть не может. Только нормальная, человеческая. А вот как ее устроить?».
Гений места
Трудным было начало жизненного пути Александра Фёдоровича: и война, и нелегкие послевоенные годы. Но он не боялся никаких трудностей — все преграды были по плечу этому целеустремленному человеку.
В конце 1942 года Александра Фёдоровича призвали в армию. Ему не было еще полных восемнадцати лет, но тогда, учитывая военное время, всех призывали раньше. Дивизия особого назначения, в которой он служил, располагалась в Белоруссии и в освобожденных районах участвовала в ликвидации остатков немецких частей и националистических формирований. В батальоне его избрали комсоргом. Перед демобилизацией предлагали учиться в Рижском артиллерийском училище. И даже отобрали курсантом в Институт военных переводчиков.
Но после завершения войны А.Ф. Иванов вернулся в свою родную деревню, стал учительствовать в небольшой начальной малокомплектной школе, где из-за нехватки учителей пришлось работать сразу в четырех классах. Его педагогическая судьба уникальна тем, что у него не было педагогического образования – до войны он окончил только семь классов.
Мятлево на всю жизнь
В 1950 году семья Ивановых переехала в поселок Мятлево. Александр Фёдорович женился на мятлевской девушке студентке педучилища Александре Александровне, с которой прожили много счастливых лет. Вместе с женой стал работать в Мятлевской средней школе. Александр Фёдорович стал преподавать историю и обществоведения, а Александра Александровна — русский язык и литературу. Через некоторое время его назначили инспектором Медынского районо.

В 1955 году Иванов заочно окончил Московский государственный педагогический институт. А с 1958 года и до конца жизни (21 июля 2009 года) был директором Мятлевской средней школы, в которой он в целом проработал 60 лет. Это была неустанная повседневная деятельность, полная поисков, смелых решений и неординарных идей. Как подчеркивал Александр Фёдорович «все эти годы меня окружают прекрасные учителя, мы вместе делаем одно общее дело: учим и воспитываем детей, прикладываем все силы, чтобы из стен нашей школы выходили настоящие граждане нашей страны, честные и порядочные люди. Я благодарен учителям, которые трудятся вместе со мной, которые всегда и во всем являются для меня опорой и поддержкой».
…Мятлево. От названия этого поселка веет свежестью, мятой и разнотравьем. И эта свежесть передается сердцу села – школе, о которой знали далеко за пределами Калужского края. Александр Федорович считал, что только непосредственно общаясь с детьми, можно понять психологию учащихся, построить процесс воспитания личности. Личность ребенка всегда была у него на первом месте, а школа должна быть не просто учреждением образования, а стать настоящим Домом Радости для детей, как у замечательного педагога – гуманиста Василия Александровича Сухомлинского.
Ответственный и эрудированный специалист высоких моральных качеств и вместе с тем тихий, скромный и спокойный человек Александр Федорович заслуженно пользовался огромным авторитетом среди коллег и общественности. Когда-то Константин Симонов раз и навсегда в фильме «Живые и мертвые» определил судьбу фамилии Иванов. На вопрос: «Как ваша фамилия?» капитан танковой роты в исполнении Олега Ефремова, ответил: «На моей фамилии вся Россия держится. Иванов — моя фамилия». Так и на Александре Федоровиче Иванове 60 лет держалась Мятлевская школа.
А.Ф. Иванов опубликовал более 50 научных работ и стал одним из самых признанных специалистов по проблемам сельской школы. Как ученый и педагог он получил высокое и достойное признание – являлся доктором педагогических наук, профессором, членом-корреспондентом Российской Академии образования. Александр Федорович многие годы действенно сотрудничал с кафедрой педагогики начального образования Калужского педагогического университета имени К.Э. Циолковского.
Многие годы, выступая со страниц периодической печати, рассчитанной на самого разнообразного и массового читателя, со страниц своих книг, педагогический мыслитель вел серьезный и сложный разговор о воспитании детей, процессах преобразования в школе. Александр Фёдорович учитывал, что эффективность этого разговора будет напрямую зависеть не только от значимости тем, но и от языка общения, от убедительности фактов, примеров.
В связи с этим А.Ф. Иванов, активно пропагандировавший свой опыт, осуществлял своеобразное педагогическое и родительское просвещение, избирал различные жанры публицистических материалов и их проблематику. О том, какие положительные результаты дает школа полного дня, Александр Фёдорович убедительно поведал в книге «Сельская школа», изданной в Москве в 1987 году. Книга была переведена на английский язык, издана в США. И автор даже получил из Соединенных Штатов небольшой гонорар.
Во всю силу! Полный день!
За полвека директорства Александра Федоровича никому неизвестная сельская школа стала одной из лучших в стране, она приобрела статус всесоюзной экспериментальной площадки. Именно в Мятлевской средней школе впервые была апробирована модель школы полного дня. За опытом в Мятлево приезжали педагоги не только со всей страны, но и из-за рубежа.

Не все по началу верили в успех эксперимента, звучали даже критические высказывания в адрес мятлевского педколлектива. Учителям пришлось «пережить» множество инспекторских проверок, доказать правильность выбранной программы.
В основе разносторонней деятельности Александра Федоровича как педагога, ученого и руководителя находилась идея сельской школы как школы полного дня, в которой деятельность всего педагогического и ученического коллектива пропитана глубоким воспитательным смыслом, направленным на становление личности гражданина. Сельские дети являются составной частью крестьянского общества, активно реагируют на происходящие в нем процессы и на их основе формируют взгляды, убеждения, жизненную позицию.
Успешной реализации программы полного дня содействовало не только обновление внутреннего и внешнего оформления школьного здания и прилегающей территории, но и наличие добросердечных отношений, уважения к личности обучающихся со стороны педагогов.
А.Ф. Иванов считал, что школа полного дня является прекрасной атмосферой для сотрудничества и сотворчества в судьбе каждого ученика – это школьное сообщество и содружество детей и взрослых. В этом был заложен тот идеал, к которому директор направлял себя и своих сотрудников – детей и взрослых.
Александр Федорович подчеркивал, что «как дирижер оркестра, используя различные инструменты, создает красивую музыку, так и директор школы, зная все тонкости характера, способности и недостатки учителей своего коллектива, должен создавать общий настрой в школе, сообща решать трудные задачи по обучению и воспитанию детей. Это главное и необходимое условие повышения творческой активности учителей». При этом директор называл коллег только по именам, и если обращался по имени-отчеству, они считали – чем-то он недоволен. В учительской царила аура хорошей, прочной дружбы. И это не могли не ощущать ученики.
Поиск А. Ф. Ивановым новых путей совершенствования процесса обучения учащихся, их воспитания и развития в сельских условиях привел педагогов школы во главе с директором к созданию особой творческой образовательной среды, где, используя потенциал учебных дисциплин, системы внеурочной и внеклассной работы, каждый учащийся может найти свою стезю, максимально реализовать свои способности и интересы, получить начальные навыки профессии, обрести качества, помогающие достигать успеха не только в школе, но и в дальнейшей его жизни.
«Если в школе нормальная человеческая атмосфера, в которой ученики и учителя могут без напряжения, без вреда для себя прожить целый день, тогда только и можно объявлять полный день. Объявить полный день — значит обеспечить детям полнокровную жизнь рядом с вами», – подчеркивал педагог-гуманист.
Особая образовательная среда
Школа как сообщество, складывалась усилиями плодотворного взаимодействия детей и взрослых. Это была созданная ими педагогическая реальность. Здесь сама дидактика требовала учета возможностей каждого школьника.
Составляющими такой среды являлись: сотворчество всех субъектов педагогического процесса; продуманный порядок дня, препятствующий возникновению умственных, нервных, физических перегрузок школьников; игра и искусство как фактор социализации детей; мотивация к образованию через всю жизнь; профессионализация ученичества; педагогизация социальной среды.
В основе деятельности Мятлевской школы полного дня лежало чередование учебы, труда и отдыха в течение всех десяти часов пребывания детей в школе с продленным днем. Занятия начинались с 9 часов и в начальных и средних классах после трех-четырех, в старших – после пяти-шести уроков наступал двухчасовой перерыв (время обеда, прогулок).
В начальных классах учитель после уроков чтения, письма, математики руководил еще час-полтора самоподготовкой детей, а после обеда и прогулки воспитатель вел уроки труда, музыки, изо, физической культуры.
В основной школе в начале дня проводились уроки математики, русского языка, биологии и физики, а также самоподготовка по ним под руководством учителей. В середине дня, кроме обеда и отдыха, проводились уроки трудового обучения, кружковые, секционные занятия. Такие предметы, как история, география, литература, изо, музыка, переносились на вторую половину дня.
В школе было организовано более 30 кружков и факультативов, что позволяло решать проблему всестороннего развития личности обучающихся. Учащимся старших классов предоставлялось право самостоятельного планирования своего внеурочного времени. Существенным обстоятельством является то, что школьники в случае необходимости, например помощь по хозяйству, после окончания занятий могут на время уйти домой, а затем вновь вернуться в школу, которая работает до 20 часов.

В целях повышения эффективности урока, как подчеркивал А.Ф. Иванов, преподаватели школы пошли на коррекцию структуры учебного процесса, уделяя максимально большое внимание выполнению учащимися самостоятельных занятий по подготовке ими домашних заданий под руководством учителя. Педагог выполнял функции консультанта, оценивающего умение ученика заниматься индивидуально. Подобная организация учебного занятия устраняла необходимость траты времени на проверку домашнего задания, следовательно, появлялась возможность для совместной деятельности учащихся.
Ключевым фактором подготовки гармонично развитого подрастающего поколения, по убеждению Иванова, является трудовое воспитание. Педагог исходил из необходимости формирования мировоззрения и выработки у школьников интереса к труду не путем авторитарных методов воспитания, основанных на принуждении, а на добровольности, естественном желании ребенка, свободе выбора деятельности и форм ее осуществления.
Всем, кто бывал в школе А.Ф. Иванова, испытывал его притягательную силу и ровный добрый свет, мир начинал казаться надежным и хорошо устроенным, а школа — навечно нерушимым центром этого мира. В Мятлевской школе создавались все условия, чтобы учащийся мог самостоятельно овладевать знаниями, гармонично развиваться. Именно в школе полного дня закладывалось настоящее и будущее российского образования. Мыслитель был убежден, что «так разрабатывается модель школы будущего. А будущее именно за школой полного дня. Так что мы смотрим в XXI век».
Ода сельскому учителю
На страницах произведений А.Ф. Иванова много очень значимых и теплых слов обращенных к сельским учителям. По его убеждению «практика показывает, что как ни хороши условия труда, учебно-материальная база школы, ее режим, а успех дела все же зависит от учителя, его педагогического мастерства, эрудиции и культуры. Он — главная фигура в школе, и не только в школе, но и в жизни села. Его личность, педагогическая и общественная деятельности должны соответствовать духу времени и требованиям общества.
Его творческий принцип, вдохновение в труде и общественной работе заражают детей и взрослых, высота его нравственного идеала преобразующее воздействует на людей, на весь тонус жизни села. Если учитель авторитетен, то за ним идут, ему верят.
Вот почему высокая ответственность, нравственность, культура, многосторонние знания и умения не могут не быть внутренней потребностью учителя. Он должен не только отлично знать свой предмет, психологию детей, владеть общественными профессиями, но и уметь петь, играть на музыкальных инструментах, разбираться в искусстве, в спорте, быть в курсе достижений науки и техники.
Учитель сельской школы должен не только обладать глубокими знаниями, быть всесторонне развитым, но любить сельскую природу, жизнь и быт села, его людей, жить их заботами, мыслями. Тогда он не станет скучать в деревне, стремиться в город и с досадой говорить о недостатках сельской жизни. Свою работу он будет рассматривать как часть общего дела всех тружеников деревни, как средство преобразования и совершенствования действительности».
Несмотря на многие объективные трудности, по убеждению А.Ф. Иванова, работа в сельской школе имела и свои преимущества. Учитель постоянно находился в контакте с детьми и родителями. Это позволяло ему лучше узнать жизнь каждой семьи, характер отношений, поведение детей вне школы, их интересы и возможности и наиболее точно определять методы и формы учебной и воспитательной работы, область приложения своих сил, направления творческого поиска.

Следовательно, личные черты характера, склад ума, энергия, индивидуальные особенности сельского учителя также являются, наряду с другими условиями, источниками творчества. Так, энергичный, жизнерадостный учитель всегда покоряет сердца детей и взрослых, добивается больших успехов в работе. У него всегда хорошее настроение, а оно, в свою очередь, стимулирует творчество учащихся.
Одно из важных профессиональных качеств учителя — потребность в общении с детьми, передаче им знаний, умений и навыков, всего, что знаешь и умеешь сам. Чем выше знания и опыт учителя, тем сильнее эта потребность, тем больше он получает удовольствия от своего труда, самоотдачи лучшего в себе детям. Труд становится увлечением, любимым делом, рождает чувство удовлетворения от хорошо исполняемого долга.
В свою очередь, это вызывает у учителя желание работать еще лучше, заниматься научным и методическим самосовершенствованием, чтобы творчески решать возникающие педагогические задачи.
А творческие успехи рождают радость, увлеченность своим трудом и вдохновение. Без вдохновения не может быть подлинно педагогического творчества. Вдохновение — это особое чувство учителя, обладающее духоподъемной силой, дающее ощущение полноты бытия. Долг учителя, как и каждого сельского интеллигента, собрать и сберечь все лучшее, что оставлено нам в наследство. прошлыми поколениями. Сберечь красоту, сельские обычаи, праздники, которые украшали жизнь!
Когда Александра Федоровича, спрашивали, думал ли он покинуть свою школу, он неизменно отвечал: «Нет, это исключено. Здесь, в селе, — моя жизнь. И если бы случилось чудо и снова вернулась моя молодость, я ничего бы не стал менять».
«Я люблю своих учеников и желаю им всех земных благ»!
По утверждению А.Ф. Иванова педагогическое творчество невозможно без знания особенностей их развития детей и, самое главное, без ответного творчества детей в деле своего собственного воспитания и обучения. В этом уникальность творчества учителя, это двуединый процесс. Когда учитель передает знания не по принципу «наполнения сосуда», а добывает, открывает их вместе с детьми, когда побуждает трудиться их ум, душу и руки, он помогает детям полюбить процесс познания, открыть смысл и радость учения, напряженного труда.
А.Ф. Иванов был убежден, что учитель должен уметь любить детей. Его любовь, основанная на знании детской психологии, ведет умственное и нравственное развитие школьников, содействует их духовному, человеческому росту и гражданскому взрослению.
Более того, Александр Федорович был убежден, что победить зло можно только добром. А приносить детям добро и радость есть вершина педагогической культуры и этики. И еще, любить ребенка — значит защищать его от зла, которого еще немало в жизни.
Поэтому педагогу необходимо в каждом маленьком человеке рассмотреть личность, воспитать в человеке порядочность, доброту, высокую духовность. Именно эти высшие нравственные категории должны лечь в основу всего учебно-воспитательного процесса.
Для Мятлевского директора не было плохих детей. Педагогов школы он призывал принимать ребенка таким, какой он есть, пусть даже он трудный это подросток. Задача учителя – понять ученика, войти в его положение. Это обязательно приведет к успеху.
Директор школы умел расположить к себе детей, выслушать его, попросить не торопиться, подумать. По его убеждению «дать детям радость успеха в учении — это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных детей, души которых гложет мысль, что они ни на что не способны, нельзя ставить ученикам двоек и уж тем более исключать из школы!». И потому педагог должен стремиться к тому, чтобы каждый его воспитанник пережил хоть однажды радость успеха.
На этом и был основан педагогический идеал, к которому стремился народный учитель России. Именно поэтому приезжали к Александру Федоровичу издалека люди, оступившиеся, совершившие какие-то ошибки. Они просили совета у мудрого учителя, а иногда и прощения за совершенное зло. Александр Федорович всех выслушивал, обогревал теплым человеческим словом. А это, согласитесь, дорогого стоит.

Вместо завещания
Вчитаемся и вдумаемся в мудрые слова Народного Учителя. «Жить надо честно, всегда помня о том, что наступит завтрашний день и надо смотреть в глаза людям. Чего нам не хватает сегодня? Прежде всего, доброго отношения друг к другу. Добро, которое сделано человеком для кого-то, обязательно вернется к нему сторицей. Это истина. К сожалению, уходят в прошлое наши народные праздники, с русскими песнями, танцами, общением. А традиции забывать никак нельзя, это наши корни. Село действительно жило миром: в радости и в горе всегда вместе.
Сегодня мы мало уделяем внимания воспитанию любви к своей малой родине у юного поколения. В них притупляется чувство патриотизма. Прежде всего, надо учиться. Я считаю, что будущее все-таки принадлежит образованию, науке. Если думать о процветании государства, надо думать о развитии системы образования. При всем своем уважении к новаторству в педагогике я отдаю дань сельской школе, которая оказалась консервативной в положительном смысле слова, которая еще сохраняет добрые традиции. В этом, безусловно, и заслуга учителей, которые ни при каких обстоятельствах не прекращают занятия.
Я считаю, что величайшей глупостью было разъединение народов СССР. Союз обязательно должен быть. К счастью, не все народы наши разъединились. Я с глубоким уважением отношусь к белорусам, отлично знаю эту нацию. В 1944 году мне пришлось освобождать Белоруссию от немецко-фашистских захватчиков, бывал я здесь и в послевоенное время и глубоко был тронут чисто человеческим отношением белорусов к нам, россиянам. Надо объединяться: это важно не с точки зрения политической, а нравственной. Все мы — славяне, у нас общие корни.
Желаю молодому поколению прежде всего, выбирать будущую профессию, жизненный путь, не ориентируясь на сиюминутные выгоды, материальное богатство, а подходить к данной проблеме более профессионально, исходя из своих способностей.
Главное, чтобы вы от своей работы получали удовлетворение. Поверьте, не все богатые люди — счастливы. Цель людей — не искать легкой жизни. Надо постоянно трудиться, создавать вокруг себя какой-то уют.
А вообще я бы хотел видеть нашу молодежь счастливой. Россия повидала много бед и горя, в ее истории было немало трудных бремен, но она всегда выходила из них достойно. Я верю в будущее России, оно должно быть прекрасным!
Святая благодарность
На уважении к человеку, даже самому маленькому, была построена педагогика Мятлевской школы – будь то теория или практика. Александр Федорович был очень любим в своем коллективе. Его уважали и берегли не только учителя, но и ученики. В этом и заключается счастье Учителя!
Может именно поэтому и по сей день не забывают благодарные ученики своего мудрого учителя и наставника, стараются в день памяти приехать в поселок, поклониться его могиле, посетить школу, которая с гордостью носит имя А.Ф. Иванова. Это духовно соответствует тому, чему посвятил свою жизнь и труд директор, педагог и ученый.
Александр Фёдорович был членом Совета по присуждению премий Президента и Правительства РФ в области образования, кавалером орденов Трудового Красного Знамени и «Знак почета». Был награжден медалями Н. К. Крупской и «За особые заслуги перед Калужской областью» II и III степени, являлся Почетным гражданином Калужской области, удостоен Золотого почетного знака «Общественное признание». И все же, он, прежде всего, был Учителем от Бога.
В 2005 году, вручая медаль «За особые заслуги перед Калужской областью», губернатор области Анатолий Дмитриевич Артамонов отметил: «Когда-то директору предприятия, если он был в этой должности 25 лет, давали орден Ленина. Было бы справедливо, если бы сегодня Александр Федорович был дважды Героем Труда или дважды Героем России. Но сегодня можно всю жизнь честно и успешно работать и ничего не получить. Вручая медаль «За заслуги перед областью», мы стараемся компенсировать эту несправедливость».
При этом несмотря на множество своих регалий, Александр Федорович оставался скромным порядочным во всех отношениях человеком, подлинным патриотом, беззаветно верным своей любимой школе и родной земле!
Руководство Калужской области с целью развития системы образования области и поддержки инновационного движения педагогических работников и студентов вручает премии и стипендии имени народного учителя Российской Федерации А.Ф. Иванова тем, кто как он предан родной земле, творчески учит и воспитывает школьников, развивает их и развивается сам. Причем это начали делать еще при жизни подвижника образования в 2004 году.
Ежегодно присуждаются восемь премий: директору городской общеобразовательной школы, директору сельской общеобразовательной школы, заведующему дошкольным образовательным учреждением, расположенным в городской местности; заведующему дошкольным образовательным учреждением, расположенным в сельской местности; учителям общеобразовательных учреждений, воспитателям общеобразовательных учреждений. Также присуждаются четыре стипендии студентам высших и средних педагогических учебных заведений.
1 сентября 2009 года в Мятлевской средней школе № 1 была установлена мемориальная доска в память об Александре Федоровиче. А 29 августа 2015 года в поселке Мятлево состоялась торжественная церемония открытия памятника Александру Федоровичу Иванову. Бронзовую композицию работы скульптора Сергея Лопухова поставили на площади перед школой. Средства на памятник собрали из пожертвований жителей района при поддержке благотворительного фонда «Возрождение».
Все это — выражение огромной благодарности земляков и дань памяти Александру Федоровичу, посвятившему жизнь Школе, Детям, Воспитанию, Образованию и Науке.
Педагогическое наследие Александра Федоровича Иванова помогает нам лучше понять, какой должна быть подлинная школа, воспитывающая гражданина, обращенная к личности ребенка и устремленная в будущее!

Мудрые заповеди педагога-гуманиста
- Когда я выхожу из дома, мне навстречу бегут ребятишки. Иду по улице — все меня знают, я всех знаю. И эта связь между людьми, нормальная, добрая, теплая, и есть смысл моей долгой учительской жизни.
- Любить ребенка — значит защищать его от зла, которого еще немало в жизни. Форм и методов защитного воспитания много, но суть сводится к тому, чтобы привить ребенку чувство собственного достоинства, способность сопереживать, дружить, любить, а с другой стороны, защитив, школа обязана еще и открыть перед ребенком «посильные трудности», которые тот должен научиться преодолевать, и при этом осознавать нравственную ответственность за все происходящее вокруг.
- У нас особое положение, а потому и особая степень ответственности. Школа полного дня означает, что большую части времени дети общаются не с родственниками, а с учителями, воспитателями, руководителями кружков. Представьте себе, что ребенок не нашел должного контакта с одним из них. Тогда дни в стенах школы превратятся для него в насильственное отбывание. Учитель должен принимать ребенка таким, какой он есть, трудный ли это подросток или нет. Просто задача учителя войти в положение ученика, понять его. Только тогда можно добиться успеха.
- Уроки, обязательные задания иногда утомляют школьника (особенно в старших классах). Значит, остальное время должно послужить развитию его личности. Ты ребенок. Но не забывай, что скоро станешь взрослым. Деятельность, которая необходима для развития творческих (именно творческих, а не исполнительских!) способностей в детском возрасте, не исчерпывается пустой бездумной активностью. Нужна деятельность для ума, требующая находчивости, сообразительности. Другими словами: работают руки, а ум решает. Руки учат разум.
- Школа — страна Вечной Весны. Еще лежит снег, еще не вышло из пелены детское сознание, а уже там, где мы обогрели ум и сердце ребенка, появились первые проталинки. Мы радуемся им, поощряем вниманием и добрым отношением, и проталинок становится все больше, они растут — наконец ребенок пробуждается к настоящей, буйной и дружной весне своей жизни. И это красивое время его жизни мы проживаем вместе с ним.
- В школе определяющая роль принадлежит учителю. Учителю сейчас нужно очень много сил, чтобы работать в школе, оставаться непререкаемым авторитетом для учеников. Стала ли для детей школа домом радости? Предвижу сомнение: а может ли быть такой школа? Интересы воспитания детей обязывают педагогические коллективы перестроить всю внутреннюю жизнь школы, создать в ней стиль отношений, основанный на глубоком уважении личности ученика, доверии, душевной теплоте, понимании возможностей и запросов ребенка.
- Достоинство и простота — обязательные спутники талантливого учителя. Он к унижению в принципе не способен. Жизнь, работа с детьми научили: все живое трепещет, излучает, чувствует. И ты без слов понимаешь, кто к тебе пришел, зачем, как с ним разговаривать. Мне почему-то всегда везет на ребятишек. С самого начала, когда первая моя школа была всего лишь крестьянский дом с несколькими столами для занятий. И когда было по-настоящему трудно, дети поддерживали меня, согревали, помогали все преодолеть. И сейчас: у малышей есть потребность подойти, обнять, рассказать о себе что-то доброе, поделиться конфетой. Прислушиваюсь к душе и многое могу услышать. Почувствовать, кому тяжело, позаботиться о нем, поддержать. Но нет хуже для учителя, чем кого-то выделить. Дети сразу почувствуют это. Ко всем надо относиться спокойно, с уважением, никого не ставить в особое положение.
- Общаясь, мы показываем друг другу, сколько много человеческого в каждом человеке. Отражаем в другом его лучшие черты. В каждом ребенке своей школы я люблю человека. Приезжаю в другие школы, смотрю, какие там дети, — нет, мои самые красивые, самые добрые. Родные. Ведь мы с ними в постоянном живом взаимодействии! Столько в них нас самих! Я утром, до уроков, просто иду по школе, захожу в классы, смотрю на учителей. Кто как себя чувствует, у кого какое настроение. Зачем-то мне надо так пройти по школе.
- В людях, которые 30–50 лет назад учились в нашей школе, я по-прежнему вижу детей. Они до сих пор приходят ко мне поговорить, разобраться в себе. И я только теперь понимаю, где был не прав, где мог помочь, а не догадался. От этих разговоров что-то изменяется во мне, в моих отношениях с нынешними учениками. Одно во мне не меняется: отрицательное отношение к наказанию. Как бы тяжела ни была ситуация, всегда можно найти из нее благородный выход. Нехорошо кричать, стучать, унижать — особенно публично. Возникает неприятное напряжение, я сам не могу в нем находиться и в школе этого не допускаю. Пока держится напряжение, педагог работать не может. Разрешаются сложные ситуации не умом, потому что все предусмотреть нельзя, а сердцем учителя. Мудрым, терпеливым, добрым сердцем!
Михаил Богуславский, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института содержания и методов обучения, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»
Фото из книги «Александр Федорович Иванов. ИЗБРАННОЕ», Министерство образования и науки Калужской области, Калужский государственный институт модернизации образования
Комментарии