search
main
0

​Вклад в культуру – вклад в будущее России

Александр КАЛЯГИН, председатель Союза театральных деятелей РФ: – Когда я возглавлял комиссию по культуре в Общественной палате, мы специально сделали доклад «Культура и будущее России. Новый взгляд».

Мы предложили действительно новый взгляд, что культура – это не сфера услуг, последняя в очереди за бюджетом, она уникальный, неисчерпаемый ресурс, без которого невозможно никакое развитие: ни экономическое, ни социальное, ни демографическое, ни военное. Культура – это инвестиция в человека, в будущее сильной и процветающей России.Карен ШАХНАЗАРОВ, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм»:- Культура начинается с образования. Образование – это основа основ культуры. Мне кажется, было бы логично именно в Год культуры в России ввести обязательный экзамен по литературе в школах. Мне кажется, вообще было бы правильно ввести курс классической русской литературы во всех вузах страны, включая технические вузы и военные, средние и высшие учебные заведения.В большинство крупнейших музеев мира люди до 18 лет могут попасть бесплатно. Я думаю, что было бы логично, если бы в Год культуры мы ввели эту практику и в Российской Федерации, во всяком случае хотя бы в отношении основных, базовых музеев. Я понимаю, что это будет определенной потерей для музеев, но вполне возможно, что это не такие уж большие материальные потери.К сожалению, у меня ощущение, что мы присутствуем при конце цивилизации читающей и рождении цивилизации смотрящей. Я думаю, все обратили внимание, что сегодня на пляжах, в самолетах, в поездах, в метро все смотрят кино, то есть слова классика о том, что оно важнейшее, становятся еще более весомыми. В этом смысле мы не можем сказать, что можем наполнить этот рынок своим, отечественным кино, что, на мой взгляд, тоже грозит нам потерей того самого культурного суверенитета.Алексей ВАРЛАМОВ, писатель, исследователь истории русской литературы XX века:- Русские люди, когда приезжают за границу, идут в музеи, смотрят эти картины, им Интернета недостаточно. Когда у нас случаются культурные события, мы видим, какие очереди выстраиваются в музеи, как продлеваются выставки, для того чтобы люди могли это увидеть. То есть культура жива в народе, потребность народа в культуре, тяга к культуре, безусловно, существует. Другое дело, что все это, как мне представляется, запасы того воспитания, того образования, которое мы получали в прежние годы, нет никакой уверенности, что молодое поколение будет так же восприимчиво к культуре, как поколение старшее. Поэтому связь культуры и образования, безусловно, вопрос ключевой, вопрос, который требует обсуждения, и не просто обсуждения, но решения.Все мы так или иначе сетуем на систему образования, все мы говорим о том, что необходимо вернуть не только литературу в школе в качестве обязательного предмета, но по крайней мере и гуманитарные предметы: историю, обществоведение, географию, потому что без этого мы не получим людей в истинном смысле этого слова патриотически настроенных и образованных. Причем, с моей точки зрения, необходимо, чтобы экзамен по литературе был не в форме ЕГЭ, не в форме теста, что для литературы противопоказано, а то полноценное сочинение, которое мы все когда-то писали. Думаю, сочинение необходимо вернуть не только в качестве выпускного экзамена в школах в качестве обязательного предмета, но и обязательного предмета для поступления во все высшие учебные заведения. Это действительно поднимет статус литературы как предмета.Я думаю, во многом благодаря литературе мы сохранились как народ, сохранили свои традиции, устои, в конце концов, просто выжили благодаря этому. Если вдруг на нас это сегодня прервется, при нас дети перестанут это читать, герои «Капитанской дочки», «Войны и мира», «Преступления и наказания», шолоховские герои будут для них пустым звуком, то это будет ужасно. Китайцы – северные и южные китайцы – могут говорить на совершенно разных диалектах и не очень друг друга понимать, но стоит им нарисовать иероглиф, как они друг друга поняли. Для нас литература такого рода иероглиф, и этот иероглиф мы должны сохранить.Архимандрит Тихон:- В послереволюционный период стремительное разложение всех элементов общей культуры было предотвращено возрождением ряда важнейших составляющих традиционной в России системы классического образования, включением огромных возможностей государственной машины для приобщения народа к русской и мировой классической культуре. Результатом этого в целом удачного решения, к примеру, стала система советского гуманитарного образования в школах и вузах. Именно эта система приобщения к классической отечественной и мировой культуре, а также система воспитания, во многом основанная на исторически сложившихся в России духовно-нравственных национальных идеалах, несмотря на все давление тоталитарной идеологии, во многом сформировала мировоззрение народа.Некоторые реформы образования иногда приводили у нас к духовной примитивизации личности, так, в середине XIX века разного рода реформами решительно изменили и систему образования, в частности, как и сегодня, было сокращено количество часов по литературе и истории, вместо них сделали прагматический упор на естественные науки и законоведение. В результате через 10 лет выяснилось, что выпускники гимназий почти поголовно не имеют совершенно никакого представления о лучших произведениях отечественной литературы, а имена Гомера, Шекспира и Гете им ничего не говорят. Реформой министра народного просвещения Головина в 1864 году ситуация была решительно и вовремя исправлена. Важнейшим неотложным практическим шагом сегодня должно стать возвращение на должное место великой русской литературы в школах, вузах и в целом в духовном пространстве России. В первую очередь речь идет об увеличении количества часов по русской и мировой литературе в школах. Для нашей страны приобщение к великой русской литературе и к культуре в целом – это не просто образовательная задача, а важнейший фактор духовного притяжения, благодаря которому объединяются разные народы, люди разных религий и даже убеждений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте