Анна Постникова, директор школы №1354, из династии учителей. Божий дар педагога ей передался от отца, бабушек и дедушек. Родители Анны Львовны – талантливые физики. Когда их перевели в Москву, вся семья поселилась на Юго-Западе столицы.
Когда я беседовала с Постниковой, то решила, что Анна Львовна преподает русский язык и литературу, уж словесника никогда не спутаешь с малоэмоциональными, подчеркнуто строгими математиками или физиками. А говорит она на хорошем литературном языке, образно, легко и плавно, вот как, например, рассказывает о своем детстве: «Все мое детство прошло в подмосковной Кашире, на высоком берегу Оки, в тесном дворике. Две сотки бабушкиного садика-огородика были для меня целым волшебным миром. Там было все: белоснежный жасмин, вишня, яблони, крыжовник, помидоры, огурцы, за дровяным сараем даже кустик клубники, живописно расположившийся над самым родничком. Из садика были видны Ока и дальние леса, и у меня создавалось впечатление, что ты паришь над этой красотой и она принадлежит только тебе. Именно там я научилась мечтать».Есть у Анны Постниковой еще один талант, без которого директору школы никуда, – она умеет организовать, зажечь, увлечь интересной идеей. Училась в 1205-й школе, два года была секретарем комсомольской организации, членом райкома комсомола. Направление в педагогический вуз ей дали сразу. Домой пришла в особо приподнятом настроении и тут же поделилась своей радостью с родителями, но это известие их не только не порадовало, а даже расстроило, ясный удачный день для нее стал пасмурным. Отец начал отговаривать: такой студенткой, как она, любой вуз будет гордиться, мама расплакалась. Но дочь настаивала на своем, даже аргумент: «Всю жизнь будешь носить белый верх, черный низ» на нее не подействовал. Гены победили. Тем более что по линии отца у нее сплошь педагоги: прадед Семен Львович Суходолец – сельский учитель, дедушка Георгий Семенович – историк, вечный завуч железнодорожного техникума, бабушка Агафья Ивановна – химик и биолог, отец Лев Георгиевич Суходолец – физик, доцент МИВЗА, две сестры тоже учительницы, ее дочка Мария Калаженкова – завуч в той же школе.Учиться в педагогическом институте Анне Постниковой нравилось, но почему-то хотелось, чтобы быстрее пролетели студенческие годы и она наконец оказалась бы в школе. На четвертом курсе началась практика, эти дни для нее были самыми замечательными. Общение с детьми, первые собственные уроки показали, что это ее профессия на всю жизнь. Но то, что произошло в конце практики, заставило ее принять неожиданное решение, от которого ее никто не смог отговорить: в школу работать не пойдет.Что же произошло? Однажды ей пришлось наблюдать такую картину. По коридору школы шла директор, а встречавшиеся ей учителя вытягивались в струнку и довольно низко кланялись своему руководителю. Это раболепие и чинопочитание охладили Анну. Она тогда же сказала: «Я не смогу так прогибаться, у меня спина не так устроена». Поскольку у Анны Постниковой было математическое, а не филологическое образование, как я думала, она пошла в вычислительный центр одного предприятия. Проработала там инженером десять лет, занималась наукой, но ее тянуло в компьютерный класс в подшефной школе №1205, где она вела уроки и где учились старшие дети Анны. Ее стали убеждать, что она прирожденный педагог, советовали перейти в школу. Какое-то время она разрывалась между двумя любимыми работами, но после рождения третьего ребенка ушла в школу навсегда. Правда, дома пытались ее снова отговорить, боялись, что она в школе будет проводить все 24 часа. Чтобы успокоить родных, ей пришлось написать расписку, в которой обещала приходить домой не позже трех часов. Начала работать учителем в октябре, а уже через месяц у нее была нагрузка 42 часа, еще через несколько месяцев Анну Львовну назначили завучем. Однажды она вернулась домой особенно поздно. Ее окружили родные. Муж вынул расписку и демонстративно порвал.«С благодарностью и нежностью я вспоминаю годы работы в школе №1205, – говорит Постникова. – Именно там я научилась не рубить сплеча, видеть в каждом ребенке личность, уважать чужое мнение, даже если с ним не согласна. Именно там я стала сторонником концепции успеха, которая теперь является основой воспитания детей в школе».В 1999 году Анну Львовну назначили директором новой школы. Она только еще строилась, поэтому директору достались голые стены, не было еще и оборудования, не было учителей. Однако она с большой радостью согласилась, потому что в такой ситуации и можно создать самую современную школу, где любят детей, где они нужны и интересны педагогам. Именно теперь она могла ввести свою педагогическую систему, которая давно у нее сложилась в голове: «Я видела свою школу гостеприимным добрым домом, где у детей есть полная свобода и возможность жить по-своему и отвечать за свои дела. Это должна быть школа, где основа основ – СОтрудничество, СОтворчество, СОдружество, потому что только в рамках «СО» можно творить и быть свободным». Из кого создавала свой новый коллектив учителей Анна Львовна? Из талантливых, творческих людей. Если у директора есть что сказать учителю, предложить что-то интересное, затрагивающее душу и разум, тогда за ним пойдут хорошие педагоги, которые постоянно стремятся к творчеству, которым чужд застой. К Анне Львовне потянулись коллеги именно с такими данными, они тоже хотели создавать школу, которую будут любить все дети. «Ритм жизни, который сложился у нас, – говорит Анна Львовна, – не каждому по плечу».Ровно 10 лет назад Анна Львовна создала свою Я-концепцию, которую долго вынашивала, во время участия в конкурсе «Лидер в образовании» она смело предложила свое видение современной школы, говорила о том, что школа прежде всего должна быть школой успеха, но пока обучение стоит на первом месте, а воспитание ведется по остаточному принципу. Тогда, выступая перед членами жюри, Анна Львовна пыталась всех убедить, что все должно быть наоборот, но не смогла.Какой себе представляла школу Анна Львовна через десять лет? Школа завтра – это школа сотрудничества, соуправления, высокой нравственности, которая оснащена на самом высоком уровне, в которой приветливые учителя, в которой хочется учиться и жить. Школа, где у каждого ребенка компьютер, свободный доступ к библиотеке, где учителя не только учат, но еще и поют, танцуют вместе с детьми, где у ребят есть свои мнение и позиция, которые взрослые уважают.Когда Анна Львовна разрабатывала свою концепцию, многие не понимали, что это такое, как изменится школа с ее введением. Между тем Я-концепция школьного образовательного пространства о том, что школа становится местом радости, спокойствия и сотрудничества. «Сегодня резко увеличилась скорость происходящих в обществе процессов. Жизнь ставит перед человеком задачи, доселе ему не знакомые, требует от него быть способным к самообразованию на протяжении всей жизни. В этих условиях школа становится одним из основных социальных институтов, она вместе с семьей прививает нормы позитивного и креативного мышления. Считаю необходимым перейти от классического школьного треугольника (учитель – ученик – родитель) к объемной пирамиде, выходу в социальное пространство» – так коротко Анна Львовна охарактеризовала свою концепцию, которая в корне изменит школу. Такой идеей, миссией школы, работающей на будущее, должна стать идея развития личности любого участника образовательного процесса. Сама система работы школы должна быть направлена на то, чтобы каждый видел свой успех.Анна Львовна верила, что придет время, и концепция будет принята, через десять лет она вошла в жизнь школы. Когда Анне Львовне вручали медаль «Заслуженный учитель», она, получая ее, не удержалась и сказала, вернее, прочитала отрывок из своего сочинения «Школа моей мечты», которое написала еще на конкурс «Лидер в образовании». Тогда члены жюри посчитали ее мечты слишком смелыми, а теперь они стали реальностью.В школе №1354 реально действует школьный совет. Здесь учителя, ученики и родители на равных решают насущные проблемы. Над ними не довлеют авторитет учителя, авторитет директора. Они с первого класса привыкают отстаивать свое мнение. По принципу совета действуют и родительский комитет, и управляющий совет. Есть в школе кодекс чести, который содержит свод нравственных законов. Они записаны в тетрадях, специально изданных для школы №1354. Есть еще один документ – декларация согласия. Здесь тоже есть своя особенность. В ней не говорится отдельно о правах ребенка, о правах педагога, в ней утверждаются права человека – любого участника образовательного процесса. В школе не принято кричать на детей, выгонять ученика из класса. Об этом в самом начале после принятия документа Анна Львовна сказала так: «Если учитель кричит на детей, значит, он тем самым дает право кричать на него». Права одинаковы для всех.Поначалу немало случалось в жизни школы казусов. Года два ушло на то, чтобы все уладилось, чтобы все поняли, что уважение прав друг друга – основа всей школьной жизни. Дольше всех не воспринимался пункт, который позволяет уйти от конфликтов: право на ошибку имеет каждый, нужно не просто извиняться, а признать, что был не прав, и раскаяться. Был такой эпизод. Как-то мальчик-пятиклассник разбил стекло в двери, никто этого не видел, и он мог бы промолчать. Однако мальчик сам подошел к охраннику и сказал: «Дядя Андрей, извините меня, это я разбил стекло, снимите, пожалуйста, мерку, я скажу папе, мы с ним в субботу все починим».В этой школе каждый считает себя успешным, сумевшим проявить себя в каком-нибудь деле, а не в учебе (все быть отличниками не могут, таков закон природы). Это и способность лучше других оформить газету, мастерски прочитать стихи, сыграть на сцене, быть первым гимнастом или футболистом. Хорошо петь или играть на каком-то инструменте достаточно для того, чтобы ребенка уважали все – и сверстники, и учителя, а главное, он сам считал себя успешным и гордился собой.В полноправной жизни школы, полной радости, веселости и открытий, участвуют все шестьсот детей. Каждый уверен, что без него коллектив класса, а значит, и школы не обойдется. У каждого своя роль, и тоже важная, не второстепенная, не эпизодическая. Все роли главные, а этого, поверьте, достичь очень и очень нелегко.Из школьных праздников самый важный день рождения школы, который отмечается 29 октября. Есть свой гимн, символ школы – журавлик, который парит над школой и далеко виден. Птица мечты, высокой цели. Перед самым 1 сентября устраивается пикник, самой важной его частью становятся разговоры. После летней разлуки все делятся воспоминаниями о прошедших каникулах, а потом почти сразу начинается подготовка к дню рождения школы. Едва закончится этот грандиозный праздник, начинается фестиваль. Вот тут особенно ярко проявляется творчество каждого, выставляется и показывается все, дети, которые здесь учатся, как говорится, рукастые, они готовят выставки рисунков и поделок, фотографий, стенгазет. Весь первый этаж обычно бывает увешан и уставлен. Настоящее пиршество фантазии! А в это время другие показывают себя на сцене – читают стихи, представляют небольшие спектакли, поют, танцуют, играют на фортепьяно. После этого начинается подготовка к Новому году, и опять каждый класс занят своими идеями, их воплощением в бурную, увлекательную школьную жизнь, в дело вовлекаются родители, причем по собственному желанию. Одни из-за особенностей своего характера не могут устоять, чтобы не заразиться общим делом, другие – по их примеру. К Новому году каждый класс что-то готовит. Вся школа делает проекты, она разбивается на зоны полезного действия, за каждую отвечает какой-то класс, коллективный проект может создаваться целый год. Едва закончились новогодние праздники, в январе-феврале проходят олимпиада, разные игры, дальше наступает театральная неделя и каждый класс ставит какой-нибудь спектакль, 10-11-е образуют одну команду КВН, вторая состоит из учителей. Состязания проходят очень интересно. Наконец, подходит время готовиться к параду, вся школа высыпает во двор, ведь по традиции в этот день начинает работать фонтан Славы, ребята и ветераны, пришедшие в гости, пускают в небо шарики, к которым привязывают журавликов.Вот так проходит весь год у 1354-й школы. Чувство успеха в конце года есть у каждого, каждый чего-то добился, в чем-то преуспел. Всего за год здесь раздают около 2 тысяч грамот.В школу все ходят с удовольствием. Скажем, для детей начальных классов самое строгое наказание, если дома скажут, что завтра не пойдешь в школу. С родителями у школы тоже хорошие отношения, они идут в школу с полной уверенностью, что сегодня опять об их ребенке скажут что-то хорошее, подключаются ко многим делам, которыми заняты их дети, к примеру, вместе с классом сына или дочери издают книги, делают стенды. Четвероклассники готовят проект «История моей семьи в истории моей Родины», им тоже помогают родители, но не делают за детей, а работают вместе с ними. У пятиклассников другое задание, которое они сами себе придумали, – проект «Я люблю свою Россию». Ребята изучают старинные обряды, национальные русские костюмы, традиции, исторические памятники, шестиклассники изготавливают игрушки мира.Как-то Анна Львовна сказала учителям, что каждый предмет воспитывает. Кто-то возразил: «Только не математика». На что Анна Львовна ответила: «И математика тоже. Она дает сотни возможностей для разговора с детьми на темы воспитания. С помощью математики вырабатываются сила воли, внимание. Она учит думать, математика способствует развитию личности, как, впрочем, и любой другой предмет. Учителю очень важно научиться вести уроки не для успешной сдачи ЕГЭ, не только для интеллектуального развития, а прежде всего для личностно-социального». Такой подход и сегодня необычный, мнение директора не все разделяют.Анна Львовна, заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, почетный работник общего образования РФ, вложила огромный труд, организаторский талант, весь опыт и душу, чтобы создать школу будущего, школу своей мечты. В итоге школа №1354 стала одной из лучших московских школ, она занесена в реестр «Ведущие образовательные учреждения России». А вот так отзываются о школе дети и их родители: «Школа очень хорошая, замечательные преподаватели, красивый интерьер. Добрая и теплая атмосфера, понимающие учителя. Они всегда выслушают и поймут» (Алина Кузьмина, ученица); «Детям такая активная жизнь нравится. Здесь этому учат, дают навыки, необходимые в современной жизни. Здесь в олимпиадах участвуют все, а не три человека, в ежегодном школьном спектакле – по 20 учеников из каждого класса, а в фестивале – каждый ребенок» (родители).«Школа – это маленькая модель большого мира, – считает Анна Львовна. – Какова школа сегодня, таким мир станет завтра. Пусть журавлик наш летит высоко! Пусть каждое утро нас встречают улыбающиеся лица детей и родителей. Пусть зовет нас в полет высокая мечта!»
Комментарии