search
main
0

«Живые» практики поддержки детской инициативы

​Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, – поддержка разнообразия детства. Что может быть источником разнообразия в современном быстроменяющемся мире?

Сегодня общепризнано: первый источник разнообразия – ценность познания и творчества, определяющая субъективное восприятие мира с детских лет. В связи с этим принципиально меняется содержание и организация образовательного процесса уже на уровне дошкольного образования. В основе обновления лежит конструирование социальной ситуации развития детей, способствующей поддержке индивидуальности и детской инициативы. Это происходит через создание условий для свободного выбора детьми различных деятельностей, их участников и форм совместности, а также условий для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей. Установление доброжелательных отношений в группе детей и за ее границами (между педагогами и родителями) обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, овладение им культурными средствами деятельности и способами коммуникации, поддержку образовательных инициатив семьи. Инициативный ребенок дошкольного возраста – что это значит? Программы дошкольного образования достаточно точно очерчивают это личностное качество ребенка, например, по Программе дошкольного образования «Истоки» в младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) инициативность проявляется в выборе ребенком тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка – общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Он может выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности. Так считают авторы программы «Истоки». При этом свобода и самостоятельность – не вседозволенность и анархия, а раскованность, открытость, необыденность неразрывно связаны с культурой поведения. «Детоцентрический стандарт» (А.Асмолов) утверждает позицию уважения к ребенку. Уважать – значит считаться с ребенком, учитывая, насколько то или иное дело важно для него здесь и сейчас, насколько то, что он делает, соответствует содержаниям, заложенным в культуре. С позиции педагога, следуя за Янушем Корчаком, это значит уважать труд познания и возможные неудачи в нем, уважать детские тайны, текущий час и сегодняшний день ребенка. Главное для взрослого – ценить горизонты незнания детского и своего. Таким образом, следующий источник «разнообразия детства» – это культура детства. Как выразить, то есть описать, основания современного дошкольного образования (заложенные стандартом) на языке реальной жизни ребенка в группе детей дошкольного возраста и детско-взрослого со-действия, завязать на конкретные действующие образовательные технологии? Ответу на этот вопрос был посвящен Фестиваль творческих проектов педагогов по поддержке индивидуальности и инициативы детей дошкольного возраста в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Организаторами фестиваля были Департамент образования, Московский институт развития образования совместно с Московской городской организацией Общероссийского профсоюза образования и городским экспертно-консультативным советом родительской общественности. Цель фестиваля – распространение образовательных практик моделирования социальной ситуации развития детей, способствующей поддержке детской индивидуальности и инициативы, овладению детьми культурными средствами деятельности и способами коммуникации. Он был посвящен Году культуры в России и проводился под девизом «Москва – город культуры детства». Важнейшее значение имел подготовительный этап фестиваля, завершившийся разработкой его концепции и положения. Кураторы фестиваля провели фокус-группы с педагогами и руководителями образовательных организаций, чтобы очертить проблемное поле, которое станет содержательной основой городского Фестиваля творческих проектов педагогов по поддержке индивидуальности и инициативы детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО. Осуществлялась максимальная степень конкретизации ответов на такие вопросы, как:     Что существенного, на ваш взгляд, упускают в образовательном процессе по поддержке инициативы и индивидуальности детей? Что надо делать сегодня педагогам, чего они не делали прежде?     Каковы ваши универсальные рецепты (эффективные стратегии, технологии) поддержки индивидуальности и инициативы детей?    В каких условиях лучше развивается инициатива и индивидуальность?     Ваше мнение по поводу утверждения: «Личная свобода (автономия) – базис для развития индивидуальности и инициативы ребенка». Можете ли привести позитивный пример реализации этого утверждения на практике?     Сегодняшнему педагогу по душе тот ребенок, что склонен соглашаться с его мнением, а кто всегда конкурирует, попадает в категорию «неудобного ребенка». Что с этим делать?    Предложите конкретные (малые) дела и шаги, чтобы помочь педагогам дошкольного образования активнее продвигаться в содержании образовательной и воспитательной работы по поддержке индивидуальности и инициативы детей в свете реализации ФГОС ДО.     Внесите предложения в Положение о Фестивале творческих проектов педагогов по поддержке индивидуальности и инициативы детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО.Результатом обсуждений стало описание разных аспектов образовательной среды на языке реальной жизни ребенка в группе, разнообразных технологических решений в области развития содержания дошкольного образования, создания условий реализации образовательной программы, системы оценки результатов ее освоения.Сам фестиваль стартовал в марте и завершился 22 мая 2014 года настоящим праздником творческого сообщества педагогов дошкольного образования, который прошел в Московском институте развития образования. Оргкомитет фестиваля рассмотрел более 80 заявок из образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования. По итогам первичной экспертизы были отобраны 64 творческие работы, эксперты Московского института развития образования осуществляли индивидуальное методическое сопровождение их авторских педагогических коллективов (в этой работе приняли участие более 200 педагогов). Лауреатами фестиваля стали 25 неординарных проектов искренне увлеченных детей и взрослых, реализуемых в образовательных организациях девяти округов Москвы. Представленные работы отражали самые разнообразные способы и направления поддержки педагогами детской инициативы; это в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом сегодня входит в состав обязательной части содержательного раздела основной образовательной программы дошкольного образования. Именно они были вынесены на суд широкой общественности в Московском институте развития образования, в стенах которого собрались лучшие из лучших педагогов дошкольного образования Москвы. Педагоги представляли свои работы так, чтобы гости фестиваля могли не только ознакомиться с их содержанием и их авторами, но и окунуться в атмосферу образовательного процесса, нацеленного на детское развитие, попытаться прожить и примерить современные развивающие педагогические технологии на себя и собственную практику работы с детьми. Для этого они использовали пространственные тематические композиции; видеофильмы, слайд-шоу и фотоколлекции; авторские эссе; мастер-классы; игровые сеансы; проблемные диалоги с гостями; организованное пространство для дискуссий и другие интерактивные формы, отражающие педагогические идеи и находки участников фестиваля. Жизнь проектов – лауреатов фестиваля – проходила на площадках импровизированных мастерских, раскрывающих различные способы и направления поддержки педагогами детской инициативы и индивидуальности. Коммуникативной инициативе во взаимодействии ребенка с другими детьми и взрослыми были посвящены работы «Карта мечты» (школа №1371, ЗАО), «Мир детства в стране Образование» (гимназия №1562 имени Артема Боровика, ЮВАО), «Карусель детских вопросов» (школа №1262 имени Островского, ЦАО), «Сказка на день и мир целиком, или Способы выражения себя и мира через себя» (центр образования №734 «Школа самоопределения», ВАО), «Неведомые дорожки» (гимназия №1507, ЮЗАО). Творческая инициатива в игре и в процессе овладения детьми социокультурными ценностями раскрывалась в работах «Читай-дерево» (гимназия №1532, ЮЗАО), «Театр глазами детей» (гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория», ВАО), «Гадкий утенок» (спектакль по мотивам сказки Г.Х.Андерсена) (гимназия №1306, ЗАО), «Тайна театральной куклы» (школа №2005, СЗАО), «Ребенок четырех – пяти лет: куклы своими руками» (лицей №1367, ЮВАО), «Хорошо, когда с утра начинается игра» (гимназия №1512, ВАО), «Книжкин дом» (школа №842, Зеленоград). Конечно, педагоги не обошли вниманием развитие детской познавательной инициативы и любознательности, хотя в целостном развитии ребенка все взаимосвязано. Подтверждением этому служат работы «Занятие, продолженное детьми» (Центр образования №734 «Школа самоопределения», ВАО), «Гольяново – территория без опасности» (лицей №1598, ВАО), «Большие возможности маленькой пуговицы» (школа №1056, СЗАО), «Два шага в «Страну Чудес»: береги и созидай!» (Центр развития ребенка – детский сад №2662, СЗАО), «Время и его история во времени» (школа №709, СВАО), «Рождение герба. История и современность» (школа с углубленным изучением экономики №240, СВАО), «Экспериментирование: исследовательская деятельность детей и взрослых» (школа №1908, ЮВАО), «Мир вокруг нас» (школа №1474, САО). Важнейшие психические новообразования дошкольного возраста, определяющие готовность ребенка к участию в ответственной социальной жизни в настоящем и будущем, – это становление произвольности и целеполагания в разных видах деятельности. В работах педагогов были показаны возможности использования с этой целью как универсальных традиционных игровых и образовательных средств, так и современных технологий: проблемные диалоги и проблемные ситуации возникали у каждой экспозиции. Главный вопрос гостей, заданный психологу школы №1908 ЮВАО автору проекта «Экспериментирование: исследовательская деятельность детей и взрослых» Галине Зубовой, был о том, как ей удается делать ребенка и взрослого партнерами в исследовании окружающего мира. Галина Геннадьевна ответила, что организацию детско-взрослого экспериментирования они начали практиковать с группы кратковременного пребывания «Вместе с мамой», где опробовали игровые сеансы для родителей с детьми от 1,5 до 3 лет. Она стала увлеченно рассказывать и показывать, чем сегодня насыщены и как работают их экспериментальные лаборатории: сегодня их могут посещать не только в индивидуальном режиме, но подгруппы и даже целые возрастные группы детей. Вместе с Галиной Геннадьевной гости заглядывали в содержимое многочисленных ларцов, расположенных на столиках. В одном из них было много довольно простых и знакомых вещей, используемых в повседневной домашней жизни. Галина Геннадьевна достала солонку, стаканчик с отверстиями для зубных щеток, разные емкости с цветными шариками, пояснила, что родители обычно бывают крайне удивлены, что действия с такими простыми предметами могут вызывать огромный интерес и восторг у детей, да собственно, и у самих родителей. Зубова представила также «Лабораторию песка» для игр и экспериментирования с сухим и мокрым песком. Подцветка ящика с песком завораживала и придавала некоторую таинственность действиям с ним. Автор показала, как по-разному можно рисовать на песке: всей кистью руки, пальцами, частью запястья, с помощью мягких кисточек, а из отпечатков на песке, оставленных заглушкой для кухонной раковины, получаются очень красивые и необычные узоры. На другой интерактивной площадке «Гадкий утенок» (спектакль по мотивам сказки Г.Х.Андерсена) на вопрос «Какова идея проекта?» его автор педагог дополнительного образования гимназии №1306 ЗАО Ольга Московкина ответила, что историю о «Гадком утенке» дети выбрали сами для театрализованной деятельности. Они будто интуитивно поняли важную идею сказки о том, что внешние особенности индивидуума и даже его несовершенства, то, что делает нас индивидуальностями, что отличает каждого от других людей, что индивидуальность – главное достояние человека. Понять ценность доброй души детям помогало вовлечение их в этюдную работу в процессе драматизации сказки. Дети сами выбирали персонажей, посильно участвовали в изготовлении атрибутов и элементов костюмов, они были увлечены выполнением рисунков для декораций, придумыванием мизансцен театрализованной деятельности. На вопрос «Как лебединое яйцо могло попасть в птичье гнездо?» дети фантазировали и предлагали свои версии: «Может, принесли мама и папа», «Наверно, наблюдательный червяк закатил, который живет по соседству»… Во внутреннем дворике Московского института развития образования можно было ознакомиться сразу с двумя проектами, представленными Центром образования №743 «Школа самоопределения». Интереснейшее действие развернулось на площадке проекта под названием «Занятие, продолженное детьми». Педагог дополнительного образования гимназии №1306 ЗАО Ольга Чарушина показывала особенно полюбившиеся детям опыты с водой, среди них «Повелитель дождя». Ольга Владимировна наливала воду из тазика в пластиковую полуторалитровую бутылку с отверстиями вокруг дна, затем как настоящий «повелитель дождя» регулировала с помощью закручивания пробки силу струек воды из отверстий бутылки и спрашивала собравшихся: «Почему льется вода?». Немногие смогли ответить, что «воздух попадает в бутылку и начинает выдавливать воду». Чарушина модифицировала это же игровое действо, подвесив бутылку за веревочку, которая крепится через ее крышку. Теперь за счет появившейся степени свободы вода выливалась широким водяным веером. «А вот наша модель «подводной лодки»!» – Ольга Владимировна взяла в руки яйцо от «киндер-сюрприза», в котором сделаны отверстия, раскрыла его на две части и показала: «Это команда подводной лодки (камешки для груза), а это перископ (из трубочки для коктейля)». Она опустила «подводную лодку» под воду, показала и объяснила, как она плавает и как всплывает. В ходе беседы педагоги согласились с тем, что современные дети испытывают большой голод по играм с водой, которые исчезли из семьи, да и в детских садах, зачастую, стали редкостью. Поэтому на первых порах дети на подобных занятиях просто утоляют свой безудержный голод по действиям с водой, а взрослый искренне поддерживает этот интерес и спонтанную детскую инициативу. Чтобы дети научились в дальнейшем импровизировать предложенные педагогом опыты по своим собственным исследовательским маршрутам, автор проекта считает важным с уважением относиться к ошибкам детей, так как в них заключается точка роста для инициативы и любознательности ребенка. Чарушина пояснила, что когда взрослый показывает ребенку, как нужно делать и тот подражает взрослому, у него что-то получается, но нового поискового вопроса у ребенка может и не возникнуть. Но когда ребенка постигает неудача, когда он ошибается, взрослому лучше не спешить сразу же прерывать и останавливать его инициативу указаниями, замечаниями или, еще хуже, критикой. Тогда ребенок начинает активнее думать, в чем дело, что он сделал не так, пытается найти другой способ действия. Возникает момент наибольшей осознанности ребенком собственных инициативных действий, именно они приводят ребенка к собственным открытиям. На вопрос: «Легко ли быть недирективным взрослым»? – Ольга Владимировна ответила, что для нее быть недирективной гораздо интереснее. Другая дискуссия развернулась с педагогами центра образования №734 «Школы самоопределения» Ольгой Барабановой и Дианой Егоровой-Ракитской. Гости спросили: «Ваш проект называется «Осенняя, Зимняя и Весенняя олимпиады детского сада». А каковы же принципы организации ваших олимпиад? В чем разница между олимпиадами командного и личного зачета?» «Наши олимпиады нацелены не на достижение результатов, заданных взрослым, олимпиада личного зачета – это скорее возможность для каждого конкретного ребенка увидеть динамику своих собственных результатов, понять, насколько он продвинулся, какие произошли изменения, например, сколько раз подбросил мяч осенью и весной и пр. Ведь индивидуальные возможности не могут быть хорошими или плохими, они такие, какие есть», – рассказала Ольга Александровна. Затем внимание гостей фестиваля было направлено на примеры интересных педагогических решений, например, им предложили поиграть в игру «Ковер-самолет» – игру для командного зачета. Группа педагогов с любопытством включилась в игру. Игровая задача – пронести «Алладина» (один или несколько мячей) на «ковре-самолете» по определенному маршруту. Игровые правила – не потерять ни одного мяча с «ковра-самолета» во время движения по установленному маршруту, доброжелательно договариваться между собой в команде без слов, только с помощью взглядов. Для детей это совсем не легкая работа, но авторы проекта убеждены, что нет смысла проделывать то, что не на пределе возможностей. Для группы педагогов маршрут завершается удачно, ни один из мячей не был потерян, в противном случае, игра начиналась бы снова и снова. После завершения игры авторы проекта добавляют: «Участие в таких играх помогает детям начать лучше понимать, что доброжелательность и дружба важнее результата. Каждый ребенок на личном опыте начинает постигать важность групповой солидарности, понимать, что результат зависит от чувствования другого, взаимной чуткости друг к другу». У другой, живущей активной жизнью инсталляции, возник вопрос: «Какие же тайны заключены в театральной кукле, которыми вы готовы поделиться в рамках презентации своего проекта?», адресованный учителю-логопеду школы №2005 СЗАО Ирине Саклаковой. «Одна из главных тайн, – ответила Ирина Николаевна, – состоит в том, что игра с самыми разными театральными куклами (пальчиковые, варежковые куклы, куклы – прыгунки и висунки, платковые) дает ребенку возможность как бы спрятаться за игровую роль, за выбранный сценический образ и от того почувствовать себя комфортнее и более защищенным. Тогда ребенок становится гораздо инициативнее в раскрытии всех своих возможностей, проявлении своей индивидуальности, он активнее начинает опираться и доверять самому себе, своей смелости». На предложение показать варианты практического использования театральных кукол, автор проекта вместе со своими коллегами под музыку продемонстрировала театрализованную композицию «Море». В ней одновременно используют много варежковых кукол и кукол-висунков, выразительно изображающих разных обитателей моря, поэтому «отдых у моря» у всех участников композиции получается очень увлекательным. Платковые куклы также всем понравились и поднимали настроение, а Ирина Николаевна предложила для практического показа еще одну театрализованную композицию – танец платковых кукол «Аленушки». Особое внимание гостей фестиваля привлекала авторская инсталляция, представляющая собой смоделированную образовательную среду, в которой отражены смысл и содержание проекта «Книжкин дом» Оксаны Панфиловой и ее коллег из школы №842 Зеленограда. В части инсталляции «Литературная гостиная» был иллюстративно представлен опыт давнего сотрудничества детского сада с детской библиотекой. Оксана Александровна рассказала, что в рамках социокультурного сотрудничества они используют самые разные формы приобщения детей и семей воспитанников к чтению отечественной и зарубежной литературы. Одна из форм – презентация детьми новых книг, прочитанных в семье вместе с родителями. При этом выбор книги, как правило, принадлежит ребенку. Прочитав дома книгу, ребенок приносит ее в группу детского сада и представляет сверстникам таким образом, чтобы максимальное число среди них захотели ее тоже прочитать. «Другая интересная форма – участие с детьми и родителями во флешмобе в Международный день чтения, – рассказала Оксана Александровна. – Вот уже второй раз наши воспитанники становятся участниками такого праздника чтения. Традиция состоит в том, что взрослые с детьми по всему миру в один день и час читают одну и ту же книгу, если можно сказать, книгу со знаком качества. Эта акция дает всем ее участникам ощущение включенности в огромное мировое читательское пространство. Последний раз для чтения была предложена книга «Мадлен в Лондоне» Л.Бемельманса. После чтения книги мы предложили детям выразить свои эмоции и впечатления с помощью самых разных материалов». Все это можно было увидеть в представленной инсталляции. Многие ее части были сделаны с участием детей и даже детьми без участия взрослых, например, образ лошади из книги про Мадлен придумывали и воплощали сами дети. Этому образу дети особо симпатизировали, на инсталляции лошадь разместилась под яблоневым деревом из того королевского сада, куда она проникла и под покровом ночи съела все яблоки с дерева и цветы Мадлен, предназначавшиеся для Пепита… Авторы проекта «Книжкин дом» убеждены, что работа с книгой, литературой и чтением не только и не столько передача ребенку знаний и информации, сколько дверь в мир человеческой культуры. Каждая из работ, представленных на фестивале, была с очевидностью открыта к дальнейшему развитию и изменениям. Содержание фестиваля было разнообразным, порой интригующим. Неожиданный угол зрения для гостей фестиваля задавала параллельная программа, отражающая возможности содержательного партнерства образования с федеральными и московскими учреждениями культуры. На «Музейном и книжном острове» гости фестиваля могли познакомиться с качественными информационными ресурсами о современной детской книге, особенностями выстраивания культурной практики чтения в образовательном учреждении и в семье, вступить в диалог с экспертами по детскому чтению – сотрудниками Российской государственной детской библиотеки. Экспозиция московского музея наивного искусства никого не оставила равнодушным – яркость, динамичность и искренняя выразительность образов наивных художников ассоциировались у педагогов с непосредственностью «детского» взгляда на мир. Особое место в параллельной программе фестиваля занимал раздел «Культура современного детства с позиции профессионалов – производителей современных товаров и услуг для детского развития». Его необходимость определялась тем, что сегодня у педагогов глаза разбегаются от многочисленных предложений, сложно отделить зерна от плевел, для этого недостаточно экспертных оценок, а нужно многие развивающие игры и пособия практически опробовать, обсудить с коллегами. Представители Ассоциации участников рынка арт-индустрии организовали для гостей фестиваля «дегустацию» новых материалов и способов детско-взрослого творчества: все желающие смогли попробовать в действии различные материалы, позволяющие детям активно экспериментировать и создавать с достаточной долей самостоятельности разнообразные индивидуализированные продукты (рисунки, поделки, конструкции). Гости фестиваля также участвовали в сеансах сюжетных игр с использованием игрового комплекта «Жили-были, поживали…» вместе с представителями Ассоциации индустрии детских товаров. Была организована «Игротека», на которой педагоги ознакомились с современными настольными играми и научились в них играть. Все гости фестиваля были вовлечены в активную деятельность, но была возможность и для смысловой паузы – каждый мог ненадолго остановиться, погрузиться в пространство для размышлений и совершить «Метафорическое путешествие»: еще раз определить для себя основы взаимосвязи образования и культуры через мысли выдающихся представителей российской науки и искусства. Оказалось, что наиболее созвучными внутреннему настрою участников Фестиваля стали слова со-мыслия, со-чувствия (Андрей Белый): «Душа – это дар моего духа другому» (Михаил Бахтин); «Без культуры время застывает, и наступает безвременье или времена временщиков»; «Бескультурье не понимает и не принимает культуры, таланта, гения. Оно считает все это делом ловкости, недоразумения, случая» (Владимир Зинченко); «Личность – не продукт коллектива, а его основание» (Василий Давыдов). Настоящим сюрпризом для гостей фестиваля была его концертная программа. Татьяна АЛИЕВА, Галина УРАДОВСКИХ, Елена АРНАУТОВА, Ольга НЕХОРОШКИНА, Московский институт развития образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте