Для проведения исследований образовательной успешности студентов Томский госуниверситет и Высшая школа экономики создали проект «Зеркальная лаборатория». Его работу продлили до 2026 года.
В предыдущие годы реализации проекта выяснилось, что участие во внеучебной деятельности — научной, спортивной или творческой — помогает повысить успеваемость. В своей предстоящей работе исследователи будут изучать психологическое благополучие студентов. В зеркальной лаборатории работают три подразделения ТГУ — Центр социологии образования, Центр прикладного анализа больших данных и Институт дистанционного образования, а также Институт образования НИУ ВШЭ. Лаборатория изучает факторы, которые влияют на образовательную успешность российских студентов. По словам директора Центра социологии образования Института образования ТГУ Марии Абрамовой, важно понимать что именно помогает этой успешности, и какие существуют уязвимые группы студентов. По результатам совместных исследований вышло несколько публикаций, еще некоторые материалы готовятся к печати.
Под успешностью студентов понимается не только хорошая успеваемость, но и удовлетворенность учебой, психологическое благополучие и желание продолжать учиться. В ходе исследований выяснилось также, что научная, спортивная или творческая деятельность повышает успеваемость. Самостоятельный выбор образовательных курсов из представленных в вузе положительно сказывается на удовлетворенности студента учебным процессом. Успешность может снижаться смешанным форматом обучения. При этом дистанционное обучение обычно не вызывает ухудшения психологического благополучия.
Коллектив зеркальной лаборатории решил продолжить исследования до 2026 года. В ходе нового этапа ученые планируют изучить базовое условие образовательной успешности — психологическое благополучие студентов.
В ближайшее время особое внимание уделят уязвимым группам учащихся: иностранцам, первокурсникам, иногородним студентам и студентам из семей с невысоким социально-экономическим статусом. Они находятся под риском депрессии и психологической нестабильности.
Исследования 2021 года показали, что лишь четверть студентов не испытывают подобных проблем. А 40% студентов обладают высокой степенью таких рисков. Об этом сообщает сайт ТГУ.
Исследования проводятся благодаря проекту «Образовательная успешность студентов российских университетов: факторы, влияющие на образовательные результаты студентов», реализуемого при поддержке федеральной программы «Приоритет 2030».
Комментарии