search
main
0

Орловская молодежная педагогическая школа стала центром притяжения учителей со всей России

Известный отечественный математик Григорий Кабатянский вспоминал в одном из интервью, что для него в университете было трудно принять, что математика – это каждодневный труд, а успехи бывают не так часто, как в олимпиадах, в которых он преуспевал.

Фото предоставлено автором

«Представьте, что вас все время кормят пирожными. Очень вкусными пирожными. А потом вдруг оказывается, что еще есть картошка, черный хлеб, супчик. И если их не есть, толку не будет», – рассказывает он в интервью, опубликованном в книге «Математические прогулки».

Лично я эту мысль переношу и на конкурсных учителей – со стороны может показаться, что они все время едят пирожные и ими же всех угощают на своих блистательных уроках, фигурально выражаясь. Однако наша повседневная работа – это тот самый черный хлеб, без которого нет и не будет никаких пирожных и вишенок на торте в виде конкурсных уроков, которые не случаются ежедневно, как это может показаться.

Как же научить молодых учителей этой простой мысли, что без черного хлеба каждодневной работы не будет тех самых праздников и побед?

В Орле найден этот рецепт, которым наши коллеги щедро делятся уже пять лет со всеми желающими молодыми педагогами, привлекая к работе с ними опытных спикеров-конкурсных учителей со всей страны, а называется все это – ОМПШ, или Орловская молодежная педагогическая школа, проходившая в этом году с 3 по 5 апреля!

Молодежная педагогическая школа – значимое событие в педагогическом сообществе региона, в системе образования. На этой площадке ежегодно объединяются ведущие педагоги системы образования, учителя-наставники, молодые специалисты, которые пришли в систему образования и работают в ней на протяжении нескольких лет. За четыре года проведения педагогической школы более 350 молодых педагогов, чей стаж не превышает 3-х лет, приняли участие в различных конкурсах профессионального мастерства, и даже становились их победителями и призерами.

Я не случайно начала издалека, с кулинарии, потому что если меня спросят, что же за рецепт такой у ОМПШ, то я отвечу: бородинское мороженое! Это просто пломбир с крошкой высушенного бородинского хлеба. Звучит непривычно, но на самом деле очень вкусно!

Именно таким фирменным десертом нас угостили в Орле, и я вдруг подумала: ну это же про нашу встречу в ОМПШ! Тут есть и та методическая и предметная основа, без которой невозможно представить грамотного педагога, тот самый черный хлеб ежедневного труда, а еще – умение вкусно выстроить свой урок или выступление так, чтобы они стали настоящим фирменным блюдом, который запомнят все, и ученики, и коллеги; тот самый пломбир, без которого прожить, конечно, можно, но … невкусно.

А то, что наша работа может быть не рутинной, а именно «вкусной», причем и для детей, и для самого учителя, не понаслышке знают мои дорогие друзья по конкурсу «Учитель года России», составившие на юбилейной, пятой школе в Орле команду спикеров – тех самых шеф-поваров, готовых делиться рецептами и секретами своего мастерства с без малого полусотней молодых учителей из Орловской, Брянской, Смоленской, Тверской, Курской, Калининградской, Ленинградской областей, Москвы и Дагестана.

Такой масштаб проведения был бы, конечно, невозможен без всесторонней поддержки Департамента образования Орловской области, Орловской областной организации Общероссийского Профсоюза образования, Регионального отделения Движения Первых Орловской области, Института развития образования, Дворца пионеров и школьников им. Ю.А.Гагарина и Регионального отделения Всероссийского клуба лидеров образования «Учитель года» Орловской области – «Учительское единство». Хочу отметить огромный личный вклад в организацию этого события Антона Васильевича Гомозова и Сергея Николаевича Шарова, тех самых людей, к которым всегда хочется приезжать! Самый высокий уровень поддержки ОМПШ показала встреча в Правительстве Орловской области, где состоялся круглый стол с участием члена Правительства Орловской области – руководителя Департамента образования Орловской области Татьяны Константиновны Патовой. В рамках круглого стола с педагогическим сообществом обсудили лучшие традиции и неожиданные инновации учительства, как работает современный педагог.

Вот как отзывается Татьяна Константиновна Патова о работе ОМПШ:

«Орловская молодежная педагогическая школа – это важное событие, которое на протяжении пяти лет объединяет талантливую молодежь, увлеченную профессией педагога. Мы видим, насколько высок интерес к этому проекту, ведь год за годом он собирает все больше участников, включая представителей других регионов. Это говорит о востребованности формата и значимости той атмосферы профессионального роста, которую создает наша область. Для нас особенно важно, что Орловщина становится площадкой не только для подготовки будущих учителей, но и для обмена опытом, укрепления межрегиональных связей и продвижения лучших образовательных практик. Мы гордимся тем, что именно Орловская область открывает двери для молодых педагогов, готовой служить педагогике и развивать ее в будущем.»

Фото предоставлено автором

К моему огромному сожалению, я приехала в самый последний день работы школы и не могу передать всей атмосферы события, поэтому хотела бы дать слово моим коллегам-спикерам, которые провели эти три дня, взаимодействуя и творя вместе с четырьмя командами, на которые разделились участники.

Бетрозова Куна Анатольевна, учитель английского языка, финалист конкурса «Учитель года России», г. Нальчик.

Фото предоставлено автором

У каждого мероприятия связанного с образованием свой неповторимый вайб. На какие-то хочется возвращаться, какие-то организовывать самому. В Орел на ОМПШ ездила в третий раз, и казалось – что еще я могу там увидеть нового? Однако каждый раз орловская земля заставляет почувствовать тепло своих сердец еще сильнее, и неизбежно приходишь к мысли, что это тепло бесконечно. Столько неравнодушных к своему делу людей объединены одной идеей – воспитать молодую поросль педагогов так, чтобы было не страшно отправлять своих детей и внуков в школу! Спасибо всем причастным за возможность стать частью этого ответственного процесса. Достаточно один раз в год съездить в дом Орлов и Орлиц, чтобы зарядиться энергией на целый год.

Видакас Светлана Флюровна, учитель английского языка, лауреат конкурса «Учитель года России», г. Москва.

Фото предоставлено автором

С участниками ОМПШ мы погрузились в анализ ключевых технологических трендов современности, таких как искусственный интеллект, автоматизация, машинное обучение и цифровая трансформация. Особый акцент был сделан на стремительной скорости изменений в этих областях: технологии развиваются экспоненциально, требуя от специалистов гибкости, постоянного обучения и готовности адаптироваться к новым реалиям.

Конечно, без практики все это было бы красивыми словами, так что ребята разбирали реальные кейсы, в которых генеративные модели помогают оптимизировать рутинные задачи, создавать контент, анализировать данные и улучшать коммуникацию, научились формулировать эффективные запросы, интерпретировать результаты и интегрировать инструменты ИИ в рабочие процессы, сохраняя критическое мышление и этический подход.

Совместно пришли к выводу, что в эпоху цифровой революции ключевыми навыками становятся не только техническая грамотность, но и умение сочетать человеческую креативность с возможностями нейросетей. Это позволяет оставаться конкурентоспособными, сокращать временные затраты и фокусироваться на решении стратегических задач – а это во многом то, что сейчас требуется от современного учителя!

Валюгин Сергей Викторович, учитель русского языка и литературы, лауреат конкурса «Учитель года России», г. Москва.

Фото предоставлено автором

В свое время в романе «Миссис Даймонд» появляется знаменитая фраза: «Если вы дадите человеку рыбу, через час он опять будет голоден. Если вы научите его ловить рыбу, вы сделаете для него доброе дело». В наш век накопленных знаний мы должны на уроках учить детей не самим знаниям, а именно их поиску, учить смотреть не в точку, а широко, замечать то, что находится вокруг и очень часто скрыто от простого беглого взгляда. В поиске этих скрытых знаний мы и находим новые смыслы и новые (а на самом деле хорошо забытые старые) технологии.

Именно об этом был мастер-класс «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», через который, цитируя Б. Л. Пастернака, мы пытались разобраться, как же нам все-таки научить детей «жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия».

Прядухина Дарья Романовна, учитель математики, лауреат конкурса «Учитель года России», г. Калининград.

Фото предоставлено автором

С участниками ОМПШ мы рассуждали о воспитании на уроках, начав… прямо с обложки учебников. Ведь многие из нас даже не вспомнят фамилии автором учебников, которые мы каждый день носили с собой в портфелях, а ведь за созданием учебников стоят не просто «фамилии», а личности, и с разговоров о них стоит начинать учебный год и открытие книги. Так и ребята начнут с уважением относиться к учебникам и задумываться о качествах и достижениях, которыми автор должен был обладать, чтобы его создать.

В год юбилея Победы, да и в любое время, нельзя не вспомнить о математиках, которые, находясь в тылу, приближали нашу победу: Алексей Николаевич Крылов, Сергей Натанович Бернштейн, Андрей Николаевич Колмогоров, Алексей Андреевич Ляпунов, Мстислав Всеволодович Келдыш, Алексей Васильевич Погорелов – каждый из них внес свой весомый вклад в общее дело.

А также мы НЕ находили значение выражение с картины Николая Петровича Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе Сергея Александровича Рачинского». Именно НЕ находили, а медленно, изучая детали картины, рассуждали о том, каким учителем был Сергей Александрович и какие смыслы он находил в обучении детей. Провели параллель и с еще одним всем известным педагогов и писателем – Л.Н.  Толстым. Большим удивлением для аудитории стало то, что он написал сборник «Арифметика», в котором можно обнаружить легендарную задачу про шахматную доску и даже советы для учителя.

Кашежев Аслан Зарифович, учитель физики, лауреат конкурса «Учитель года России», г. Нальчик.

Фото предоставлено автором

ОМПШ уже давно стоит в моем расписании как обязательное мероприятие, в котором не просто надо принять участие, а потому что хочется. Хочется зарядиться энергией замечательных организаторов: Антона Гомозова, Сергея Шарова, Владимира Скуридина и всех тех людей, с которыми общаешься несколько лет, причем уже на дружеском уровне. Высокий профессионализм выступающих и их состав привлекает все больше молодых педагогов для «прокачки» своих навыков: вот и теперь приехали представители девяти регионов! А это заставляет расти и нас. В этот раз я привез новый мастер класс про ученых, приближавших великую Победу, а со старшеклассниками пообщались на тему космоса и разобрали задачу трех тел. Впечатления от общения самые прекрасные, получил новый импульс на будущее. Спасибо Орловщине – и до новых встреч!

Гаджиева Марина Джабраиловна, учитель русского языка и литературы, финалист конкурса «Учитель года России», г. Махачкала.

Фото предоставлено автором

В моем мастер-классе «Путь к себе» мы поговорили о исследовательской деятельности и ее возможностей для учителя и ученика. Опыт показывает, что гораздо более успешен в такой деятельности, кто действует по алгоритму: восприятие ситуации – гипотеза – изучение – оценка.
Мы говорили о феномене Леонардо да Винчи, который почти не получил образования, но его гений опирался в первую очередь на любознательность и наблюдательность – те качества, который мы так хотим видеть в наших детях.

В живой дискуссии с аудиторией обсудили каждый этап исследовательской деятельности и ошибки, которые наиболее часто встречаются на его пути. А попутно показали, как можно анализировать разные художественные тексты, какие вопросы необходимо задавать себе и тексту, какими путями может идти исследователь к своему открытию.

В команде спикеров ОМПШ были и настоящие легенды педагогики, абсолютные победители конкурса «Учитель года России» Артур Викторович Заруба и Лариса Гивиевна Арачашвили, которая, как и я, приехала на ОМПШ буквально на последний день, но совершенно очаровала аудиторию свой энергетикой и харизмой во время мастер-класса по возможностям нейросетей и целым списком тех, которые она использует лично и часто. Про Артура Викторовича можно сказать одним словом – настоящий гуру педагогики, который не только выступил с мастер-классом и уроком, но и подарил участникам свой творческий вечер – настоящее украшение ОМПШ!

О себе скажу, что выезды на педагогические события у нас становятся делом семейным, как, например, и у четы Прядухиных, только мое семейство, изначально далекое от педагогики, постепенно проникается атмосферой наших встреч и открывает для себя совсем другую маму – спикера, а самым большим комплиментом были слова супруга о моем мастер-классе «Кто такие математики?» – он сказал коротко: «Ну, было интересно, надо кое-что почитать, потом обсудим!». Собственному сыну я даже местами завидую – он может лично обращаться за советом к лучшим учителям страны, хотя и не злоупотребляет, а еще – он запросто, хотя и очень уважительно, общается с настоящими легендами нашего образования и берет, надеюсь, с них пример.

Не сомневаюсь, что наши молодые коллеги, приехавшие из девяти регионов страны на пятую, юбилейную школу в Орел, после этих трех дней интенсивного сотворчества с командой шеф-поваров от педагогики, найдут свои собственные фирменные рецепты блестящих уроков, увлекательных мастер-классов, всегда помня о том, что при всей внешней красоте и вкусноте внутри обязательно должен быть правдивый черный хлеб той самой внутренней философии учителя, из-за которой мы все каждый день открываем двери класса и говорим: «Здравствуйте, дети!»

Кстати, один из участников ОМПШ – Алексей Тверитинов из Калининграда сразу после окончания школы поздоровался так с совершенно незнакомыми детьми на финальных испытаниях «Педагогического дебюта» – и стал лауреатом этого конкурса! Надо сказать, что на ОМПШ он приехал со своим наставником, Денисом Прядухиным, выступая наравне с ним с интереснейшим мастер-классом, посвященном трем преградам, с которыми сталкиваются ученики в процессе обучения.

Фото предоставлено автором

Некоторым из участников встречи в Орле предстоит финал самого статусного из конкурсов – «Учитель года России». Точно знаю, что в их конкурсных испытаниях будет послевкусие бородинского мороженого ОШМП…

Благодарю команду организаторов этого уникального проекта, который можно считать давно и успешно состоявшимся, и надеюсь на продолжение!

Потому что одного шарика бородинского мороженого – мало! Те, кто пробовал, поймут.

Оценить:
Комментарии

Читайте также
Реклама на сайте