search
main
0

Земля и небо Льва Толстого. Интегрированный урок русского языка и литературы для старшеклассников

Семинар проводится на материале 1-го и 2-го томов романа «Война и мир». Большой объем информации требует повторения и обобщения. Детальное погружение в текст отдельных эпизодов помогает не только вернуться к прочитанному, но и оценить содержание более глубоко.

Для подготовки к этому уроку ученикам предлагается перечитать необходимые главы, ответить на вопросы к некоторым эпизодам (см. приложение 1). Качество выполнения домашнего задания и степень усвоения прочитанного проверяются по ходу семинара. В течение всего занятия ребята записывают положения, которые считают важными. Эта работа обеспечит рефлексию и самоконтроль деятельности учащихся в течение всего урока. Во время подведения итогов заполняются табличка «Мысли урока» и лист самооценки (см. приложение 2). В качестве рефлексии небольшая творческая работа «Мои открытия на уроке». Материал рассчитан на средних и сильных учеников. Урок апробирован в трех классах (с некоторыми изменениями). Работа с языковым материалом углубляет понимание текста, замысел автора раскрывается точнее. Таким образом, уроки словесности подчеркивают взаимодействие языковых явлений и художественного текста, расширяют сведения по стилистике, культуре речи, развивают коммуникативные функции.Практика показывает, что уроки такого типа приносят пользу и удовольствие и ученикам, и учителю. Цель урока – рассмотреть: – что означает противопоставление земля – небо для Толстого – писателя, философа, человека, мастера искусства;- как в других видах искусства (живописи, кино, музыке) рассматриваются те же явления;- как с точки зрения языка работают лексические приемы в тексте (лингвистический анализ текста).Задачи: определить, какую роль играют антонимы  в рассматриваемом тексте, оценить изобразительные возможности и благодаря этому понять замысел Толстого. Оформление урока: фильм «Война и мир», 1-я серия (отрывок «Весна. Нераспустившийся дуб»). Музыка П.И.Чайковский «Времена года. Июнь».Эпиграфы:«Толстой. Какой живописец и какой психолог!» (Г.Флобер)«Это эпопея в современных формах искусства». (Н.Н.Страхов)Ход урокаОбъявление темы, целей и задачи урока. Обращение к первому эпиграфу. Беседа с учениками. В скобках даны примерные ответы, подсказки и т. п.Учитель: Что позволило Флоберу так судить о Толстом? (Пейзаж в романе, как правило, психологический и очень живописный.)- Земля и небо. Насколько далеки друг от друга эти понятия?(Как антонимы верх-низ отдалены, но связаны общей картиной мира. С точки зрения символов земля – женщина, небо – мужчина. Вместе жизнь. Живя на земле, человек издавна обращался к небу в своих молитвах, искал ответы на  вопросы.)- Как Толстой относится к этим категориям?(У Толстого-философа примерно такое же отношение. Небо Толстого – бесконечное и загадочное, как на фресках Леонардо да Винчи. Мы знаем, что писатель был отлучен от Церкви, но не переставал верить в Бога. Значит, небо у него – путь к земле. И это для него истина. Зеленого (земного) цвета в романе немного, зато серый, голубой, синий – излюбленные. В этом, наверное, и есть противоречие.)- Значит, с точки зрения символики земля и небо связаны и противопоставлены одновременно. Противопоставление – излюбленный прием Толстого. Какие противопоставления мы встречаем в романе?(Петербург – Москва, вечер у Шерер и именины в доме Ростовых, Кутузов – Наполеон, две войны, Ростовы – Болконские (ум сердца и ум ума).) – Назовите параллельные сцены. (Природа – отражение внутреннего состояния героев, одновременные события: любовь в доме Ростовых (именины) и борьба за мозаиковый портфель, Аустерлиц князя Андрея и женитьба Пьера.) – Поиски смысла жизни героев Толстого проходят и через познание неба, и через познание земли. Стремясь к небу, они обретают землю. Мы уже знаем, что красота ночи в Отрадном изменила отношение князя Андрея к жизни. Точно так же, как и Наташа, он может сказать, что «никогда не видел такой ночи». А какие видел? Как через описание нескольких ночей Толстой показывает князя Андрея и его судьбу?(Комментарий к цитатам: «На дворе была ТЕМНАЯ осенняя ночь. Кучер не видел дышла коляски» – темнота, неизвестность (т. 1, ч. 1, гл. 25); «Ночь была темная, ЗВЕЗДНАЯ; дорога чернилась между белевшим снегом» – появляется нечто новое в самом герое (т. 1, ч. 2, гл. 9); «Было уже за полночь… Да, очень может быть, завтра убьют… Ночь была ТУМАННАЯ, и сквозь туман таинственно пробивался ЛУННЫЙ СВЕТ… Да, завтра, завтра… придется показать все то, что я могу сделать» – неизвестность (т. 1, ч. 3, гл. 12). Вывод: через цветовые прилагательные Толстой показывает чувства князя Андрея накануне сражения – смятение, переживания.) – И финалом этого пути становится для князя Андрея обретение неба. Обратимся к тексту.Выразительное чтение отрывка «Небо Аустерлица».  – Каким мы видим Толстого-пейзажиста? Понаблюдаем за лексикой данного текста. Найдите эпитеты. (Эпитеты к слову «небо» – высокое, бесконечное, справедливое и доброе. Они неоднозначны по смыслу: одни представляют «внешность» предмета, другие вносят эмоциональную окраску, третьи дают моральную оценку. Так, синеющая бесконечнось – описательный эпитет, плывущие облака – метафорический, справедливое, доброе – оценочный. Толстой не только описывает пейзаж, он дает моральную оценку устремлениям князя Андрея, его пока еще не вполне четким идеалам. Ведь для него небо – полная противоположность земле. На земле, охваченной распрями, убийством, нет справедливости и добра. К таким мыслям пришел князь Андрей, и это позиция самого Толстого. Вывод: лексика (эпитет) помогает понять позицию автора.)- Современник Толстого, художник Исаак Левитан, написал картину «Над вечным покоем». Насколько сопоставимы два пейзажа? (У Толстого бесконечное аустерлицкое небо с маленьким и ничтожным Наполеоном на его фоне. У Левитана одухотворенность, постоянное присутствие мысли о человеке. В основе обоих пейзажей лежит философская мысль о вечности природы, о быстротечности человеческой жизни. Но решена она по-разному. Скорбь и грусть чувствуется на картине, пейзаж Толстого более сложный и глубокий, он внушает человеку веру в его высокое предназначение.)- Какие картины представляются князю Андрею?(Лысые Горы, княжна Марья. Так обретается твердая почва под ногами. После возвращения из плена он строит дом, заботится о сыне.) – Принимает ли Толстой такую жизнь как истинно верную?(Для Толстого жить верно – значит делать добро другим. А в Богучарово князь Андрей замкнулся в своем мире и считает истинной такую жизнь. Он решает  не  служить, «даже если Бонапарт будет стоять у стен Смоленска, угрожая Лысым Горам». «В жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол».)- В романе пути князя Андрея и Пьера в полном смысле слова сопряжены – иногда они противопоставлены, иногда параллельны, но каждый имеет свое значение и сам по себе, вне обязательного соотнесения с другими. Вспомним состояние Пьера после дуэли с Долоховым. (Он в нравственном тупике (между небом и землей). Вопросы, которые он задает себе, неразрешимы. «Как могло так случиться, чтобы я, Пьер Безухов, дошел до того, что убил человека?», «Что есть добро и зло?» и т. д. Масоны указали ему путь. Казалось, он обрел почву под ногами.)- С этой уверенностью приезжает Пьер в Богучарово. Какие детали подчеркивают противоречия во взглядах героев?(Пьер обращает внимание на потухший взгляд князь Андрея, отсутствие жизни в лице – «мертвые черты лица». «Богучарово лежало в некрасивой плоской местности».)- Но вместе с тем князь Андрей произносит фразу: «Навсегда ничего не бывает». Насколько важна она для понимания развития его образа?(После разговора с Пьером князь впервые после Аустерлица взглянул на небо, «и что-то заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе… он знал, что это чувство, которое он не умел развить, жило в нем».) – Какие слова Пьера, на ваш взгляд, сумели заставить князя Андрея взглянуть на мир по-другому?(«На земле, именно на этой земле (Пьер указал в поле), нет правды – все ложь и зло; но в мире, во всем мире есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно – дети всего мира», «Надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем (он указал на небо)». Определительные и указательные местоимения со значением противопоставления, антонимы не нынче только – вечно, правда – ложь, контекстуальный антоним эта земля – весь мир представляют истинную для Толстого картину мира.) Выделим антонимы в тексте.- Пьер, конечно, своей уверенностью помог другу. Но признает ли Толстой верной жизнь Пьера?(О неприятии этой жизни можно догадаться по цитатам: «…он начал чувствовать, что та почва масонства, на которой он стоял, тем более уходила у него из-под ног, чем тверже он старался стоять на ней… он испытывал чувства человека, доверчиво ставящего ногу на ровную поверхность болота. Поставив ногу, он провалился. Чтобы вполне удостоверится в твердости почвы, на которой он стоял, он поставил другую ногу и провалился еще больше, завяз и уже невольно ходил по колено в болоте», «…из-под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни».)- Но это будет позже, а пока его уверенность готовит почву для изменений в князе Андрее. После отъезда Пьера князь Андрей занимается опекунскими делами. Внешне перемен в нем нет. Обратимся к тексту. «Весна. Нераспустившийся дуб». Работа в группах (дифференцированное задание). Выделите в тексте цветовые оттенки (1-я группа), противопоставления – антонимы (2-я группа). Результат работы1-я группа клубы белых весенних облаковяркая синева неба зеленые клейкие листья вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы грубая вечная зелень  Есть еще желтый цвет – солнце, прошлогодние листья (вероятно, коричневый). Мы представляем пейзаж, полный света и разных оттенков зеленого.2-я группа ни о чем не думал, а бессмысленно смотрел по сторонам прошлогодние листья – зеленые клейкие листья первая  трава – прошлогодние листья зима – весна старый – молодой сердитый – улыбающиеся начинать – доживать свою жизнь задавленные мертвые ели, старый дуб с болячками  – улыбающиеся березыУчитель: Мы видим не только привычные антонимы, но и контекстуальные. Такое обилие противопоставлений заставляет нас сравнивать, анализировать, и мы без труда понимаем, что князь Андрей, несмотря на жизнь вокруг него, остается безжизненным, как встретившийся ему дуб.Дуб: «Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их. «Весна, и любовь, и счастие! – как будто говорил этот дуб. – И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман!» Князь Андрей: «Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Вывод: Толстому не нужно перечислять все оттенки цвета в пейзаже, так как мы без труда понимаем это. Но князя Андрея эти перемены не трогают – он видит только нераспустившийся дуб. Так благодаря лексике (эпитетам и антонимам) мы получаем психологический портрет.Учитель: Давайте посмотрим маленький отрывок из фильма «Война и мир», сцена с нераспустившимся дубом. (Просмотр отрывка.) Как звуковые и зрительные параллели в фильме подчеркивают своеобразие Толстого-художника? (Общий план (вид сверху) чередуется с крупным (ствол дуба, кора, голые ветки). Дуб показан снизу, на фоне неба. Так авторы фильма усиливают метафоричность неба в романе. Если через небо князь начинает понимать жизнь, то этот дуб на фоне неба противопоставлен небу Аустерлица. Много зелени, очень близко распушившиеся березовые почки, сквозной свет между березовых стволов. Хорошо слышен звон колокольчика, птичье пение – это и есть жизнь, но князь Андрей пока не понимает этого. Тональность музыки меняется, когда в кадре появляется дуб. Сейчас не чувствуется молодости, энергии: дуб – нынешнее состояние князя. «Пускай другие, молодые…» Но камера скользит с темного дуба на светлый лес, потом поле, значит, есть надежда, что все изменится.) – Ночь в Отрадном показала, что слова князя «навсегда ничего не бывает» ошибочны. Зазеленевший дуб – подтверждение этому. Изменился дуб – обновился, зазеленел, изменился и князь Андрей. Совсем по-иному воспринимает он перемены, которые замечает. Репродукция картины Исаака Левитана «Березовая роща» несколько связана с сюжетом, но не является иллюстрацией к тексту. Попробуем сопоставить. (Толстой видит цвета и формы предметов (зеленая трава и лиловые цветы, мелкие ели с грубой зеленью, а потом нежно зеленеющие молодыми побегами), слышит  фырканье лошади, звон колокольчика, пение соловья, ощущает особую предгрозовую жару мимолетного дождя. Все это делает пейзаж невыразимо ярким, реалистическим и прекрасным. На картине Левитана залитые солнцем деревья сияют, переливаются всеми оттенками зелени, нежно белеют чуть тронутые розовым цветом стволы. Картина наполнена воздухом, цветом, движением, и это сближает ее с описанием Толстого. Конечно, такого разнообразия оттенков нет в этом отрывке, но поражает живописное богатство толстовского пейзажа: зеленые клейкие листья, зеленая первая трава, грубая вечная зелень елей, нежные зеленые молодые побеги на них потом, сочные глянцевитые листья.)- Один из исследователей творчества Толстого писал, что тот «любил в сравнениях как бы прижимать к земле, к природному, к обиходному даже высокие мысли и чувства». Согласны ли вы с этим высказыванием? (Для Толстого природа – это проявление высшего духовного начала. Природа – действующее лицо романа, позволяющее глубже понять характер того или иного героя. Не случайно только любимые герои Толстого показаны через природу и на фоне природы.)- Иными словами, авторский взгляд обращает внимание на те детали, которые показывают нам его отношение к героям и к происходящему. Мы рассмотрели с вами сцепки-параллели в романе. А теперь обратимся к противопоставлению. Остановимся на одном из них – противопоставлении в заглавии. Что такое война, с точки зрения Толстого? Что такое мир?(Война – военные сражения, вражда, разъединение людей, ссоры. Мир – отсутствие войны, внесословные единения, братство перед лицом опасности.)- Толстой считал, что история – это искусство, где каждый персонаж – живой человек. Вспомним, чьими глазами показана война 1805 года. Почему? (Глазами новичка Николая Ростова. Свежий глаз четче видит и воспринимает точнее. Кроме того, это Ростов, семья которого – воплощение любви и единения.)- То есть Толстой этим героем показывает свое отношение к войне. Как на страницах романа подчеркиваются бессмысленность военных действий, главные ее противоречия? Данный отрывок интересен не только с точки зрения содержания, но и в языковом выражении. Наша задача – рассмотреть эпизод в контексте главной проблемы урока.(На приветствие немца перед боем Ростов, бросая фуражку вверх, кричит: «Да здравствует весь мир!» Во время боя, «как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце! Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко!» – мы видим обилие восклицательных предложений (жизнь прекрасна!). «Ничего, ничего бы я не желал, ежели бы только быть там… а тут стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность… вот опять кричат ЧТО-ТО, и опять все побежали КУДА-ТО назад…» – ненужность и непонимание происходящего. Здесь уместно говорить об изобразительно-выразительной функции местоимений в художественном тексте. Обилие местоимений придает содержанию обобщенный смысл. Противопоставления тут – там.) – В чем сцена ранения Николая Ростова схожа с описанием ранения князя Андрея?(Оба вспоминают родной дом. Князь теряет кумира, Николай спрашивает себя, зачем он пошел сюда. Непонимание войны хорошо показано в сцене, когда раненый Николай, вместо того чтобы стрелять из пистолета, который у него в руках, бросает им во француза. Бессмысленность войны мы видим и в сцене окончания перемирия: после мирной беседы, когда австрийские, французские и русские солдаты разговаривали между собой, «пушки стояли ДРУГ ПРОТИВ ДРУГА обращенные», на вопрос о потерях в бою полковник говорит: «ПУСТЯЧОК! Два гусара ранено и один НАПОВАЛ» (красивое слово).)- Мы понимаем, что в уста своих любимых героев – Николая Ростова, Пьера, князя Андрея – Толстой вкладывает свои суждения. Нам хочется сказать, что это положительные герои. Почему же тогда эти герои делают столько ошибок? (Сам Толстой ошибался не раз. Но он считал, что человек тем и хорош, что пробует все. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать. А спокойствие – душевная подлость». Обращаем внимание на повтор антонимов.) – Какие искания самого Толстого нашли отражение в романе? (Разгульная светская жизнь, попытка изменить жизнь крестьян, поиск ответа на вопрос «для чего мы живем?», война – событие, «противное человеческой природе» и т. д.)Учитель: Поиск между небом и землей у Толстого выражен и через такую мысль: «В человеке борются две силы: стремление к эгоистическому самоутверждению, порождающее зло и страдание, и духовное единение, способное преодолеть это зло и насилие». Князь Андрей преодолел собственный индивидуализм, и на поле Бородина мы увидим его в единении с другими защитниками своей земли. Не случайно солдаты называли его «наш князь». Показывая ранение князя, Толстой снова прибегает к излюбленному приему – показу внутреннего состояния героя через пейзаж: князь Андрей глядел «…совершенно новым, завистливым взглядом… на траву, на полынь, на струйку дыма… Я не могу, не хочу умереть, я люблю эту жизнь, люблю эту траву, землю, воздух… Князь Андрей рванулся в сторону и, подняв руки к небу, упал на землю». Мне кажется, что с этими сценами перекликается стихотворение Николая Рубцова, поэта ХХ века. Оно называется «Над вечным покоем».  Читается стихотворение.Учитель: Композитор Петр Ильич Чайковский, современник Толстого, создал целую галерею пейзажных картинок «Времена года». Послушаем зарисовку «Июнь». Помните, именно в это время князь Андрей поверил окончательно в слова Пьера: «Надо жить, надо верить, надо любить». Насколько звуковой пейзаж связан с жизнью человека? Прослушивание фрагмента. Ученики: Музыка очень схоже передает изменяющееся состояние князя Андрея. Только у Толстого подчеркивается счастье в душе, а музыка более минорная.Учитель: Хочу напомнить вам слова Толстого об искусстве: «Жизнь наша связана с жизнью других людей и в настоящем, и в прошедшем, и в будущем… Вот эта-то связь и усиливается искусством в самом широком его смысле». Сегодня мы это доказали. Думаю, теперь нам не трудно будет объяснить, почему же критик Страхов назвал роман «Война и мир» «эпопеей в современных формах искусства».(Эпопея – это произведение большого объема, где переплетаются различные сюжетные линии, герои показаны в развитии, на фоне исторических событий и мирных картин. Все формы – зрительные, слуховые – показаны Толстым, поэтому его роман – отражение всех видов искусства. В этом и есть сила слова.) Подведение итогов урока. Заполнение таблички «Мысли урока» и листа самооценки.     Рефлексия. Создание небольшой творческой работы «Мои открытия на уроке». ПриложенияПриложение 1 Вопросы для семинара «Земля и небо Льва Толстого»:1. Что такое война в понимании Толстого? Что такое мир?2. В чем смысл заглавия романа?3. Какие сцены романа противопоставлены друг другу? Какие идут параллельно?4. Что, по мнению автора, является истинным, а что ложным?5. Как Толстой показывает истину земли и истину неба в романе?6. Прокомментируйте пейзажи Толстого (ночь, небо, солнце, река, дуб).  Докажите истинность суждения «Толстой – словесный живописец».7. Проанализируйте психологизм сцены на пароме (беседа князя Андрея с Пьером).8. На примере участия Николая Ростова в кампании 1805-1807 годов покажите отношение автора к войне.9. Как Толстой показывает «диалектику души» своих героев? Почему любимые герои совершают ошибки?10. Как в романе нашли отражение философские искания самого Толстого?Для продуктивной работы на уроке вам следует перечитать некоторые сцены:Том 1, часть первая, гл. ХХV – отъезд князя Андрея на войну;часть вторая, гл.VIII , гл. ХХ, ХХI – боевое крещение Ростова;часть третья, гл. ХIV –  ХIХ – Аустерлиц, ранение Ростова, князь Андрей на поле Аустерлица.Том 2, часть вторая, гл. Х – ХIV – Пьер в гостях у князя Андрея, сцена на пароме; часть третья, гл. I – III – нераспустившийся дуб, князь Андрей в Богучарово.Использованная литература, видео, аудиоматериалыЛ.Н.Толстой «Война и мир», Москва, «Просвещение», 1981Письма Льва Толстого http://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_19_20/vol_19/0911.htm «Война и мир»,1-я серия,  режиссер С.Бондарчук П.И.Чайковский «Времена года. Июнь» ​Татьяна АНУФРИЕВА, учитель русского языка и литературы средней школы имени Александра Пушкина Вильнюса Литовской Республики

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте