search
main
0

Зазнайка “Я” и Ко Какой учебник русского языка выбрать для 2-го класса?

Я учитель русского языка и литературы. Однажды ко мне за советом обратились коллеги из начальной школы – они затруднялись в выборе учебника русского языка для 2-го класса. Передо мной лежали два новых, прекрасно иллюстрированных учебника: “Русский язык. 2 класс. Пособие для общеобразовательных учебных заведений” (Мельник Н.С., “Дрофа”, 1998) и учебник для 2-го класса четырехлетней начальной школы (Рамзаева Т.Г., “Дрофа”, 2000). Поработав с этими книгами, я позволила себе некоторые комментарии, которые и предлагаю вашему вниманию.

Анализ учебного материала начнем с раздела “Содержание”. Можно говорить о спорной логике в последовательности тем в учебнике Н.С.Мельник. Так, тема “Большая буква в именах, отчествах, фамилиях, в кличках животных, в названиях сел, городов, деревень, улиц, рек, морей” следует после тем “Предложение и слово”, “Предложение и текст”. Логичнее изучать написание заглавной буквы в именах собственных в контексте разговора об имени существительном. Именно такую последовательность выбирает Т.Г.Рамзаева.
В учебнике Н.С.Мельник сначала изучаются твердые и мягкие согласные звуки, потом буква Э, затем двойная роль Е, Е, Ю, Я, затем разделительный Ь, затем шипящие (?), ударные и безударные гласные, звонкие и глухие согласные. Такой порядок в изучении основ фонетики выглядит спорно. Темы, посвященные гласным звукам, перемешаны с темами о согласных. На мой взгляд, детям проще усвоить материал сначала о гласных, затем о согласных, а в завершение – разделительный Ь, который ставится между согласными и гласными.
Отдельно стоит сказать о теме N 3 в учебнике Н.С.Мельник: “Буквы Е, Е, Ю, Я”. Изложение материала начинается с правила:
Буквы Е, Е, Ю, Я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных, после разделительного мягкого и твердого знаков.
Само правило выглядит некорректно, так как тема “Разделительный Ь” – следующая (а в 1-м классе о разделительном Ь если и говорят, то в ознакомительном порядке). Для второклассника простое перечисление позиций, в которых проявляется двойная роль йотированных букв, – пустая трата времени. А о твердом разделительном знаке во 2-м классе вообще больше не говорится. Следовательно, тема “Буквы Е, Е, Ю, Я” (их двойная роль) заявлена необоснованно.
Еще одно не совсем точное правило:
Разделительный Ь пишется после согласных букв перед гласными буквами Е, Е, Ю, Я, И.
Здесь заложен формальный подход. Ребенок рассуждает так: “В слове няня после согласной буквы Н перед гласной буквой Я надо писать разделительный Ь”. В формулировке правила не хватает одной важной фразы: “…если в этих словах слышится звук Й”.
Т.Г.Рамзаева предлагает изучать разделительный Ь после того, как ребята знакомятся с Ь – показателем мягкости, а также с гласными и согласными звуками и их обозначением на письме. Эту новую роль Ь легко объяснить, ведь он “разделяет” согласные и гласные буквы. Четко сформулировано само правило:
Разделительный Ь пишется после согласных букв перед гласными Е, Е, И, Ю, Я, если в этих словах слышится звук Й.
Тема “Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами” в учебнике Н.С.Мельник делится на подтемы: 1. Звонкие и глухие согласные на конце слова. 2. Звонкие и глухие согласные в середине слова. Остановимся на 2-й подтеме. Здесь дано такое правило:
Парные согласные в середине слова нужно проверять. Для этого надо подобрать такое близкое по смыслу слово, в котором после согласного стоит гласный звук. В учебнике Т.Г. Рамзаевой это правило рассматривается как правописание парных согласных в корне, что представляется более логичным.
Н.С.Мельник по такому же принципу (то есть без понятия “корень слова”) предлагает изучать правописание безударных гласных:
Буквы А, О, Е, Я, И в безударных слогах нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.
Тем самым автор учебника “позволяет” проверять ударением все (!) безударные гласные, в том числе и в суффиксах, приставках, окончаниях…
Тема “Предложение и слово” в учебнике Н.С.Мельник изложена следующим образом:
Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Предложение выражает законченную мысль. Оно может состоять из одного или нескольких слов. Слова в предложении связаны по смыслу. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка.
Таким образом, автор рассматривает следующие понятия: слово, предложение. Далее следует тема “Предложение и текст”.
Т.Г.Рамзаева рассматривает эти же понятия в иной логической цепочке. Автор делает акцент на том, чем отличается слово от предложения:
Слова называют предметы: что? солнце, дом, кто? человек, ласточка; признаки предметов: какой? веселый человек, какое? яркое солнце, какая? глубокая река; действия предметов: что делает? думает, идет. Предложения сообщают о ком-либо, о чем-либо: 1. Начался ледоход. 2. На Севере живут белые медведи.
Такое изложение материала оправдано, ведь следующие параграфы предлагают знакомство с частями речи (существительным, глаголом, прилагательным, предлогом). Следовательно, автор учебника заранее готовит учеников к пониманию различий значений частей речи.
Перед комментарием содержания отдельных параграфов надо сказать об их построении. В учебнике Т.Г.Рамзаевой знакомство с каждой новой темой начинается с вопроса Почемучки. Например:
Почему гласную букву и в сочетаниях жи, ши надо запомнить? Чем различаются звонкие и глухие согласные звуки? Для чего нужны предлоги в речи? и т.п.
Затем предлагается языковой материал для наблюдений, сведения по языку, после этого ученики могут проверить правильность своих наблюдений и выводов, прочитав правило. Такая подача теоретического материала, во-первых, близка к традициям школы 2-й ступени, во-вторых, ориентирует на понимание и освоение материала, а не на механическое его заучивание.
Теперь подробнее о некоторых темах. Параграф “Шипящие согласные звуки Ж, Ш, Ч, Щ” в учебнике Н.С.Мельник страдает некоторым однообразием заданий (спишите, подчеркните жи, ши). Однако следует отметить очень интересную и познавательную грамматическую сказку.
Однажды буквы ч и щ пригласили к себе в гости весь алфавит. Буква я расхвасталась: “Я лучше всех! Я, я, я…” Буквы рассердились и отправили ее в конец алфавита. Но тут заюлила буква ю, стала защищать букву я. Буквы и ее отправили в конец алфавита. Тогда хозяйки буквы ч и щ сказали, что никогда не встанут рядом с зазнайками я и ю, а будут дружить только с а и у.
“Предлоги”. Вот содержание параграфа в учебнике Н.С.Мельник. Определение:
Слова к, на, от, в, над, с, под, по, из, без, у, для, об, за – предлоги. Предлоги пишутся отдельно от других слов.
И далее во всех упражнениях только одно задание – подчеркнуть предлоги. В учебнике Т.Г.Рамзаевой тема рассматривается более подробно: для чего служат предлоги в речи, независимость написания предлогов от их произношения.
Тема “Родственные (однокоренные) слова” не предлагается для изучения во 2-м классе Н.С.Мельник. В учебнике Т.Г.Рамзаевой с понятием “корень слова” связан ряд тем. В том числе “Безударные гласные в корне”, “Парные согласные в корне”. Кстати, в параграфе “Родственные слова” – а равно и в некоторых других параграфах – автором учебника приводится образец рассуждений.
Рассуждай так: “Слова хлеб и хлебница имеют одинаковый корень хлеб. У них есть общее значение: хлебница – это посуда, в которой хранят хлеб. Поэтому слова хлеб и хлебница однокоренные”.
Алгоритмы рассуждений очень часто используются в учебниках русского языка для 5-8-х классов. Преемственность начальной и основной школ заложена также в методах обучения. Поэтому подобные виды учебной деятельности особенно важны, так как они работают на будущее. Т.Г.Рамзаева предлагает также в своем учебнике упражнения, характерные и для курса основной школы. Это письмо по памяти (24 упражнения), письмо под диктовку (16 упражнений). Н.С.Мельник такой вид работ не использует. Явным преимуществом учебника Т.Г.Рамзаевой является наличие в конце книги памяток (как научиться правильно списывать; как подготовиться к письму под диктовку; как подготовиться к письму по памяти), небольшого орфоэпического словаря “Произноси правильно слова”. На страницах этого учебника комментируются некоторые случаи управления (употребляй правильно предлог: в школу – из школы, в город – из города, на улицу – с улицы, на концерт – с концерта) и употребления слов в речи (надеть на себя (что?) пальто, платье. Одеть (кого?) сестренку, куклу. Бумажный лист – бумажные листы. Кленовый лист – кленовые листья. И т.п.).
К какому же выводу мы можем прийти?
Пособие Н.С.Мельник рекомендовано Управлением общего среднего образования Минобразования РФ. Книга содержит красочные иллюстрации. В качестве текстов упражнений использованы отрывки из произведений популярных современных авторов – А. Хайта, Г. Остера, Э. Успенского.
И все-таки эта книга – пособие, т.е. дополнительная учебная литература, которую можно прекрасно использовать на уроках развития речи или для дополнительных занятий русским языком.
А основная работа на уроках русского языка должна вестись по учебнику, предлагающему более глубокие теоретические сведения, современные методы обучения и разнообразные задания, обеспечивающему плавный переход из начальной школы в основную. Этим требованиям отвечает учебник, созданный Т.Г.Рамзаевой.
Ирина СМИРНОВА,
учитель русского языка Центра образования “Москва-98” N 1153

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте