search
main
0

Закрытый Интернет: зачем «чебурашить» Россию?

Имя липецкого сенатора Максима Кавджарадзе теперь известно даже тем пользователям Сети, кто был далек от политики. Накануне майских праздников Рунет возмутило предложение члена Совета Федерации создать закрытый российский Интернет под рабочим названием «Чебурашка».

Максим Кавджарадзе считает, что в нынешней политической обстановке недружественные России страны могут использовать в собственных целях размещаемые в Интернете данные, в том числе и о перемещениях руководителей государства: «Все сейчас стали в социальных сетях сидеть и рассказывать, где они были и куда ходят. А ведь кто-то на серверах копит эту информацию», – цитируют политика СМИ.

Особый оттенок предложению сенатора придает и то, что прозвучало оно на заседании комитета СФ по информационному законодательству, где обсуждались новые правила регистрации блогеров. Напомним, отныне они значительно ужесточились для тех, кто имеет в подписчиках более 3 тысяч человек.

Некоторое время спустя появилась уточняющая информация об инициативе сенатора. Он пояснил, что предлагает разработать её только для научного сообщества – чтобы избежать утечки информации: «…в тех вещах, которые требуют наукоемких технологий, нужно быть очень аккуратными». Таким образом, каков же первоначальный замысел создания «Чебурашки», пожалуй, наверняка известно лишь узкому кругу государственных деятелей. Между тем сама идея закрытого интернет-пространства и тот политический фон, на котором она сегодня звучит, заставили общество в очередной раз задуматься о степени закручивания гаек в России.

Мы обратились к педагогам и специалистам в области образования с вопросом о том, как они восприняли нашумевшую инициативу сенатора. Реакция последовала практически однозначная: \”Чебурашить, конечно, нельзя…\”

Наталья Сухая, учитель русского языка и литературы школы №34, лауреат конкурса «Учитель года России-2011», Смоленск:

– Я не поверила сначала в серьезность такого предложения. Думала, что это шутка или глупость. Как можно серьезно воспринимать инициативу создать внутрироссийскую коммуникационную сеть, закрытую от доступа из стран ЕС и США? Весь мир развивается, продвигается вперед, создает новые технологии, совершает открытия. А нам информационную блокаду северокорейского варианта. Зато свое! Бред. Свое не всегда значит лучшее, к сожалению. Поэтому слова, что речь идет только о сфере научных разработок, не убеждают в обратном.

А название «Чебурашка»? Максим Кавджарадзе «чебурахнулся», сказали бы мои ученики. По-другому и не скажешь. Логичнее тогда присвоить имя Старухи Шапокляк и дать девиз «Хорошими делами прославиться нельзя». Сенатор начинал свою трудовую деятельность машинистом сцены в «Цирке на сцене». Может, отсюда такая тяга к героям детских книжек и лжепатриотизму? Разве смог бы человек, по-настоящему любящий свою Родину, предложить информационную изоляцию в такое политически трудное время?  Вообще такое предложить? Если только не для пиара себя… Мне страшно, что такие предложения могут звучать с трибуны Совета Федерации.

Алексей Лисин, лауреат конкурса «Учитель года России-2013», учитель информатики и ИКТ лицея №124, Барнаул:

– Если речь идет о сохранности важной информации, то для этого есть спецслужбы. Если информация не такая важная, тогда зачем её скрывать? Вследствие этого мне вообще не понятна суть закрытого Интернета. Весь смысл Интернета в его глобальности. Что должно привлечь пользователя в эту ограниченную сеть?

Но здравое зерно здесь все-таки есть. Нам нужно начинать производить свое. Почему у такой великой страны нет своего достойного производства автомобилей, бытовой и компьютерной техники? И вот пока телефон, с которого вы выходите в Интернет (пусть даже закрытый российский), производится за рубежом, мы не будем в безопасности.

Андрей Рогалевич, председатель комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодежи Законодательного собрания Республики Карелия:

– Такой инициативой был слегка удивлен. Если речь идет о создании локальной сети для НИИ или КБ, то это, на мой взгляд, правильно, так как коммуникации между такими структурами должны быть изолированы. Если это до сих пор не сделано, у меня возникает вопрос, а почему не предприняты меры? Если речь идет об ограничениях для российского общества в целом, то, безусловно, на пользу они не пойдут.  И тут можно перечислить множество факторов. Это и задержка информационно-коммуникационного развития, и введение цензуры… С таким же успехом можно говорить об ограничении телефонных соединений со странами ЕС и США. Для чего они нужны? А если пойти и дальше, можно ограничить и въезды в эти страны. Для чего ученым посещать международные семинары или мероприятия? Я, конечно, утрирую, но подведем итог. Можно предлагать все, что угодно, но эти предложения должны быть хорошо выверенными и продуманными, тем более, если они поступают со стороны члена Совета Федерации.

Дмитрий Новиков, лауреат конкурса «Учитель года России-2013», учитель информатики и ИКТ школы №66, Тюмень:

– Жертвовать временем своей жизни против чего-либо – жалко и недостойно человека. Жизнь всегда выступает за: за кого-либо, во имя чего-либо. Создание нового начинается не с ограничений и запретов. Кто будет трудиться, создавая продукт, направленный против американских санкций? Неужели тот, кто даже для своей идеи не смог придумать имя и обратился к творчеству детского писателя? Или мы все чего-то упустили из виду, и в юристе, экономисте, политике Кавджарадзе не разглядели специалиста по информационной безопасности?

В данном случае речь идет ни об изоляции, ни о железном занавесе. В словах сенатора лишь попытка угадать развитие мысли того, кто главнее, кто эту мысль уже озвучил. Да, Интернет создавался не нами. Но никто не обязывает государственные службы использовать зарубежные технологии, никто не принуждает Максима Геннадьевича, ни других сенаторов, депутатов, чиновников, судей, журналистов использовать сервисы и продукты таких компаний, как Microsoft, Apple, Google или таких компаний, в которых присутствует американское влияние, как об этом на съезде ОНФ обмолвился президент.

Удастся ли государству в лице наших законодателей создать такие условия, чтобы мы сами создавали сервисы, продукты, технологии, которые бы привлекали пользователей со всего мира? Это зависит от нас, учителей. Ведь и Максима Геннадьевича кто-то учил. Учил быть честным, учил быть умным, учил тактичности, учил чувству юмора. Вот и говорит сенатор по-своему остроумно, не боясь быть смешным, честно высказывая то, что у него на уме, чувствуя политический момент. Мы, учителя, в ответе за тех, кого научили. Поэтому нам самим надо делать свое дело так, чтобы потом не было неприятно или даже стыдно. В том числе и за звучащую с высоких трибун глупость.

Андрей Демидов, сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель»:

– Конечно, в нынешних условиях, государству хотелось бы монополии на информационное (и идеологическое) обслуживание своих граждан. В этом нет ничего удивительного. Как историк я знаю, что того же хотелось и Российской империи, и Советскому Союзу. Но история также показывает, что запретный плод становится сладок вдвойне, а технических возможностей закрыть все «альтернативные» информационные потоки по сравнению с советской эпохой (не говоря уже о дореволюционной) стало сильно меньше. А если запрет нет возможности реализовать, то какой в нем смысл? Если только раздражать население. Но я надеюсь, уважаемый сенатор не имел это в виду, когда формулировал свое предложение.

Можно, конечно, говорить о некой сети, которая не заменит Всемирную сеть, но просто станет использоваться как герметическое пространство для каких-то глобальных целей. Вопрос, для каких? Опубликования секретных оборонных разработок? Но думаю, что их и сейчас не выкладывают в Интернет.

Если же есть желание всех ученых выгнать из Глобальной сети и загнать в «национальную», то это мы тоже проходили. Ученый без возможности глобального научного диалога значительно теряет в своей эффективности. Что, кстати, и стало одной из причин проигрыша СССР в научно-технической гонке.

Не менее опасно, как мне кажется, принудительное «переключение» с глобального на российский Интернет школ и вузов. Образование в наше время по определению должно быть глобальным (по темам и источникам информации) для того, чтобы быть эффективным.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте