Больное поколение современных школьников спасут физкультминутки на уроках
Исследования ученых показали: чтобы дети в школе были здоровы, мало нормализовать учебную нагрузку, ╚перекроить╩ содержание образования. Нужно позаботиться о функциональ ном состоянии организма ребенка.
Ученик за время обучения в школе проходит по меньшей мере два возрастных криза ≈ в 6-7 лет и подростковый, а также переживает небиологические кризисы, навязанные ему школой и обществом, ≈ при поступлении в первый класс, во время перехода от начального обучения к предметному и в старших классах, когда выбирает профессию. Все это происходит на фоне постепенного, с 1-го по 11-й класс, увеличения нагрузки и уровня гиподинамии. Если малыши сидят за партой 4-6 часов в день, то старшеклассники ≈ уже 8-10 часов. А еще учтите продолжительность занятий до-ма. По самым скромным подсчетам, в общей сложности рабочий день младшего школьника длится 10-12 часов (при восьмичасовом рабочем дне для взрослого!), а старшеклассника ≈ 15-16 часов.
╚Смягчают╩ ситуацию уроки физкультуры, плавание и другие мероприятия по оздоровлению. Но и тут загвоздка – далеко не каждая школа может позволить себе создать такие условия для своих учеников. Данные очередного ежегодного анализа системы образования в Красноярс ком крае показывают, что из 1620 школ края медицинские кабинеты есть только в 347, бассейны – в 21 школе, а оздоровительные мероприятия в течение дня проводят 985 общеобразо вательных учреждений. Пятидневка, которая, по мнению многих специалистов, дает возможность детям иметь хотя бы один выходной день (второй неизбежно тратится на уроки), введена в 955 школах.
Вот и получается, что и для здорового ребенка даже обычная, неусложненная учебная программа непосильна, потому что умственная активность не уравновешивается физической. А нагрузка-то за последние годы возросла до 56 часов в неделю! И здоровых детей в школе практически нет. Синдром нарушения вегетативной (автономной) нервной системы охватил 72-78% подростков. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ здоровья детей, только 30% учеников начальной школы и 13-15% старших школьников психически здоровы. Мы выпускаем из школы толпы невротиков, а иногда и психически больных людей! Что уж говорить о прочих заболеваниях ≈ они стали почти нормой. Педколлектив 46-й школы поселка Смолино Нижегородской области провел совместно со специалистами научно-органи зационного отдела профилакти ки и реабилитации Нижегородс кого НИИ детской гастроэнтеро логии Министерства здравоохранения России исследование состояния здоровья всех школьников. Результаты: ╚Здоровых детей в школе оказалось 5,6%, в группе риска ≈ больше 50%. Наибольшие отклонения ≈ в нервно-психической сфере (58% в легкой форме, 16% детей было необходимо лечение), нарушения опорно-двигательной системы ≈ у 35% детей, заболевания дыхательных путей ≈ у 39%╩.
Выбор небольшой – либо просто позакрывать все школы, либо серьезно пересмотреть санитарно-гигиенические условия обучения и состояние физкультурно-оздоровительной работы, а также скорректировать психологический климат в школе.
Создать нормальные гигиенические условия – не значит соблюдать только электромагнит ную безопасность и нормы СанПиН по оснащению компьютер ных классов. Врачи называют с десяток факторов, которые существенно повышают нагрузку на школьника в течение рабочего дня (по материалам статьи кандидата биологических наук В.Безобразовой и научного сотрудника Л.Рублевой в московском сборнике ╚Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиени ческих условий обучения на здоровье школьников╩):
– недостаточная освещенность. Пыльные стекла задерживают до 30-40% света,
– ╚неправильная╩окраска помещений и мебели. В классах со светлой мебелью освещенность выше. Для зрения и психологи ческого состояния ребенка полезнее писать на зеленой доске желтым мелом,
– повышение температуры в помещении. Уже при 27-28 градусах тепла у ребят начинает болеть голова, а работоспособ ность падает ╚до нуля╩,
– неудобная мебель. В каждом классе найдутся ребята не менее 3-4 ростовых групп, поэтому и мебель в каждой классной комнате нужна не менее трех различных групп (номеров). Если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за парту большего, чем требуется, номера, но ни в коем случае не меньшего.
Опыт многих современных общеобразовательных учреждений показывает, что детям явно недостаточно уроков физкульту ры, предусмотренных программой. Чтобы дать возможность ребятам больше двигаться, а детям с патологиями заниматься лечебной физкультурой, придуманы ╚школы здоровья╩, валеологические программы, серии общешкольных и классных праздников, введены курсы массажа и фитотерапии, организованы занятия в бассейне. Уже не говоря о спортивных кружках и секциях. Конечно, возможности у всех разные. Но учителя не склонны пенять на отсутствие средств. Они действуют. Несколько лет назад я познакоми лась с замечательным учителем физкультуры Евгением Марковым из деревни Шудасола Республики Марий Эл, который придумал для своих ребят такую замечательную вещь, как ежедневные часы здоровья, которые проводятся на свежем воздухе. Ребята играют, соревнуются, занимаются общей физической подготовкой. А в субботу собираются на праздник – соревнова ние на приз большой перемены. И сколько еще по стране таких сел с неленивыми физкультур никами!
А вот в Республике Татарстан дело оздоровлени я ребятишек поставлено на широкую ногу. Министр образования Татарстана дал жизнь республиканской программе ╚Образова ние и здоровье╩. Фарис Харисов: ╚В наших школах проводится ╚спортивно-оздорови тельный час╩ – это урок, на котором мы пытаемся дать детям знания о здоровье человека, рассказать о том, как быть здоровым. Сколиозникам и детям с плохим зрением даем специальные упражнения. Установка такая: здоровье через образование и движение. На этом построен урок. Мы проводим семинары для учителей физкультуры, где учим, как лучше организовать этот час. Плюс динамические паузы во время урока. Их обязан проводить каждый учитель. Как? Уже разработаны методики. Конкретные упражнения зависят от возраста и состояния здоровья детей. Паузы – это и движение, и отдых от умственного напряжения. Мы подсчитали ≈ за неделю благодаря паузам фактически ╚набегает╩ еще один дополнительный сорокаминутный урок. Наши исследования показывают, что даже объем нагрузки в гимназиях не ухудшает здоровья детей, если эти гимназии работают над оздоровлением своих учеников.
Важен еще один аспект ≈ микроклимат в педагогическом коллективе, в детском коллективе, доверие учителя к ученику, ученика к учителю. Это очень важно. Чем меньше стрессов в школе, классе, тем лучше сохраняется здоровье. Только ругая и унижая ученика, разве можно добиться дисциплины и усвоения материала?
Недавно впервые в истории республики проблему развития физкультуры и спорта для детей рассматривали на заседании Кабинета министров Татарстана. Были председатель госсовета, все министры и даже президент Минтимер Шаймиев, который сказал: ╚Главное – движение, надо двигаться ╩. В результате выделили 50 миллионов рублей на приобретение спортинвентаря и завершение строительства детского спорткомплекса. Сейчас наше министерство готовит рекоменда тельное письмо, чтобы с нового учебного года в школах появился третий урок физкультуры╩.
Если каждый глава региона да плюс полномочные представители президента в семи округах станут заядлыми физкультурниками, может, и проблема перегрузки решится сама собой?
Комментарии