Трудно переоценить роль расписания занятий в школе. В силу его особой роли составление расписания регламентируется рядом нормативных документов и методик. Трудная задача для завуча – угодить всем и не нарушить СанПиНы и права ребенка.
От завуча требуется знание всех особенностей учебного процесса своей школы, чтобы правильно сформулировать их в виде требований к будущему расписанию.
Расписание можно, конечно, составлять вручную. Но в последнее время все больше и больше завучей используют для этих целей компьютер. Пусть, как говорится, у машины “болит голова”.
В существующих программах поставлена задача алгоритмизации и машинизации некоторых, наиболее трудоемких, этапов составления расписания. При этом у завуча остаются следующие функции:
– анализ особенностей школы;
– учет важнейших требований нормативных документов, методических указаний, рекомендаций и т.д.;
– формирование требований к будущему расписанию;
– учет рекомендаций ЭВМ по результатам программного анализа данных.
А роль ЭВМ выражается в следующем:
– проверка корректности исходных данных, выявление и указание ошибок;
– анализ данных и выявление конфликтных и напряженных ситуаций (или “узких мест”), указание путей их устранения;
– составление расписания;
– печать результатов в требуемой форме.
По сложившейся практике администрация распределяет классы по сменам с учетом возрастных групп и особенностей. Учитываются изменения работоспособности учеников в течение дня и недели. Распределяя классы по дням недели, администрация максимально использует возможности 1-й смены; выпускные классы занимаются только в 1-ю смену в связи с повышенной трудностью работы в этих классах; уроки 1-й и 2-й смен максимально сближаются. Все эти требования закладываются в виде часов занятий в специальную таблицу базы данных для составления расписания.
Гигиенические требования к расписанию предусматривают обязательный учет изменения работоспособности учеников в течение дня и по дням недели, а также трудности предметов. Считается, что снижению утомляемости способствует правильное чередование “трудных” и “легких” уроков. И хотя понятия “легкий” или “трудный” в школьной практике несколько субъективны, поскольку, кроме ранжирования предметов по сложности, зависят от психики ученика, его познавательных способностей, взаимоотношений с учителем и других факторов, при машинном составлении расписания завуч имеет возможность на основе своего опыта учесть это в создаваемой базе данных.
Возьмем один пример таких требований. По степени трудности учебные предметы принято делить на несколько групп (обычно на четыре) или ранжировать их в баллах. Кроме того, существуют особенности восприятия предмета для каждого возраста. Поэтому опытные завучи ставят наиболее сложные уроки на часы наибольшей работоспособности учеников.
Требования нормативных документов, регулирующих учебную нагрузку, учитываются завучем при назначении дневной нагрузки класса. Расписание как бы играет роль основы, вокруг которой планируется вся остальная деятельность школы: администрации, учителей, учащихся, библиотеки, буфета, внеклассных занятий, общественных мероприятий и др. Все эти требования должны быть известны завучу и заложены им в создаваемую базу данных.
Важно так же рационально (а иногда и просто искусно) использовать помещения.
При машинном составлении эффективное использование кабинетов достигается программой путем гибкого маневрирования временем занятий классов. Для этого по результатам анализа и по рекомендации программы завуч предоставляет классам и учителям достаточно свободную сетку часов. Остальное выполняет программа.
Итак, что же требуется от завуча при машинном способе составления расписания? Прежде всего знание всех особенностей своей школы, чтобы правильно сформулировать их в виде требований к будущему расписанию. Программа, составляя расписание, неукоснительно соблюдает заданные требования, выявляя и устраняя конфликтные ситуации.
Владимир КАРАКОВСКИЙ,
д.п.н. (шк. N 825, г. Москва);
Олег МАТУСЕВИЧ,
к.т.н. (ИОО Минобразования РФ)
Комментарии