search
main
0

Зачем тормозить прогресс?

Минпросвещения России запретило использование мобильных телефонов на уроках в школах России. Об этом заявил глава министерства Сергей Кравцов на Всероссийском родительском собрании. Соответствующая норма прописана в новых санитарных правилах, заявил глава ведомства. «У нас мобильные телефоны с этого учебного года на уроках <…> использовать не допускается, чтобы мобильные телефоны не отвлекали школьников от занятий», – пояснил министр во время трансляции. Он добавил, что в случае чрезвычайной ситуации, если надо будет позвонить родителям, следует обратиться к учителю. К нашим экспертам мы обратились с вопросом о том, выполнимо ли это требование и с какими последствиями заявленного решения столкнутся учителя?

Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:

– Речь идет не о запрете для детей, а о запрете для учителя. Согласно новым СанПиНам, вступившим в силу в прошлом году, учитель не может использовать мобильный телефон как средство обучения. Если раньше педагог мог попросить ребят найти какую-то информацию в Сети, используя смартфон, пройти учебный тест или викторину, то сейчас делать этого нельзя. Ранее, в 2019 году, Роспотребнадзор, Минпросвещения, Рособрнадзор и Российская академия образования подготовили методические рекомендации по использованию личных устройств сотовой связи в школах. В них управлениям образования и школам рекомендуется рассмотреть вопрос об ограничении использования детьми телефонов. Исключение предлагается сделать для ребят, использующих смартфон для мониторинга состояния здоровья. Кто-то ведет мониторинг сахара крови, кому-то родители настраивают напоминания о приеме лекарств. Но рекомендации – это не запрет. На сегодняшний день нет юридического инструмента, чтобы действительно запретить ученику пользоваться телефоном. На сайте прокуратуры Ярославской области даже размещено разъяснение от 2021 года: учитель и сотрудники школы не вправе забирать телефоны и иные устройства учеников.

На практике даже попытки учителя собирать телефоны перед уроками несут определенные риски. Некоторые педагоги наотрез отказываются брать на себя ответственность за сохранность чужой техники, особенно если стоимость одного гаджета превышает три-четыре зарплаты. Много говорится о создании мест хранения мобильных телефонов учеников, но для большинства школ эта идея абсолютно нереализуема. Пока единственный способ ограничения использования смартфонов – работа с родителями и воспитание культуры пользования устройствами у детей.

 

Евгений БУНИМОВИЧ, педагог, правозащитник, общественный деятель, в 2009-2019 гг. уполномоченный по правам ребенка в Москве:

– Запрет мобильных – это не ноу-хау российского образования. Это есть в частных школах Англии, возможно, уже и в государственных, и в других странах Европы. Нередко дети уходят в телефон во время уроков, отвлекаются и отвлекают учителя. С другой стороны, это мы, взрослые люди, расписываемся в своей растерянности перед миром виртуальным, в котором дети находятся половину, если не все свое время. Мобильные телефоны могли бы помогать в учебном процессе, сколько полезного есть для обучения в Интернете, но пока этот контент не удалось сделать интересным для школьников. Они находятся в мире соцсетей – в переписках, фотографиях, картинках, играх. В такой ситуации проще запретить, чем тенденцию переломить. Хотя мы знаем, что в столице есть Московская электронная школа, которая очень помогает в обучении. Важен и еще один принципиальный вопрос. Родители привыкли, что с ребенком можно связаться в любой момент. Если школьник долго добирается домой или задержался на репетиции. Как это будет решено, особенно для наших огромных школ, где учатся уже тысячи детей? Как будут забирать и выдавать гаджеты? А если не будут их забирать, то как этот запрет на использование будет сохраняться? Неясно, как это будет реализовано.

 

Михаил АВДЕЕНКО, заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования:

– Дискуссия на тему, надо ли запрещать на уроке средства мобильной связи или нет, идет давно. На мой взгляд, тут классическая ситуация: хотели как лучше, а получается как всегда. Я прочитал один из аргументов министра просвещения: у родителей, бабушек и дедушек нынешних учеников не было мобильных. Но их просто не было в природе! Когда появились калькуляторы, ими тоже запрещали пользоваться, боялись, что дети разучатся считать устно. Когда я учился, переходили с перьевых ручек на шариковые. И многие учителя запрещали приносить, особенно на уроки русского языка, шариковые ручки, говорили, что ученики не будут разборчиво писать. Сейчас уже никто не помнит, что такие опасения были. И вряд ли из-за использования калькуляторов и шариковых ручек уровень образования заметно упал.

Мобильный телефон – это мини-компьютер. Почему его нельзя использовать на уроках как дополнительное пособие, например по географии? Не каждый класс оборудован ноутбуками и планшетами. Достал телефон – поисковое задание выполнил.

Уверяю: если учитель будет интересно вести урок, никакому ученику в голову не придет залезать в гаджет и что-то там смотреть. Почему он в телефоне сидит? Ему скучно, неинтересно. Предположим, мобильные телефоны запретили. А вдруг экстренная ситуация? Родители будут дружно звонить классному руководителю? Еще одна проблема: одну трубку ученик сдал, а вторую оставил. Педагог каждый раз должен обыскивать детей? В какое положение вы ставите учителя? Урок длится всего 40 минут, а сколько времени уйдет, чтобы прояснить, есть ли у школьника гаджет, сдал ли он его? Получается, учитель будет заниматься не учебно-воспитательным процессом, а обнаружением дополнительных гаджетов? Это дополнительная нагрузка для него. На мой взгляд, предложенная инициатива не совсем подготовлена. Большие опасения, что крайним в этой ситуации снова окажется учитель.

 

Елена БАЧЕВА, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края:

– Хорошо, что министр просвещения РФ заявил об этом требовании на всю страну. Можно было и построже: зашел в школу – телефон выключил, вышел – включил. Это как в театре – культурная норма для человека. Разумных родителей не нужно убеждать, что телефон для связи, на уроке он мешает учебному процессу. В некоторых школах пробовали внести данное требование в устав образовательного учреждения, но всегда находились несогласные.

В этом учебном году слово министра должно прекратить все дискуссии о мобильных телефонах в школе. Можно не сомневаться, учителя и любящие родители вздохнут с облегчением, а у детей появляется возможность утвердиться в коллективе не за счет последней модели смартфона или списанного в Интернете ответа на сложную задачку, а за счет собственных знаний, усвоенных на уроке. В этом есть и воспитательный момент, а главное – рациональное зерно.

 

Наталия КУКУШКИНА, председатель Профсоюза работников образования Череповца, Вологодская область:

– Как я и подозревала, министр сказал не совсем правду. В СанПиНах есть запрет на использование телефона в качестве инструмента обучения на уроках. Почитайте п. 2.4.5 (https://base.garant.ru/75093644). Есть еще Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях (утв. Роспотребнадзором и Рособрнадзором №МР 2.4. 0150-19/01-230/13-01 от 14.08.2019) вместе с Результатами исследований, показавших отрицательные последствия использования устройств мобильной связи на здоровье детей, Памяткой для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи. Рекомендации – это не закон. Вывод очевиден: для того чтобы у детей не было телефонов в школе, должно быть разработано соответствующее положение в самой образовательной организации.

 

Юрий ЧУРЛЯЕВ, кандидат педагогических наук, победитель регионального и призер Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2010, учитель географии лицея №9, Воронеж:

– Прогресс не надо тормозить. Существуют электронные учебники, пособия, тесты для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Чтобы сдать на права для вождения автомобиля, я сам готовился по электронным тестам, а для детей использование гаджетов уже стало повседневностью. Поэтому я считаю, что учитель как руководитель урока должен сам определять, где запрещать пользоваться гаджетами, а в каком случае применение его на уроке обоснованно.

У меня ученики на уроке не пользуются телефонами. Да и что это значит? Позволить школьникам в игрушки играть? Так подобного не было и не будет! Но, если надо провести индивидуальную подготовку или решение задания, считаю, ученик сам должен уметь найти информацию, обработать ее, решить электронный вариант теста. Но приказ есть приказ… Будут ли дети стараться обойти этот запрет и лишний раз заглянуть в телефон? Наверное, да. С трудом представляю себе, какое может быть наказание за это, тем более что о нем в приказе не говорится.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте