Когда говорят об общих целях воспитания школьника, то имеют в виду, что реализовать их не может только учитель-предметник, только классный руководитель, только родители. Формирование личности проходит под влиянием всех институтов воспитания вместе.
Продолжение. Начало в №31 за 2008 год
2. Цели воспитания
Цель воспитания – это некий идеал, к которому стремятся и общество, и отдельные воспитатели. Поэтому ниже речь пойдет именно о таких ориентирах, которые должен иметь и классный руководитель, и семья, и любой другой педагог.
Антон Семенович Макаренко неоднократно подчеркивал: цели воспитания не могут быть выведены ни из чего другого, кроме как из общественных потребностей. Однако надо учитывать и то, что цели воспитания не могут быть представлены в виде педагогического пересказа политических установок. Решительно все в воспитании должно преломляться через экономические возможности сегодняшней школы, положение и мастерство учителя, психологию ученика, позицию педагогической общественности, учитывать материальные, культурно-исторические реальности, семейные идеалы, национальные традиции, социальную ситуацию в целом и, конечно, ни в коем случае не игнорировать недостатки образованности и воспитанности людей. Иначе говоря, основанием для выработки целей воспитания сегодня становится наряду с общественной потребностью практическая их достижимость, реализм.
В этом смысле программная задача – формирование гармонической, всесторонне развитой личности – должна рассматриваться в качестве идеальной цели, к которой стремятся и общество, и школа. Но цели, как известно, бывают ближние и дальние. Можем ли мы говорить о всестороннем развитии как о самой близкой перспективе? Есть ли такие возможности у общества уже сейчас? Ответим честно: возможностей, чтобы каждый без исключения мог максимально развить свои умственные и художественные способности, технические таланты, действительно овладел физической и духовной культурой (а не просто познакомился с ней), чтобы трудился в той области, которая наиболее благоприятна для расцвета его личности и где он мог бы раскрыть весь свой творческий потенциал, – таких возможностей пока нет.
Чтобы обеспечить, скажем, полноценное физическое здоровье и развитие школьника, нужны соответствующие условия не в отдельных, а во всех школах без исключения (спортивные залы, стадионы, бассейны, хорошее спортивное оборудование) и время для занятий. Для умственного, эстетического воспитания тоже нужны экономические предпосылки, нужны учителя – не какие придется, а только способные и отлично подготовленные; нужно, чтобы в классах по всем предметам учили детей не по 40-45, а по 10-15 человек; нужны учебно-наглядные пособия не из XIX, а из XXI века, персональные компьютеры для каждого ученика и т.д., и т.п.
Философы не мыслили всестороннее развитие человека вне трудового, профессионального обучения и политехнического воспитания. И здесь нам далеко еще до идеала! По сути дела, мы, говоря спортивным языком, не взяли пока планку технологии трудового обучения даже в лучших городских школах, а что говорить о глубинках? Причин здесь много. Одна из них – частые фальстарты. Наша промышленность только начала проводить модернизацию производства, а мы поспешно утверждали, будто ведем политехническое обучение. На какой базе?
Заявляя всестороннее развитие личности в качестве цели воспитания, некоторые теоретики имеют в виду лишь создание материальных условий для занятий детей той или иной деятельностью. Скажем, ходит подросток в школу, изучает математику, физику, биологию, литературу – значит получает умственное развитие. Но так ли это? Это лишь внешняя сторона проблемы. Суть же дела в качестве, в содержании образования; в том, чему и как учат детей. Если методика основана на зубрежке, на запоминании фактов, а не логико-аналитическом, проблемном обучении в сочетании с чувственным опытным познанием, то разве это предпосылка для умственного развития? Оно остается весьма далеко от того идеала, который прописан в «теории всестороннего развития».
Нельзя не учесть и такой субъективный фактор, как желание и готовность самих учащихся развивать свои дарования и способности. Этот фактор формируется, конечно, в результате школьного и семейного воспитания. Но в первую очередь он является результатом воздействия общественной культуры. Она же, как известно, развивается десятилетиями, если не веками.
В понимании целей образования и воспитания нам пора отказаться от формализма и встать на реальную почву. Кому приносит пользу самообман? Он не нужен ни обществу, ни личности тем более. Вот почему столь актуален сегодня разговор о базовом образовании как о ближайшей перспективе, том минимуме, который необходим каждому и который государство, общество могут и должны реально обеспечить, а учащиеся в зависимости от способностей усвоить в разные сроки.
Базовое образование включает в себя то обязательное, что дает основание школьнику включаться в самостоятельную жизнь и совершенствовать себя – свой ум, таланты, свои индивидуальные дарования – всю последующую жизнь. И если при этом все же у талантливого артиста не будут развиты и технические склонности, а у землепашца-экспериментатора не разовьется музыкальный слух или дар конструктора – придется с этим согласиться. Более того, еще долгое время придется считаться с тем, что у сельских тружеников нет благоприятных условий для саморазвития и культурного роста, а у городских хуже со здоровьем, трудовой и физической закалкой. Хотя вовсе не следует с этим мириться.
Означает ли высказанный скепсис, что идеальной цели быть не должно? Нет, ни в коем случае не означает. Перспектива дает общественную энергию государству и людям. Но должен быть одновременно и трезвый, взвешенный подход к определению целей и задач воспитания.
Реальная цель сегодня – дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
Живя и общаясь между собой в коллективах, люди разносторонне обогащают друг друга теми качествами, которые у них лучше развиты. Так, за счет богатства отдельных личностей мы приходим к всестороннему развитию коллектива. И это вполне достижимая задача, обеспечивающая диалектику взаимообогащения коллектива и личности, нацеливающая на индивидуальный подход к каждому.
Реалистический подход к целям воспитания подводит нас еще к одному важному понятию – базовая культура личности.
3. Базовая культура личности
В эпоху крутой ломки устаревших ценностей должны быть выдвинуты такие цели, которые обеспечивают не обязательно универсальные, но обязательно объективно необходимые (базисные) качества для развития и человека, и общества на конкретном этапе. Формирование базисных черт личности задается программой перестройки в области экономической, политической, национальных отношений, в сфере демократизации и гуманизации – они определяются тем, что может дать человеку обновленное общество и что должен дать ему человек.
Центральным понятием для группировки этих базисных черт личности должно стать, на наш взгляд, понятие базовой культуры.
Почему мы останавливаемся на нем?
Во-первых, именно в культуре (вернее, в ее отсутствии) концентрируются во многом наши упущения в воспитании и первоочередные проблемы, решение которых должно стать фундаментом всестороннего развития будущих поколений.
Рассуждая о критериях многосторонности и гармоничности, философ Владимир Александрович Ядов пишет об «устранении в развитии личности явных противоречий между культурой технической и гуманитарной, преодолении отчуждения от политики и деятельном включении в общественно-политическую жизнь, о необходимости покончить с ужасающим небрежением к своему здоровью…».
Во-вторых, базовая культура есть некая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное, наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (то есть не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад).
Впрочем, гармония – это не просто сочетание эмоционального, рационального, поведенческого в человеке. Мы, например, говорили и об убеждениях как о сплаве сознания и поведения. Но этот сплав не всегда можно отнести к области культуры. Революционная одержимость и беспощадность в ходе классовой борьбы не требуют особой культуры – они однонаправлены на борьбу со столь же беспощадным врагом. Но когда черные и белые краски исчезают, когда появляется многоцветье жизни, нужны творчество, гибкость, обнаруживается необходимость обратиться к опыту всего человечества, то есть нужна культура. Понятие «культура» есть гармония культуры знания, культуры творческого действия и культуры чувств и общения. Наконец, целостность (гармония) выражается и в том, что культура есть разрешение противоречий между крайностями (природа и производство, труд и отдых, физическое и духовное, общество и личность, требовательность и тактичность и др.), то есть культура – это достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт.
В базовую культуру, на наш взгляд, входят пусть немногочисленные, но лучшие образцы мировой, общечеловеческой, национальной, общенародной культуры, традиционные и современные их образцы. Тем самым подчеркивается общекультурное значение гуманистического воспитания. Такой подход устанавливает отношения с мировой культурой, основанные на новом политическом мышлении: обеспечивает включенность отечественной культуры в культуру мировую как части, обогащающей целое и питающейся от него.
Исходя из современной социально-педагогической ситуации целесообразно, на наш взгляд, выделить приоритетные направления базовой культуры, которые могут составить основу содержания воспитания. Это культура жизненного самоопределения; культура семейных отношений; экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная и культура общения, экологическая, художественная, физическая культура.
Формирование базовой культуры по обозначенным направлениям приводит к формированию социального типа личности, сочетающего мировоззренческую культуру, гражданственность, деловитость и творческую индивидуальность.
Базовые основания культуры, как уже подчеркивалось, содержат в качестве ядра общечеловеческие ценности и предполагают следование актуальным требованиям по устранению недостатков воспитания. Так, в плане культуры труда сегодня важно формировать не самоотверженность, выражающуюся в готовности к штурмам, а деловитость, планомерность, рабочую честь, верность обязательствам перед коллегами и потребителями. Демократическая культура требует понимания новых отношений в системе «человек – общество – государство», умения вести дискуссию, отстоять свое мнение, даже отличное от общего, знания демократических процедур, прав и обязанностей.
Новые подходы к воспитанию, которые может дать разработка базовых оснований культуры, наиболее отчетливо проявляются, если внимательно посмотреть, например, в культуре жизненного самоопределения личности – центральном звене базовой культуры.
Олег ГАЗМАН, Александр ИВАНОВ
Комментарии